Исследовательская работа

Тема: «Весна. Сезонные изменения в природе».

Цель: Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе весной.

Задачи: Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в приро­де, которые происходят весной. Развивать логическое мышление детей, учить строить при­чинно-следственные связи. Воспитывать любовь к природе, наблюдательность, желание разобраться в явлениях природы, понять их суть. Воспитывать активную любознательность.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

уметь объяснять мир: называть основные особенности времени года - весны;

называть весенние месяцы и их характерные признаки;

уметь определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе.

Мета предметные:

развивать умения извлекают информацию из иллюстраций, схем;

развивать умение находить нужную информацию в учебнике;

представлять информацию в виде схемы;

выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы;

обобщать и классифицировать по признакам;

по иллюстрации находить ответы на вопросы.

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный пректор;

аудиозаписи: “Весенний шум”, припев песни “Журчат ручьи” из кинофильма “Весна”;

карточки со словами: март, апрель, май для АМ “Лотерея”;

табличка “Весна”;

цветок “Ромашка” с отрывными лепестками;

рисунок солнца;

физкультминутка “Весна” (http://www.youtube.com/watch?v=XpW5Ok038qQ);

Тип занятия. Закрепление знаний и способов деятельности.

Подготовка к уроку (опыт):

За две недели до урока веточки деревьев поставили в баночки:

1) веточки с водой стояли в холодном месте;

2) веточки стояли в баночке без воды на подоконнике;

3) веточки стояли в баночке с водой на подоконнике.

4) веточки стояли в баночке с водой в тёмном шкафу

Ход занятия.

Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь, тайны открывать,
Ответы полные давайте.

И на уроке не зевайте.

 





Актуализация учебного процесс 

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг … (природа)

- Давайте вспомним, какая бывает природа (живая и неживая)

- На какие две группы мы можем разделить все объекты природы?

Давайте поиграем в игру “Природа - не природа”.

- Если слышите названия предмета живой природы - хлопаете,

Неживой природы - топаете.

Игра “Живая неживая”.

Дерево, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, птицы, вода, снег, медведь, воробей, дождь.

ВЕСНА

- Кто догадался, какова тема урока? (Весна.)

- Что такое весна? (Время года.)

На какие вопросы вы бы хотели сегодня ответить?

О чем узнать?

АМ распределения на группы. Метод “Лотерея”.

- Для достижения наших целей, нам надо распределиться на группы.

- Каждому из вас надо вытянуть карточку.

Преподаватель держит карточки, на которых с обратной стороны написаны слова: март, апрель, май. Учащиеся по-одному вытягивают карточки и распределяются в группы.

- На какие группы распределились?

- Почему? (Это название весенних месяцев.)

Назовите их по порядку.

Наша задача выяснить:

- Чем каждый месяц весны отличается друг от друга? Но для начала вы займёте свои места и ответите на первый вопрос:

- Как наши предки их называли и почему?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, составьте из букв алфавита их народное название.

На партах у учащихся лежат буквы алфавита. Учащиеся выбирают трёх человек, и они выполняют это задание у доски. А остальные члены команды получают следующее задание.

  Методы: “Собери картинку”, “Кластер”.

Каждая группа получает пазлы.

Картинки – пазлы

1я группа набухание почек; появление листьев, цветение растений,

2-я группа таяние снега, льда. ледоход; половодье; капель. небо голубое, высокое, солнце яркое, облака белые, легкие.

3 - я группа появление насекомых; возвращение перелетных птиц; выведение    потомства. Пробуждение от спячки, линька.

Задание: собрать картинку.

Под музыку дети у доски составляют название месяцев, а остальные собирают картинки.

Обучащиеся в группах выполняют задание, затем представляют свою работу.

Проверяем.

1-я группа. Март - протальник.

2-я группа. Апрель - снегогон.

3-я группа. Май - травень.

- Почему так называют каждый месяц?

Март-протальник Слово «март» не русское. Оно пришло к нам из Византии. Первый месяц весны назван так по имени бога войны Марса.

Наши предки называли этот месяц «протальником» из-за быстрого таяния снегов и появления проталин. В марте сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и «капельником». В марте день с ночью меряются, равняются. 21 марта. В марте есть день, когда солнце на небе бывает ровно полсуток, 12 часов. Этот день называют весенним равноденствием.

Апрель.

Своё название месяц получил от латинского слова «аперире», что означает – открывать.

Наши предки называли апрель «снегогоном».

За непостоянство погоды, её изменчивый характер «капризник», «обманщик».

На реках начинается ледоход: льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются.

ПОМНИ! Весной на водоёмах опасно ходить по льду. Подтаявший лёд может проломиться. От растаявшего снега и льда река переполняется водой и выходит из берегов. Такой разлив реки называется половодьем.

Май. Месяц май назван в честь мифической богини гор Майи, дочери Зевса.

Наши предки называл и май «травником», «птичьим пересвистом», май – конец весны, преддверие лета. В мае ветер поёт, а земля надевает свой лучший наряд. Земля покрывается зелёным ковром.

ИТОГ: Три долга есть у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим МАРТ справляется, снег согнать, землю разбудить и отогреть – АПРЕЛЬ 30 дней только этим и занимается, третий долг – тёплую землю в зелень нарядить – достаётся МАЮ.

Проверяем “Кластер”.

- Что у вас получилось?

- Что изображено на ваших картинках?

- Что объединяет все картинки? (Изображено время года весна.)

- Докажите.

А для этого рассмотрите внимательно свои картинки и назовите характерные признаки весны.

Обучащиеся выполняют задание, называют основные признаки весны, вывешивают эти признаки – картинки на доске в виде “Кластера”.

Образец

· По каким признакам люди узнают весну?

Изменения в неживой природе.

- Сейчас мы поговорим об изменениях в неживой природе с приходом весны.

- Какие же изменения произошли в неживой природе?

1) –Что можно сказать о солнце?

(светит ярче, чем зимой, с каждым днём греет всё сильнее, гораздо выше поднимается над горизонтом, дни становятся длиннее.)

2) – Какое весной небо? Облака?

(Голубое, высокое. По небу плывут лёгкие облака, кучевые, похожие на клубы дыма, движутся быстро днём, а к вечеру исчезают. Когда же кучевые облака становятся тёмными, то скоро надо ожидать грозы.)

3) – Какие осадки выпадают весной?

(В марте- снег, в апреле- снег и дождь, в мае- дождь.)

4) – Что происходит весной с почвой?

(Почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от тающего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остаётся влажной.)

5) – Что происходит со снегом?

(Снег тает, в марте появляются проталины, а в апреле их становится всё больше и больше, в мае снега уже нет.)

6) – Что происходит с водоёмами?

(Лёд на водоёмах темнеет, покрывается трещинками, тает. В конце апреля на реках начинается ледоход.)

- В это время опасно ходить по подтаявшему льду, так как он может проломиться. Река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется…(половодьем). Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.

Физкульминутка.

За две недели до урока вы начали проводить самостоятельные исследования.

- Как вы понимаете, что это такое?

(исследование – это научный труд.)

- А кто же такой исследователь?

(Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием)

- Сегодня, ребята, пришло время поделиться своими исследованиями, наблюдениями

За две недели до урока веточки деревьев поставили в баночки:

1) веточки с водой стояли в холодном месте;

2) веточки стояли в баночке без воды на подоконнике;

3) веточки стояли в баночке с водой на подоконнике.

4) веточки стояли в баночке с водой в тёмном шкафу.

Исследовательская работа.

- Теперь посмотрим на наши веточки, что с ними произошло за две недели.

Каждая группа рассматривает свои веточки, обсуждает, что произошло и делает выводы.

Представители от каждой группы демонстрируют свои веточки и делятся своими выводами с одноклассниками.

1-я группа. Веточки с водой стояли в холодном месте. Ничего не произошло, потому что там было холодно.

2-я группа. Веточки стояли в баночке без воды на подоконнике. Они засохли, потому что не было воды.

3-я группа. Веточки стояли в баночке с водой на подоконнике. На веточках начали распускаться почки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет.

4 – я группа. Веточки стояли в баночке с водой, но в тёмном шкафу. Листики появились, но жёлтого цвета, а потом засохли

- Какой вывод можно сделать на основе нашего исследования?

- Что нужно, чтобы природа весной ожила?

(Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, и тогда природа оживает.)

Раскроем секрет волшебницы - Весны.

- Что помогает ей распускать листочки?

(Солнце, поднимаясь выше, сильнее нагревает, растапливает снег, наполняет водой землю.)

Весна – утро года”.

- Как вы думаете, чем похожи утро и весна?

- Что происходит в природе утром?

- А что можно сказать о жизни людей утром?

- А что происходит в природе весной?

Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к

Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Подснежники, мать-и мачеха, одуванчики, ландыши – это первоцветы. Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.

Они Занесены в красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.

Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.

Итог урока.

У вас на партах лежат лучики солнца и тучки.

- Если вы активно работали на уроке, помогали своим одноклассникам в решении поставленных задач и ваши ожидания оправдались, подарите весеннему солнышку лучик. Если ваши ожидания не оправдались, вы испытывали трудности на уроке, и они остались нерешёнными - прикрепите рядом с солнышком тучку.

- Кто может сказать, что подарил весеннему солнышку? Почему?

На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям ПОДАРИТЬ.

«Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

Спасибо за внимание!

https://www.youtube.com/watch?v=inpRP0jgVJ0 – видео сезонные изменения в природе весной

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: