Определите, о какой героине и из какого произведения идёт речь в каждом из данных отрывков. Ответьте на последующие вопросы

ЗАДАНИЯ

 

 

Вместо имени героинь вставлены точки.

 

ОТРЫВОК 1

 

Сжимая в руке вилы, …… откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. Он не мигая смотрел на нее… …. успела заметить, что немец был бледный, изможденный, с тонкой мальчишеской шеей и что он был ранен: серый его китель был расстегнут, а на застиранной ночной сорочке багровело пятно крови. В какое-то неуловимое мгновение ….. заметила, что немец испугался ее, и поняла, что он безоружен.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули ….., сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застилал ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и черную удавку на детской шее Васятки, и их палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с черной лентой на рукавах.

…… еще ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:

— Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька? И еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи…

…… высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:

— Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь ……, пронзил ее сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли……. выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза…

 

ВОПРОСЫ

1. В одном-двух предложениях опишите событие, о котором говорится в отрывке.

2. Что произошло с мужем и сыном героини?

3. Что произошло дальше с раненым немецким солдатом?

4. Почему героиня оказалась в этом погребе?

 

ОТРЫВОК 2

 

….. знала, что рана ее смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Но пить было нельзя, и …. просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.

Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын ее оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и ….. гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь.

Вскоре вернулся В…... Разбросал ветки, молча сел рядом, обхватив раненую руку и покачиваясь.

В…. тяжело вздохнул, помолчал.- Ты полежи покуда, я вокруг погляжу. А то наткнутся - и концы нам.- Он достал наган, зачем-то старательно обтер его рукавом.- Возьми. Два патрона, правда, осталось, но все-таки спокойнее с ним.

- Погоди! - ….. глядела куда-то мимо его лица, в перекрытое ветвями небо.- Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика. Аликом зовут - Альбертом. Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.

- Не тревожься, ….., понял я все.

- Поцелуй меня,- вдруг сказала она.

Он неуклюже наклонился, застенчиво ткнулся губами в лоб.

- Колючий…- еле слышно сказала она, закрыв глаза.- Иди. Завали меня ветками и иди.

По серым, проваленным щекам ее медленно текли слезы. В….. тихо поднялся, аккуратно прикрыл ….. ветками и быстро зашагал к речке, навстречу немцам.

Он скорее почувствовал, чем расслышал, этот слабый, утонувший в ветвях выстрел. Замер, вслушиваясь в лесную тишину, а потом, еще боясь поверить, побежал назад, к огромной вывороченной ели.

…… выстрелила в висок, и крови почти не было.

 

ВОПРОСЫ

 

1. Почему эта героиня оказалась на фронте?

2. Какое задание она выполняла вместе с другими солдатами?

3. Почему она кончает жизнь самоубийством?

 

 

ОТРЫВОК 3

 

Наконец наступил день, когда во двор въехала зарешеченная закрытая грузовая машина и ее, …., вместе с другими военнопленными повезли на расстрел. Расстреливали за городом, у шурфов затопленных шахт. В эти шурфы сбрасывали расстрелянных, а часто сталкивали и живых.
Привезли. Построили. Приказали раздеться. Начали подводить группами к яме.
…… была шестнадцатой. Перед ней было убито пятнадцать человек. Когда ее подвели к краю, она закрыла глаза. Уже несколько последних военнопленных немцы не расстреливали, а просто сталкивали. Она тоже стояла, ожидая толчка. Вдруг ее взяли за плечо, отвели в сторону и приказали одеться. То же приказали и другим.
Вот эти-то минуты, даже мгновения, когда она стояла, закрыв глаза, — казалось мне, что эти мгновения должны были врезаться и остаться в душе ее так сильно, как это было, например, у Достоевского. Мне почему-то больше всего вспоминался Достоевский. Наверное, потому, что, как никто другой, он отразил эти последние мгновения перед расстрелом, когда он сам стоял на Семеновском плацу на эшафоте и впоследствии снова и снова возвращался к своей казни. В том же «Идиоте», когда он описывал казнь расстрелянием и казнь на гильотине, и как самую ужасную муку эти последние минуты — когда всякая надежда отнята и знаешь, что человеком больше не будешь наверно.
Но тут у …… ничего похожего не было. Муки ее жизни были сильнее ужаса перед смертью. Смерть была бы прекращением боли. Стоя перед шурфом, …… просто ждала того, к чему давно приготовилась. Она ждала смерти, как ждут снотворного. И ….. не то чтобы была разочарована, — нет, но не испытывала никакой радости от избавления и так же равнодушно, а может быть, даже с тоской перед новыми муками стала по приказу одеваться вместе с другими и снова последовала в гестапо.
Выяснилось, что их, оставшихся, возили к шурфу для запугивания.

Психологический эффект, конечно, получился, но обратный, — она вскочила, проклиная их за то, что они ее не расстреляли.
— Когда вы меня расстреляете?! — кричала она. — Гады! Мучители, расстреляйте меня скорее… стреляйте же!
Через несколько часов, избитая, она очутилась в одиночной камере. С этой минуты, в любое время дня и ночи, дверь открывалась, и немецкие офицеры из командировок, из госпиталей, а то и просто с гулянья заходили посмотреть на редкий экземпляр…….

 

ВОПРОСЫ

 

1. Почему к этой героине в плену относились по-особенному жестоко, как к «редкому экземпляру»?

2. Почему она так хотела умереть?

3. Чем закончились эти ужасные испытания героини?

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: