Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. М.: Институт российской истории РАН, 2004

История как наука

В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Хотя словом «история» обычно обозначают любую информацию о прошлом, предмет занятий исторической науки достаточно конкретен - это прошлое человеческого общества, процесс его возникновения и развития вплоть до наших дней. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческого сообщества как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История – это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.

История опирается на факты. Нет фактов – нет истории как науки. «Факт» в переводе с латинского языка озна­чает «сделанное, совершившееся». В обычном смысле слово «факт» является синонимом понятий «истина», «событие», «результат». В науке, включая ис­торическую науку, под «фактом» подразумевают знание, достоверность ко­торого доказана.

  Объяснить настоящее с помощью прошлого - вот цель исторической науки. Знание о прошлом выполняет целый ряд важных функций в жизни каждого конкретного человека, отдельных народов, стран, и общества в целом. История – это зачастую просто очень интересно, овладение информацией о прошлом способствует расширению познавательных способностей. Познавательная функция заключается и в выявлении закономерностей исторического развития.

Без памяти о своем прошлом человеческая личность просто не может полноценно существовать, а общество – развиваться. Больной амнезией всеми силами стремиться узнать свое прошлое, именно историческое знание выполняет функцию социальной памяти, является способом идентификации и ориентации личности и общества. Формирование Мировоззрения человека, его гражданских и нравственных ценностей и качеств во многом осуществляется на примерах прошлого – историческое знание выполняет и воспитательную функцию.

При реконструкции фактов и явлений историческая наука опирается на объективные и универсальные принципы изучения источников. Оценка, толкование этих фактов, определение их места и роли в истории во многом зависят от теоретических представлений о ходе исторического процесса, существующих в ту или иную эпоху, от мировоззренческих установок того человека, который обращается к прошлому.

Основными методами исторического познания являются:

1) описание событий и явлений прошлого – идеографический метод

2) выявление предпосылок и причин событий и явлений прошлого и настоящего – ретроспективный метод

3) раскрытие внутренних механизмов возникновения и развития событий и явлений – системный метод

4) сопоставление событий и явлений прошлого – сравнительный метод

5) классификация исторических явлений - типологический метод.

Древнейшая из дошедших до нас целостная картина исторических событий представлена в книге «История» древнегреческого автора Геродота (V в. до н.э.). В античной культуре Геродот, пытавшийся объяснить события греко-персидских войн, выявить причинно-следственные связи, обусловившие ход и итоги конфликта, назывался «отцом истории». Первый памятник отечественной исторической мысли – «Повесть временных лет», летопись, созданная в начале ХII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Работы историков разных эпох, в том числе, и современных, развитие исторических знаний, существовавшие и существующие концепции исторического развития, научные школы и направления - история самой исторической науки - предмет занятий особой научной дисциплины, историографии. Этот же термин используется и для обозначения исторической литературы, наработок историков по тому или иному вопросу. Классиками отечественной исто­рической науки стали Н.М.Карамзин (1766-1826, «История государства Российского» в 12 томах), С.М.Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.), В.О.Ключевский (1841-1911, «Курс русской истории» в 5 т.). После 1917 г. историческая наука была чрезмерно идеоло­гизирована, превратилась в «по­литику, опрокинутую в прошлое», исполь­зовалась для воспитания со­ветских людей, особенно молодежи, в духе коммунистических идей. Со­циалистиче­ское и коммунистическое строительство в СССР рассматрива­лось как во­площение исторического прогресса, высочайшее достижение всего предше­ствовавшего мирового развития.

Современная историография базируется, в основном, на идее прогресса - поступательного развития человечества с древнейших времен к лучшим и более совершенным условиям жизни. Одной из наиболее известных концепций этого направления, а в нашей стране на протяжении долгого времени безраздельно господствующей, была теория общественно-экономических формаций, согласно которой человечество в своем развитии на любой территории проходит пять основных стадий, выделяемых в зависимости от способа производства материальных благ: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Ход и специфику исторических событий эта концепция обуславливает состоянием и особенностями социально-экономических отношений. Главной движущей силой истории К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил, которое через соци­альную рево­люцию заставляет меняться более консервативные производ­ственные от­ношения. В пролета­риате, классе, лишенном собственности, марксисты ви­дели будущего устрои­теля жизни на принципах свободы, ра­венства и брат­ства.

Менее категорична в своих суждениях цивилизационная теория, постулирующая, что в разное время в разных регионах мира человечество развивается своеобразно. Русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделял 10 куль­турно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эк­вивалентных по реализо­вавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры». В основе каждой существовавшей или существующей цивилизации лежит особый тип культуры, духовных ценностей, мировоззрения. Технико-экономический прогресс - основа лишь современной западноевропейской цивилизации, не он определяет самобытность и историческую роль каждого из локальных культурно-исторических типов развития.

Научное использование любого из теоретических подходов к познанию истории предполагает строгое следование методологическим принципам исторической науки - объективности (рассматривать всю совокупность исторического материала), системности (изучать все аспекты проблемы) и историзма (учитывать конкретно-исторический контекст вопроса). Изучение истории Отечества требует соблюдения еще одного принципа - стремления к пониманию и уважению специфики развития своей страны, к делам, культуре и жизни предыдущих поколений.

 

2. Исследователь и исторический источник

Задача историка - получить достоверную информацию о прошлом, изучить ее и определить значение того или иного факта, события, явления в жизни человека, группы людей, народа, государства или всего человечества. Поиск источников такой информации, выявление места и времени их возникновения, определение содержащегося в них материала, установление степени его достоверности и полноты - анализ исторических источников - является основным методом исторической науки. Историк подобен детективу, выстраивающему полную картину происшедшего на основе анализа отдельных, отрывочных, почти всегда косвенных, часто противоречащих друг другу сведений. Только на основе тщательно, грамотно и корректно отобранной информации источников возможна адекватная реконструкция прошлого, научное познание истории.

Различают материальные источники или памятники деятельности че­ло­века: орудия труда, зда­ния, предметы быта и др. Высоко ценятся пись­менные ис­точники: летописи, законода­тельные акты, воспоминания и т.д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается ис­точниковеде­ние.

Общие принципы и приемы источниковедения знакомы каждому историку. Однако очень часто извлечение информации из исторических источников и ее правильная интерпретация требует специальных знаний и умений. Разработка методики и техники исследования отдельных групп источников, систематизация содержащихся в них сведений - задачи вспомогательных (специальных) исторических дисциплин. Некоторые типы исторических источников изучают вексиллология (изучает флаги, знамёна, штандарты и прочие предметы подобного рода), генеалогия (изучает родственные взаимосвязи людей), геральдика (изучает гербы), дипломатика (изучает документы), иконография, историческая картография, медальерика (изучает историю медали), глиптика (искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях), нумизматика (изуче­ние монет) и бонистика (изучение бумажных денежных знаков), оружиеведе­ние, сфрагистика (изу­чение печатей), униформоведение, филателия, филокартия, эмблематика (изучение эмблем - условно-символических изображений), эпиграфика (изучение древних и средневековых надписей на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных или керамических изделиях), эпистолография (изучение типов и видов личных писем древнего мира и средних веков). Общим аспектом ана­лиза источников различного типа объединены герменевтика (изучает толкование содержания текстов, первоначальный смысл которых неясен или искажен вследствие древности или недостаточной сохранности), кодикология (изучает рукописи в целом, рукописные книги, историю рукописных собраний, торговлю рукописями и их использование), палеография (история письма), неография (изучает письмо и внешнюю сторону письменных источников, начиная с XVIII в.), текстология (занимается установлением и изучением точного текста исторических документов и литературных произведений, в целях критической проверки и установления достоверности), филигранология (изучает историю бумаги и водяных знаков на ней, определяет время написания недатированного документа, рукописных и печатных изданий, эв­ристика (отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека). Справочный аппарат и информационную базу исторической науки обеспечивают археография, архивоведение, историческая библиография, ис­торическое терминоведение, метрология (наука об исто­рических мерах длины, площади, объема и веса), музееведение, хронология. К вспомогатель­ным и специальным историческим дисциплинам относятся также дисцип­лины, специально изучающие отдельные исторические процессы и явления, и предоставляющие в распоряжение исторической науки конкретные мате­риалы и результаты своих исследований. Это исто­рическая гео­графия, исто­рическая демография (изучение народонаселения), ономастика (изучение имен собст­вен­ных), топони­мика (изучение географических названий), историческая статистика, ис­торическое язы­кознание и др. Историки нахо­дят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото, кино, аудио и видеоматериалы.    Широко используются в исторических исследованиях данные археологии, изучающей памятники материальной культуры, и этнологии (этнографии) - науки о происхождении, развитии, наций и народностей, культурно-бытовой специфике разных этнических групп. От колоссальных по протяженности периодов в истории человечества до нашего времени дошли только вещественные источники, историю целых народов удается реконструировать лишь по этнографическим данным - в этих случаях археология и этнография выступают в качестве самостоятельных исторических наук.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Абрамова, Н. Г. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие.- М.: Академия, 2008.

Бердинских В.А. Ремесло историка в России.- М.: Новое литературное обозрение, 2009.

 Голиков А.Г., Круглова Т.А.Источниковедение отечественной истории. – М.: Академия, 2012

Гринин Л. Е. История и математика: модели и теории.- 2-е изд.- М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009.

Дьяков Ю. Л. Историческая наука и власть: (советский период.- М.; Тула: Гриф и к, 2008.

Згурский Г. В. Словарь исторических терминов.- М.: Эксмо, 2008.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории: в 2 т. М., 2010. Т. 1 – 2.
Рубинштейн Н.Л. Русская историография.- СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008.

Савельева И. М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: учебное пособие.- СПб.: Алетейя; М.: ГУ ВШЭ, 2008.

Самые известные ордена и медали России /сост. А. И.Пантилеева. М.: Белый город, 2011.


Сахаров А.Н. Россия: Народ. Правители. Цивилизация. М.: Институт российской истории РАН, 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: