Работа в малых группах

Цель - возможность участвовать в работе, практиковать навыки изучения признаков разных видов гражданских процессов; умение выделять основные признаки исков разных видов и форм; раскрывать содержание исков и стадий гражданского процесса, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия)

Вопросы к обсуждению: 1. Судебная защита и этапы ее развития. 2. Легисакционный процесс. 3. Формулярный процесс. 4. Экстраординарный процесс 5. Средства защиты: иски и интердикты - понятия и виды. Контрольные вопросы

1. Найдите примеры разрешенного самоуправства в Законах XII таблиц.

2. В чем проявилось ограничение самоуправства в классическом римском праве?

3. Каковы будут последствия, если кредитор после неоднократного напоминания должнику о возврате долга вошел к нему в дом и изъял необходимую сумму?

4. Каким должностным лицам в Древнем Риме принадлежала юрисдикция?

5. На какие два этапа делится процесс в Древнем Риме? Кто выступал в качестве судьи на втором этапе?

6. Укажите характерные черты легисакционного процесса?

7. КАЗУС. Гай предъявил иск к своему соседу Гнею и произнес перед претором следующие слова: «Я требую, чтобы Гней за каждую вырубленную в моем саду виноградную лозу заплатил по 25 ассов». Какое решение примет претор в легисакционном процессе?

8. Почему в конце периода Республики легисакционный процесс был вытеснен формулярным? Опишите этот процесс.

9. Назовите составные части формулы претора.

10.Допускалось ли обжалование судебных решений в легисакционном и формулярном процессах?

11.Судебный процесс, установленный в период империи, римляне называли экстраординарным, почему?

12.Каким является иск о возврате долга: вещным или персональным? Почему вещные иски называют абсолютными, а персональные – относительными?

13.Что означает право на эксцепцию?

14.Какие иски называются кондикционными?

15.Чем судопроизводство, основанное на интердиктах, отличается от обычного?

16.С какой целью закон устанавливает сроки давности?

17.С какого момента начинает действовать законный срок предъявления иска, если в одном случае нарушено право собственности, а в другом – не исполнено обязательство по договору?

Дискуссия

В ходе дискуссии выявляются точки зрения студентов на обсуждаемый вопрос,  и анализируется каждая из них.

Цель – формирование у студентов специфических умений и навыков: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления, выявление точек зрения студентов. Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Исковая давность», Составление схемы, содержащей общие и специфические характеристики легисакционного, формулярного и экстраординарного процессов

Номер задания:7-14,120-124,333-344.

Семинар по теме 7: «Римская семья и брак. Отцовская власть»

Цель и задачи: формирование у студента специфических умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание основных признаков агнатов и когнатов, фамильный статус, формы брака и положение женщины в семье, имуществен­ное положение супругов в различных формах брака.      Практиковать навыки изучения признаков разных отношений родства у римлян; умение выделять основные признаки лица своего права и лица чужого права; раскрывать содержание форм брака и конкубината, а также возможность практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) Вопросы к обсуждению: 1. Отношения родства у римлян: сородичи, агнаты и когнаты. 2. Фамильный статус: лица своего права и лица чужого права (подвластные). 3. Формы брака и положение женщины в семье. Конкубинат.4. Имуществен­ное положение супругов в различных формах брака.5. Власть домовладыки и положение детей. Отцовская власть. 6. Имущественное положение подвластных детей.

Казусы

1. КАЗУС. Жена Тита, желая сделать ему подарок, оплатила его дом. Но тесть Тита, упрекнув дочь в расточительности, обратился к юристу с вопросом о том, есть ли основания для признания этой уплаты незаконной. Разрешите дело.

2. КАЗУС. Гней развелся с Ливией, с которой состоял в браке sine manu. Он согласился вернуть ей имение, потребовал возместить затраты, которые он понес, построив там мельницу и украсив дом росписями на стенах и скульптурами. Будут ли удовлетворены требования Гнея?

3. КАЗУС. Сея, выйдя замуж за Павла, передала ему в качестве приданого 5 тыс. сестерциев, на которые муж купил дом. После развода Сея, потребовала дом, Павел согласился вернуть деньги. Как разрешить спор?

4. КАЗУС. Дом, входящий в приданое Юлии, сгорел от удара молнии. Гай, муж Юлии, представил ей 10 тыс. сестерциев на ремонт дома. Дом был отремонтирован. На оставшиеся 500 сестерциев Юлия купила себе рабыню-служанку. После ссоры Гай потребовал возврата 10 тыс. сестерциев из ее приданого, ссылаясь на запрет дарений между мужем и женою. Какое решение вынесет суд?

5. КАЗУС. Ливия вступила в брак с Марком, который был ей должен с учетом процентов 1000 сестерциев; эта сумма стала считаться приданым Ливии. Через два года, после развода, Ливия потребовала возврата 1000 сестерциев, а также процентов за весь срок супружества. Марк согласился вернуть 1000 сестерциев. Каково ваше решение?

6. КАЗУС. Фабий в течение нескольких лет сдавал внаем дом – приданое его жены. После развода жена потребовала не только возврата дома, но и полученных доходов. Законны ли ее требования?

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Опека и попечительство: основные черты и порядок назначения».

Номер задания: 19-25,129-132,353-359.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: