После революции 25 октября (7 ноября) 1917 года первые полгода советская власть набирала силу. Сильные гонения на веру начались с лета-осени 1918 года. Однако уже в самом начале 1918-го Советская власть принимает декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, что означало:
– отделение церковных объединений от государства и прекращение государственного финансирования церковных структур; прекращение госфинансирования церковного образования (на Вятке уже в 1918 году закрывается Вятская духовная семинария, одна из старейших и крупнейших в России, закрываются домовые храмы при государственных и социальных учреждениях);
– национализация церковной собственности (в городе Вятке уже в конце 1917 года у Церкви отобрана епархиальная типография);
– введение гражданских органов ЗАГСа;
– запрет преподавания Закона Божия и церковных дисциплин в государственных учебных заведениях.
В феврале 1918 года в государстве проведена календарная реформа (введен «новый стиль» - западноевропейский «латинский» григорианский календарь).
1918 год ознаменован посланием Поместного Собора Русской Православной Церкви (РПЦ) «К православному народу» (о защите святынь), а также посланием Святейшего Патриарха Тихона (против богоборчества и о защите святынь).
В первой половине 1918 года в разных местах Вятской епархии проходили собрания, которые призвали не допустить национализации церковного имущества, не допустить отмены преподавания в школах Закона Божия. Призывы имели некоторую силу. Преподавание Закона Божия на Вятке отменено не в 1918 году, а не ранее 1920 года. Был создан особый епархиальный орган – Комиссия по охране церквей, церковного имущества и духовных учебных заведений.
В мае – июне 1918-го проходило епархиальное собрание духовенства, которое решало разные вопросы, в том числе – один из главных – вопрос финансирования, содержания всех структур епархии в новых условиях без государственного финансирования.
В 1918 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о дальнейшем реформировании структуры РПЦ, было значительно увеличено количество викарных епископских кафедр. На Вятке в 1918-м созданы викариатства в Слободском, Орлове, Глазове, Уржуме, Котельниче, Яранске, Елабуге.
Однако помимо всего этого, 1918 год вошел в историю как время «красного террора». Уже в феврале 1918-го страдания за веру претерпели первые мученики на Вятской земле – протоиерей Павел Дернов и его сыновья Борис, Григорий и Симеон.
К лету 1918-го вся страна была охвачена Гражданской войной. Введено военное положение, значительно усилился «красный террор», создана страшная ЧК (в том числе и на Вятке).
Террор, в том числе, был направлен против духовенства. В августе 1918 года близ Казани расстрелян Троцким вятский викарный архиерей священномученик Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский. В дальнейшем расстреляны Орловский благочинный протоиерей Михаил Тихоницкий, протоиерей Феодор Нагорничных в Вятке и протоиерей Алексий Лопатин в Слободском. Убиен проживавший в Вятке на покое епископ Исидор (Колоколов). Убиены подосиновские новомученники – протоиерей Николай Подъяков и иерей Виктор Усов, священномученик Прокопий Попов из с. Шолга, уржумский священномученик Анатолий Малиновский. Подверглись репрессиям монахи Трифонова монастыря, часть из них погибла. Всего по Вятской епархии – десятки жертв. Точная цифра пострадавших – неизвестна.
Осенью – зимой 1918 года при Вятском горсовете работала комиссия по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, которая национализировала церковные капиталы на сумму 755 тысяч рублей. На селе национализация церковного имущества проходила в 1919 – 1921 годах.
В 1920 году преосвященный епископ Никандр (Феноменов) оставляет Вятскую кафедру.
В октябре 1920-го по требованию советской власти прекращена деятельность епархиального совета, произошла дезорганизация епархиального управления.
(Другую половину вопроса готовила Ксения Веснина)






