Трезвучия, виды, обращения

Лад, гамма, тональность.

В музыке звуки находятся между собой в определённом соотношении. Взаимоотношение звуков по высоте называется ладом. В ладу семь ступеней. Лад придаёт музыке определённый характер.

Некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных. Их принято называть устойчивыми. Это первая, третья и пятая ступени. Один из звуков выделяется больше.   Он называется тоникой   (первая ступень).

Другие звуки называются неустойчивыми. Им свойственно состояние тяготения к  устойчивым, они находятся от них на расстоянии секунды. Переход неустойчивых ступеней к устойчивым называется разрешением. Например: II – I; IV – III; VI – V; VII - I ст., но может II – III; IV - V ст.

Расположение звуков лада в порядке высоты называется гаммой.

В классической музыке наибольшее распространение получили мажорный и минорный лады.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие (б3+м3). Расстояние между ступенями Т,Т,1/2, Т,Т,Т,1/2. Мажор бывает гармоническим – VI низкая ступень. Она придаёт ладу характер минорной окраски, в гармонии появляется мин. субдоминанта. Между VI,VII ступ. – ув.2

Минорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие (м3+б3) Строение Т,1/2,Т,Т,1/2,Т,Т. Широкое применение получили гармонический минор - VII#ст. и мелодический минор - VI#,VII #ст., в обратном движении натуральный.

Высота, на которой расположен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и лада. Например: ЛЯ МАЖОР.

Тональности, мажорная и минорная, с одинаковым звукорядом их натуральных ладов, с одинаковыми ключевыми знаками называются параллельными. Их тоники находятся на расстоянии м3. Например: СОЛЬ МАЖОР – МИ МИНОР, ДО-ДИЕЗ МИНОР – МИ МАЖОР.

Тональности, имеющие одинаковые тоники, но разные лады называются одноимённые. Например: РЕ МАЖОР – РЕ МИНОР.

Энгармонически равными являются тональности одинаковой высоты, но различного названия. Например: ми-бемоль мажор и ре-диез мажор.

Из числа употребляющихся в музыке энгармонически равны: си = до-бемоль мажору, фа-диез = соль-бемоль мажору, до-диез = ре-бемоль мажору и их параллельные. Ключевые знаки их в сумме составляют 12 знаков.

Родственные тональности – тональности, трезвучия которых находятся на ступенях данной тональности натуральных и гармонических видов ИЛИ большая или меньшая близость тональностей, определяемая количеством общих звуков. Начальная тональность называется главной, другие – побочными. Каждая тональность имеет 6 родственных. Это – параллельная, субдоминанта и её параллель, доминанта и её параллель. В мажоре – гарм. субдоминанта, в миноре – гарм. доминанта. Например: соль маж. – ми мин., до маж., ля мин., ре маж., си мин., до мин.

Кроме слоговых названий тональностей употребляется способ буквенного обозначения. Он основан на латинском алфавите. А -Ля, Н -Си, С -До, D -Ре, Е -Ми, F -Фа, G -Соль. Для диеза прибавляется слог IS, бемоля - ES. Исключения: В - Си-бемоль, ЕS – Ми-бемоль, АS –Ля-бемоль. Мажор обозначается DUR, минор - MOLL. Например: ЛЯ МАЖОР – А DUR, РЕ МИНОР – D MOLL.

Порядок расположения тональностей по возрастанию ключевых знаков называется квинтовым кругом, так как они располагаются по квинтам от тональностей без знаков – ДО МАЖОР И ЛЯ МИНОР. Диезные вверх, бемольные вниз.

Мажорные диезные – соль, ре, ля, ми, си, фа#, до#.

Минорные диезные – ми, си, фа#, до#, соль#, ре#, ля#.

Мажорные бемольные – фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль, ре-бемоль, соль-бемоль, до-бемоль.

Минорные бемольные – ре, соль, до, фа, си-бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль.


 


Интервалы.

Сочетание двух звуков называется интервалом. Звуки, взятые последовательно, называются мелодическим интервалом, одновременно – гармоническим.

Нижний звук интервала называется основанием, верхний – вершиной.

Интервалы, которые образуются в пределах октавы, называются простыми. Если больше октавы – составные. Простых интервалов восемь. Их названия зависят от количества ступеней, входящих в интервал. Названия применяются на латинском языке в виде порядковых числительных – 1- прима, 2- секунда, 3- терция, 4 -кварта, 5 -квинта, 6 -секста, 7- септима, 8- октава.

Интервалы, звучащие резко, называются диссонансами (к ним относятся секунда, септима, тритоны), мягко – консонансами (совершенные – прима, квинта, октава; несовершенные - терции, сексты, кварта).

