VI. Завершающий этап урока

Класс.

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

 

Цель урока: познакомить обучающихся с образом защитника Отечества черезразличные виды искусств.

 

Тип урока: формирование новых знаний.

 

Задачи урока:

- актуализировать знанияо музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литератураразными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

- воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

- развить интонационный слух и творческие способности;совершенствовать вокально-хоровые навыки;развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

II. Актуализация знаний.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О том, кто уже не придет никогда, - помните!»

(А.Блок)

 

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

 

Учитель: - Ребята, как вы думает, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О героях разных времен.)

Учитель: - О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре. Приведите тому примеры (Ответы ребят.) (Учитель исполняет названные ребятами музыкальные фрагменты на фортепиано или звучит музыка в записи.)

 

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы ребят.)

На доске появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в тетрадях. (Слайд № 3)

Учитель: - Поставьте перед собой задачи, которые вам предстоит решить сегодня. (Ответы ребят.) Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

 

IV. Работа по теме урока.

1. «Реквием» Р.Рождественского. Слайд № 4. На слайде фотография Р.Рождественского, определение реквиема и эпиграф, предпосланный автором к его поэме «Реквием».

 

· Выразительное чтение и сравнительный анализ двух фрагментов из «Реквиема» Р.Рождественского.

· Работа над интонацией.

 

Учитель: - Прослушайте «Реквиема» Рождественского. Сопоставьте части реквиема между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

Учитель: - Как стоит прочитать первый отрывок, что бы подчеркнуть его драматизм? (Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево.)

Учитель: - Как стоит прочитать второй отрывок, что бы подчеркнуть его лиризм? (Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято.)

 

2. «Реквием» Д.Кабалевского. Слайд № 5. На слайде фотография композитора Д.Кабалевского, краткая информация о его произведениии «Реквием».

«Наши дети»

· Слушание (со свободным дирижированием) и анализ фрагмента

Учитель: - Вам будет предложено задание – послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Звучит «Наши дети».

· анализ фрагмента (Уже во вступлении к хору звучит светлая, песенная музыка, перебиваемая грозными, интонауиями, ритмами ударгых. В звучании хора чередуются эпизоды лирические мажорные с драматическими минорными. В звучании симфонического оркестра между куплетами слышны контрастные интонации. Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)

 

«Помните!»

· Слушание (со свободным дирижиолванием) и анализ фрагмента (Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Звучит «Помните!».

·   анализ фрагмента (В начале поют солисты (баритон, сопрано). Патетический характер высказывания солистов строится на сочетании песенности и речитативности.)

 

Учитель: - В чем проявился принцип контраста в развитии музыки этой части? (голоса солистов чередуются со звучанием темы хора «Наши дети». По мере развития музыка приобретает все более драматический характер, и заключительный раздел звучит уверенно и победно.)

Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского – «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит? (Тема, характер частей, интонации, жизненное содержание.)

 

4. Репродукции гравюр литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Слайд № 6. На слайде слова художника о его гравюрах из цикла «Вечно живые».

Учитель: - Прежде, чем вы посмотрите работы литовского художника С. Красаускаса, предлагаю прочитать его слова о том, какое влияние оказала поэма «Реквием» Р.Рождественского на создание его гравюр.

 

Слайд № 7.

Учитель: - А теперь рассмотрите гравюры литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». идея этих произведений (Вечная память погибшим.)

Учитель: - анализируя композиции гравюр, которые помогают раскрыть их главную мысль (на них выделяются два горизотальных плана: на нижнем-погибший солдат, на верхнем-эпизоды из мирной жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете).

Учитель: - Какая идея воплощена в гравюрах через эти два цвета? (Жизнь и смерть.)

 

V. Обобщение Учитель: - Подумайте, как выразительность музыки «Реквиема» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р.Рождественского. (Каждое произведение содержит в себе яркие контрасты и …)

Учитель: - Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием? (Авторы оплакивают погибших воинов.)

Учитель: - Считаете ли вы, что образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства? (Ответы обучающихся.)

 

На доске эпиграф:

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

 

Учитель: - Как вы понимаете эпиграф урока? Согласны ли вы с поэтом? (Размышления обучающихся.)

 

VI. Завершающий этап урока.

Исполнение песен, воспевающих защитников Отечества, по желанию обучающихся..)

 

VII. Рефлексия.

 

VIII. Итог.

Слайд № 8. Звучит песня «От героев былых времен» (плюс).

Домашнее задание

1).Подготовить рисунок: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: