Тема: «Избирательные системы»
1. Избирательный процесс, механизм и процедура. Институт всеобщих выборов как элемент современной политической системы.
2. Избирательное право: понятие, основные принципы, ограничение избирательного права.
3. Избирательная компания.
4. Избирательная система: понятие и виды.
«Ошибаются те, кто во всеобщем избирательном праве видит гарантию хорошего выбора. У всеобщего избирательного права есть другие преимущества, но только не это»
Алексис Токвиль
Избирательный процесс, механизм и процедура. Институт всеобщих выборов как элемент современной политической системы
С принципом представительства и идеей партии как законной оппозиции тесно связана идея выборности, призванной обеспечить народный суверенитет и представительство всех заинтересованных группировок и слоев населения в системе власти через партии. Роль выразителя народного суверенитета отводится лишь избирательному корпусу. Выборы, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима.
Мероприятия, проводимые с целью стимулирования участия в выборах, не только усиливают политический интерес, но и оказывают значительное влияние на установки граждан в отношении правительственного процесса. Акт участия в выборах уже сам по себе увеличивает веру граждан в законность и ответственность правительства. |
Оценивая роль института всеобщих выборов, необходимо различать влияние на состав конкретного избранного правительства и контроль над правительством как государственно-политическим институтом. Например, правила избрания членов парламента делают индивидуальных депутатов уязвимыми со стороны электората, в то же время сам парламент как государственный институт изолирован от влияния изменений в поведении избирателей.
Институт всеобщих выборов является одним из важных элементов современной политической системы. Именно роль института выборов как инструмента легитимизации и стабилизации существующей системы и обусловила то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Но для его утверждения понадобилась длительная борьба демократических сил на протяжении более чем двух веков.
В Нидерландах, например, в 1800 г. электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900 г.— до 63%. Здесь всеобщее право голоса было введено для мужчин в 1917 г., а для женщин — в 1919 г.
В США вплоть до окончания Гражданской войны темнокожие американцы (за исключением незначительных групп в новоанглийских штатах) не участвовали в избирательном процессе. В 1870 г., т.е. через семь лет после обнародования президентской прокламации об освобождении рабов (1863), была принята XV поправка к конституции, предоставляющая право голоса темнокожим. Однако после отзыва федеральных войск с Юга в 1877 г. темнокожие практически были лишены возможности участвовать в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов они стали добиваться некоторых успехов в расширении своего участия в выборах. Важное значение имели законы 50— 70х годов, снявшие ограничения на участие темнокожих американцев в избирательном процессе.
В 1971 г. конгресс США одобрил XXVI поправку к конституции о снижении возрастного ценза на участие в голосовании с 21 года до 18 лет.
Подобные законы в конце 60-х—70-е годы были приняты и в большинстве других индустриально развитых стран.
Женщины получили право голоса в США в 1918 г. (но впервые приняли участие в голосовании на выборах 1920 г.). В Нидерландах в 1919 г., во Франции — в 1944 г., в Италии — в 1945 г., в Греции — в 1956 г., в Швейцарии — лишь в 1971 г. |
Центральная проблема, которой занимаются партии — это избирательный процесс. Лишь выиграв на выборах и завоевав выборные должности, партия и ее руководство в состоянии утвердить собственные позиции и добиться власти для достижения своих целей.
Успех на выборах является непременным условием выживания партии и мерой ее эффективности и жизнеспособности. Поэтому естественно, что конкурентную политическую партию отличает от всех других форм политической организации то, что в центре ее внимания стоит вопрос о выборах.
В глазах избирателей мерилом положительной или отрицательной оценки деятельности партий опять же является успех партии на выборах. В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, штате, земле, на муниципальном уровне, избирательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.
В свою очередь партия, претендующая на успех во время предвыборной кампании, должна убедить как можно более широкий круг избирателей в том, что именно она лучше всех других партий способна решить стоящие перед обществом проблемы, защитить интересы большинства населения. Успех на выборах обеспечивает приток финансовых средств в партийную кассу и фонд избирательной кампании. Это является необходимым условием эффективного функционирования и выживания партий. Перечень разного рода должностей, постов, замещаемых с помощью выборов, довольно велик.
Выборы как механизм замещения широкого круга должностей охватывают все уровни государственности от центрального до местного, от президента или главы правительства страны до руководителей местного управления.
В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется установленными законодательными нормами.
Например, отличающееся большой строгостью избирательное право Японии запрещает делать подарки избирателям, привлекать их обещанием продвижения по службе, обходить дома избирателей с целью предвыборной агитации. В ФРГ запрещено публиковать результаты опросов общественного мнения за две недели до выборов, а в Англии — в день выборов. |
Достаточно регламентировано использование средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Так, законодательно устанавливаются общий период времени, отводимого на СМИ для ведения избирательных кампаний, принципы его распределения между партиями и кандидатами, составляется расписание, в соответствии с которым общее время разбивается по дням избирательной кампании.
В основе регламентации избирательных кампаний лежат три важнейших принципа.
· Первый — это прежде всего обеспечение равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Суть состоит в том, что всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов. С одной стороны, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, с другой стороны, во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. В то же время всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении.
· Второй принцип — это так называемый принцип лояльности, в соответствии с которым кандидаты обязаны вести себя лояльно по отношению к своим противникам, не допускать какие бы то ни было фальсификации, оскорбления противника.
· Третий принцип — нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.