Каждый интервал определяется двумя величинами:

Количественная – это количество ступеней, обозначается цифрой.

Качественная – это количество тонов и полутонов. Обозначается словами – малый, большой, чистый, увеличенный, уменьшённый.

Обращение – это перенос нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. При этом обращаются: чистые в чистые, большие в малые, малые в большие, увеличенные в уменьшённые. Прима в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту и наоборот. Пример № 1а

Интервал можно построить не только от звука, но и в тональности. Тогда каждый звук интервала будет соответствовать ступени в ладу. Если в интервале две устойчивые ступени – интервал называется устойчивым. Если оба звука или хотя бы один – неустойчивые ступени, то это неустойчивый интервал. Его можно разрешить. Разрешение – это переход неустойчивых ступеней интервала в устойчивые. Пример № 1б

Энгармонически равными интервалами называются интервалы, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. В практике наиболее употребляемыми являются тритоны и характерные интервалы. Пример № 2.

Тритоны – диссонирующие интервалы, состоящие из трёх тонов. К ним относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

УВ4 – строится на IV ст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в сексту на III ст. В мажоре малую, в миноре – в большую. Так же строится на  VI ст.минора натурального и VIЬ ст. гармонич. мажора. Разрешается в сексту на V ст., в мажоре – большую, в миноре – малую.

УМ5 – строится на VII  ст. мажора и VII# ст. гармонич. минора. Разрешается в терцию на I  ст. В мажоре – большую, в миноре – малую. Так же строится на  II  ст. натурального минора и гармонич. мажора. Разрешается в терцию на III ст., в мажоре – малую, в миноре –большую. Пример №3

Характерные интервалы – интервалы, которые характерны только для гармонических ладов. Это увеличенная секунда (ув.2), уменьшённая септима (ум.7), увеличенная квинта (ув.5) и уменьшённая кварта (ум.4).

УВ2 – включает 1 ½ тона, энгармонически равна м3. Строится на VI ст. гарм. минора и VIЬ ст. гарм. мажора. Разрешается в ч4 на V ст.

УМ7 - включает 4 ½ тона, энгармонически равна б6. Строится на VII#  ст. гарм. минора и VII ст. гарм. мажора. Разрешается в ч5 на I ст.

Ув5 - включает 4 тона, энгармонически равна м6. Строится на III ст. гарм. минора  и  VI Ь ст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком в б6 на III ст.в миноре и на Vст. в мажоре.

Ум4 - включает 2 тона, энгармонически равна б3. Строится на VII#  ст. гарм. минора и III ст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком в м3 на I  ст. в миноре и на IIIст. в мажоре.   Пример №4


 


АККОРДЫ.

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ, ОБРАЩЕНИЯ.

Аккорд – одновременное сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Каждый звук в трезвучии имеет своё название. Оно зависит от положения к основному тону. Так нижний называется основанием или примой, среднийтерцией, верхнийквинтой.

Вид трезвучия зависит от того, какие терции входят в образование трезвучия и каков их порядок расположения. Всего 4 вида: Мажорное состоит б3 + м3, минорное м3 + б3, уменьшённое м3 + м3, увеличенное б3 + б3. Пример №5

Обращение – это перенос, изменение аккорда, когда нижним звуком становится терция или квинта трезвучия. Всего 2 обращения:

1.Секстаккорд. Состоит из 3 + 4, крайние звуки – секста. Мажорный секстаккорд (Б6) – м3 + ч4 (м6). Минорный (М6) – б3 + ч4 (б6).

2.Квартсекстаккорд. Состоит из 4 + 3, крайние звуки – секста. Б6/4 – ч4 + б3 (б6), М6/4 – ч4 + м3 (м6). Пример №6

Уменьшённое трезвучие строится на VII ст. натур. мажора и гарм. минора и на II ст. натур. минора и гарм. мажора. Состоит из м3 + м3, крайние звуки составляют ум5. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с удвоением любого тона.

Увеличенное трезвучие состоит из б3 + б3, крайние звуки – ув5. Строится на III ст. гарм. минора и VI ст. гарм. мажора. Разрешается одним звуком: в миноре – верхним в секстаккорд на III ст., в мажоре – нижним в квартсекстаккорд на V ст. Пример № 7

Главными трезвучиями  лада называются трезвучия, расположенные на главных ступенях лада. На I ст. – ТОНИЧЕСКОЕ (покой), на IV ст. – СУБДОМИНАНТОВОЕ (относительный покой), на V ст. –ДОМИНАНТОВОЕ(напряжение). Их обращения строятся:

Т5/3 - I                            S5/3 - IV                         D5/3 – V                                                        T6 - III                      S6  – VI                                     D6   - VII                                                        T6/4 – V                         S6/4 – I                      D6/4 - II

В миноре доминанта всегда мажорная, так как усиливается тяготение высокой седьмой ступени к Т. В мажоре встречается минорная субдоминанта. Пример № 8

Cептаккорд – аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. В музыке известны семь видов. Их названия определяет вид трезвучия, входящего в него и септима – крайние звуки. Например – большой мажорный, малый минорный.

Самым распространённым является малый мажорный септаккорд. Так как он строится на V ступ., называется доминантовый септаккорд (Д7). Встречается в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Включает в себя V,VII,II,IV ст. Состоит из б3 + м3 + м3 или мажорное трезвучие + м3, крайние звуки – м7. Разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Имеет три обращения:

1. Квинтсекстаккорд. Д6/5. Включает VII,II,IV,V ст. Состоит из м3 + м3 + б2. Строится на VIIст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой.

2. Терцквартаккорд. Д4/3.  Включает II,IV,V, VII ст. Состоит из м3 + б2 + б3. Строится на IIст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в полное тоническое трезвучие.

3. Секундаккорд. Д2.  Включает IV,V,VII,IIст. Состоит из б2 + б3 + м3. Строится на IV ст. мажора и гармонич. минора. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой. Пример № 9.

Вводными септаккордами называются аккорды, которые строятся на VII ступени и содержат только неустойчивые ступени - VII,II,IV,VI, звучат очень напряжённо.

Существуют 2 вида вводных септаккордов:

1. Уменьшенный – строится только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Состоит из м3 +м3 + м3 или ум 5/3,крайние звуки – УМ 7. Разрешается в    Т 5/3 с удвоенным терцовым тоном.

2 .Малый – звучит более светло, потому что встречается только в натуральном мажоре. Состоит из м3 + м3 + б3 или ум5/3, крайние звуки – м7. Разрешается так же.

Пример № 10.

 

РИТМ, МЕТР

Музыка является временным искусством, поэтому важную роль играет метроритм.

Метр – это чередование сильных (выделяются акцентом) и слабых долей. Бывает двудольным и трёхдольным. Выражается в размере – цифры в виде дроби, стоит в начале произведения при ключе. Верхняя цифра обозначает количество долей в такте, нижняя – какими длительностями выражены эти доли.

ПРОСТЫЕ – размеры, в которых одна сильная доля - 2/4, ¾,3/8,                             СЛОЖНЫЕ – состоят из нескольких одинаковых простых размеров -  4/4, 6/8, 9/8, СОСТАВНЫЕ – состоят из нескольких неодинаковых простых размеров - 7/4, 5/8.

Такт – расстояние от одной сильной доли до другой, разделяются тактовой чертой. Если произведение начинается со слабой доли – это ЗАТАКТ и с последним тактом он составляет целый такт.

Ритм – это чередование различных длительностей. Длительность в музыке – это продолжительность звука. Основные – целая, половинная, четвертная и восьмая. Могут объединяться в различные виды:

ПУНКТИРНЫЙ РИТМ – ритм с точкой.

СИНКОПА – смещение акцента с сильной доли на более слабую. Бывает внутритактовая и междутактовая.

ТРИОЛИ – деление основной длительности на три части вместо двух. КВИНТОЛЬ - деление основной длительности на пять частей вместо четырёх.

 СЕКСТОЛЬ - деление основной длительности на шесть частей вместо четырёх.

СЕПТОЛЬ -  деление основной длительности на семь частей вместо четырёх.

ДУОЛЬ -  деление основной длительности с точкой на две части.

КВАРТОЛЬ  - деление основной длительности с точкой на четыре части.

Пример № 11.

ПАУЗА – знак молчания, по длительности называется так же – восьмая, четвертная, половинная и т.д.     

Для удобства принято ГРУППИРОВАТЬ длительности. В такте групп должно быть столько, сколько в такте долей, то есть, длительность каждой группы равнялась доле. Пример № 12.

Темп – это скорость исполнения произведения. Так же сильное выразительное средство, как и метроритм. Для определения темпов применяются в основном итальянские обозначения. Темпы подразделяются на три группы:

Медленные                Умеренные                 Быстрые      

LARGO                            MODERATO             ALLEGRO                                                     LENTO                       ANDANTE                      VIVO                                                                ADAGIO                        SOSTENUTO            PRESTO                                                                             

Прибор для определения точного темпа – метроном – появился в 1816 году, изобретатель Мельцель.

 

                                                                                                                                         

 

 

                          

 

                                                                                                                                         


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: