Измерение сопротивления обмоток постоянному току

Тема Наладка машин переменного тока

При наладке машин переменного тока необходимо выполнить следующие работы

- внешний осмотр и проверку механической части;

- проверку изоляции обмоток;

- измерение сопротивления постоянному току обмоток;

- проверку полярности обмоток и чередования фаз;

- контрольную проверку чередования фаз.

Внешний осмотр и проверка механической части выполняются так же, как и у машин постоянного тока.

Проверка изоляции обмоток

Основным критерием оценки общего состояния изоляции является измерение сопротивления изоляции постоянному току.

Основными практическими критериями удовлетворительного состояния изоляции электрических машин при отсутствии результатов предыдущих замеров являются:

- для обмоток статора крупных машин  на 1 кВ в горячем состоянии (  );

- для обмоток статора машин малой мощности 1 кВ номинального напряжения;

- для обмоток ротора синхронных машин .

Измерение сопротивления изоляции обмоток статора производится мегомметром 1000 В для машин напряжением до 400 В и мегомметром 2500 В для машин напряжением свыше 400 В. В случае неудовлетворительных результатов измерений сопротивления изоляции, и тем более, если известно о возможности сильного увлажнения обмоток, машины подвергаются сушке.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току

Измерение сопротивления постоянному току обмоток производится с целью проверки отсутствия дефектов в соединениях обмотки, а также для получения исходных данных, необходимых при определении температуры обмотки по значению сопротивления постоянному току, для определения реактивных сопротивлений генераторов расчетным путем и других расчетов установившихся и переходных процессов, требующихся при наладке и в эксплуатации.

Измерения у крупных синхронных машин производятся с особой тщательностью и максимально возможной точностью. В противном случае могут быть допущены серьезные ошибки при определении нагрузочной способности и сделаны другие ошибочные выводы. Измерения производятся компенсационным методом, в частности, с помощью устройств КП-5, двойным мостом (обмоток статора), или методом амперметра-вольтметра (обмоток ротора). В последнем случае класс точности приборов должен быть не ниже 0,5, а милливольтметр должен подключаться непосредственно к выводам обмоток до амперметра.

При измерении сопротивления постоянному току обмоток ротора синхронных машин для надежности соединения токовых цепей схемы измерения с обмоткой ротора используются специальные хомуты с болтовыми соединениями в местах разъема, надеваемые на предварительно зачищенные кольца ротора. Концы проводников, используемые для измерения напряжения, подкладываются перед стягиванием под бандажи.

Температура обмоток измеряется ртутными термометрами или термодетекторами (в случае крупных машин) не менее чем в четырех различных местах статора и ротора, в том числе обязательно в верхних и нижних точках лобовых частей. За температуру обмоток принимается средняя из всех произведенных замеров. Измерение производится несколько раз, а при использовании метода амперметра- вольтметра, рис. 6.1 — при нескольких значениях тока не менее 4—5 раз. За сопротивление постоянному току принимается среднее из всех произведенных измерений.

Сопротивление обмоток фазного ротора и дополнительных полюсов измеряют по схеме, приведенной на рис. 3.24, а. Сопротивления статорных обмоток и обмоток возбуждения измеряют при включении приборов по схеме, приведенной на рис, 3.24, б.

 

Рис. 6.1 - Измерение сопротивления постоянному току методом вольтметра-амперметра

Согласно требованиям норм, измеренные значения сопротивления постоянному току по отдельным фазам не должны отличаться друг от друга более чем на 2%, а по отдельным параллельным ветвям более чем на 5%. Кроме того, результаты измерений не должны отличаться от предыдущих результатов, в том числе заводских измерений, более чем на 2%. Для удобства оценки и сравнения измеренные значения сопротивлений приводятся к 75°С.

Значительные отклонения от этих норм указывают на вероятность наличия плохих паек в лобовых частях статора, а чаще всего в местах подсоединений обмоток к выводам или в токоподводах ротора. Для выявления плохих паек в статоре производится прогрев обмотки статора постоянным током или током короткого замыкания от постороннего источника. При прогреве прощупываются рукой лобовые части и по наиболее нагретому месту определяется дефектная пайка. Токоподводы ротора проверяются тщательной ревизией их с измерением сопротивления постоянному току отдельных участков. Дефектный участок ремонтируется.

Прибор КВТ-1 позволяет определить дефектные пайки стержней генератора без прогрева его. Прибор основан на измерении токов, индуктированных в измерительной обмотке вихревыми токами, образуемыми в проверяемой пайке при помещении ее в электромагнитное поле прибора. Вихревые токи изменяются в зависимости от состояния пайки, что позволяет по измеряемому прибором току судить о наличии дефекта в пайке.

Для выявления дефектных паек используется также прибор ИВ-ЗМ (искатель вихревой).

Измерение сопротивлений постоянному току обмоток асинхронных электродвигателей, если каждая обмотка не имеет отдельных выводов и соединение их в звезду или треугольник осуществлено внутри машины, производится между линейными выводами. Сопротивления отдельных фаз в этих случаях определяются по формулам:

 

 

Измерение сопротивления постоянному току обмоток ротора электродвигателей с фазным ротором производится между кольцами ротора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: