Задание для СП-18 по основам философии.
Тема: Древнеиндийская философия
Выписать и объяснить термины и названия: веды, Ригведа, касты, риши, нирвана, реинкарнация, Рита, сансара.
Выписать основные положения древнеиндийской философии.
3. Сделать вывод об отличии древнеиндийской и древнекитайской философии.
Переслать до 26 апреля: aptorbeeva@phtt.ru
Поскольку тема нашей разговора – философия Древней Индии кратко, то мы рассмотрим только основные моменты данной темы. Тем не менее, вы можете сложить общее представление о философии, которая сформировалась на Востоке и в частности – в Индии.
Мыслители Древней Индии относились к истине как к многогранному знанию, которое нельзя выразить в полном объеме, остановив свой взгляд только лишь на отдельных сторонах. Именно поэтому они считали, что существует множество путей совершенствования, выбрав один из которых, можно развить свою личность и вырасти духовно.
Любая философская система Востока признавала конечной целью человека его развитие и самосовершенствование. Именно через собственное саморазвитие можно было бы усовершенствовать и сам мир.
|
|
Индийская философия условно делится на 3 основных периода:
1. Ведический (XV—V вв.до н. э.);
2. Классический (V в. до н. э.—X в. н. э.);
3. Индуистский (с X в. н. э.).
Особенность индийской философии в ее непрерывном и плавном развитии, без резких скачков во взглядах мыслителей и без резких изменений в идеях.
Самые древние тексты, имеющие отношение к философии Древней Индии, содержатся в Ведах, которые были написаны до XV в. до н. э. Веды – это «ведение», «знание».
Именно эти знания послужили началом древнеиндийской философии, дальнейшая же литература по своей сути являлась комментированием или своеобразным толкованием ведических текстов.
Ведическая литература различается по 4-м группам в исторической последовательности:
1. Самхиты.
2. Брахманы.
3. Араньяки.
4. Упанишады.
Учитывая, что Самхиты являются древнейшими текстами, то именно их и принято называть Ведами, а Упанишады – это вольные дополнения к первоисточнику, но в широком смысле все 4 группы называют Ведами.
Самхиты – это 4 сборника гимнов:
· Ригведа (древнейшая из Вед, на нее опираются все последующие);
· Самаведа (Веда напевов);
· Яджурведа (Веда жертвоприношений);
· Атхарваведа (Веда заклинаний).
Веды представлялось как откровение, которое давали человеку божества. Боги обладали даром всевидения и они передавали свои знания (веды) поэтам-риши. Риши – это не конкретные люди, а авторы гимнов, своеобразные персонажи.
В древнеиндийской философии существовали две традиции (методы познания):
|
|
· Шрути (то, что описано выше – передача знаний от богов к риши);
· Смрити («запоминание» буквально).
Таким образом, Веды включали в себя два отдельных рода знаний – сакральное (божественное) и второе – профаническое (обычное). По мнению большинства ученых, Веды формировались во время образования классового общества. Для Древней Индии не характерен рабовладельческий строй, но классовое неравенство присутствовало.
Именно оно привело к формированию четырех групп: варны или касты (слои населения):
· брахманы (жрецы);
· кшатрии (воины, представляющие высший социальный слой);
· вайшьи (ремесленники, торговцы, земледельцы);
· шудры (низший общественный слой).
Все варны отличались и по правам, и по своему общественному положению, и по обязанностям. Именно такая социальная организация и отразилась в Ведах.
Самой ранней Ведой называют Ригведу. Она делилась на 10 мандал (книг ). Гимны Ригведы представляют собой хвалебные стихи богам, которые представляли собой силы природы; и ритуальные стихи, в которых присутствовали мольбы и просьбы людей к богам.
Гимны Ригведы – это не просто поэзия, а сакральная попытка древних индийцев познать истину бытия. Космос – все и вся. Пространство и время – это единство диахронии и синхронии. Закон круговращения Вселенной – это Рита. Вселенная развивается синхронистично, а затем наступает период диахронии, когда Хаос сменяет Космос.
Из Ригведы мы узнаем о таких богах как Сурья (бог солнца), Савитр (бог-побудитель), Митра (бог дружбы), Пушан (бог солнечной энергии), Ушас (богиня утренней зари), Агни (бог огня). Это далеко неполный перечень богов и божественных существ, описанных в Ригведе. Стоит отметить, что никто из них не является главенствующим; все они, в той или иной степени, выдвигались вперед, когда в этом была потребность. Таким образом, каждое божественное существо представлялось как часть всеобщего духа.
К основным положениям философии Древней Индии относят:
· совершенствование внутреннего мира человека;
· желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
· искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
· восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
· неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
· постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
· подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.
В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.
Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем чувственным путем.
Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.
Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.
Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа.
К неортодоксальным школам Древней Индии относят:
|
|
Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.
Главной целью всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.
Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – непричинение вреда окружающим.