Рекомендуемая литература

 

 

Анагарика  Говинда, лама. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма СПб., 1993

Андросов В. П.  Нагарджуна и его учение М., 1990

Буддизм в переводах: Альманах Вып. 1 СПб., 1992; Вып 2 СПб., 1993

Буддизм и государство на Дальнем Востоке М., 1987

Буддизм в Японии / Под ред. Т. П. Григорьевой М., 1993

Буддийский взгляд на мир СПб., 1993

Васубандху  Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы) Ч. I Анализ по классам элементов / Предисл., пер., коммент. В. И. Рудого М., 1990, Раздел третий Учение о мире / Предисл., пер., коммент. В. И. Рудого и Е. П. Островской СПб., 1993

Васубандху  Учение о карме СПб., 2000

Вопросы Милинды (Милинда паньха) / Предисл. пер., коммент. А. В. Парибка М., 1989

Дхаммапада / Пер. В.Н. Топорова под ред Ю. Н. Рериха М. 1960 (2-е изд. СПб., 1994)

Далай-лама  Буддизм Тибета СПб.,1991

Далай-лама Мир тибетского буддизма СПб., 1996

Дармакирти  Обоснование чужой одушевленности. С толкованием Винитадева / Пер. с тибет. Ф. И. Щербатского // Памятники индийской философии Вып 1 Пг., 1922

Дылыкова В. С.  Тибетская литература М., 1990

Дюмулен Г.  История Дзэн-буддизма Индия и Китай СПб., 1994

Ермаков М. Е.  Мир китайского буддизма СПб., 1995

Ермакова Т. В.  Буддийский мир глазами российских исследователей XIX—первой трети XX века СПб., 1998

Ермакова Т. В., Островская Е. П. Рудой В. И. и др.  Введение в буддизм СПб., 1999

Ермакова Т. В., Островская Е. П.  Классический буддизм СПб., 1999

Ермакова Т. В., Островская Е. П.  Классические буддийские практики — I СПб., 2001

Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань) / Пер. с кит., исслед., табл., указ. М. Е. Ермакова М., 1990

Игнатович А. Н.  Буддизм в Японии. Очерк ранней истории М., 1987

Кычанов Е. И., Савицкий Л. С.  Люди и боги. Страны Снегов М., 1975

Лысенко В. Г.  Философия раннего буддизма М., 1994

Позднеев А. М.  Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями последнего к народу Элиста, 1993

Розенберг О. О.  Труды по буддизму М., 1991

Серебряный С. Д.  «Лотосовая сутра». Предисловие к первому русскому переводу М., 1998

Син-юнь  Чаньские беседы СПб., 1998

Солонин К. Ю.  Учение Тяньтай о недвойственности // Петербургское востоковедение Вып 8 СПб., 1996

Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы. Сутра о Деяниях и Дхарме Бодхисаттвы. Всеобъемлющая Мудрость / Пер. с кит. и коммент. А. Н. Игнатовича М., 1998

Сутра сердца праджня-парамиты / Пер. с кит. Е. А. Торчинова // Буддизм в переводах Вып 2 СПб., 1993

Торчинов Е. А.  Введение в буддологию. Курс лекций СПб., 2000

Трактат о Пробуждении Веры в Махаяну (Махаяна шраддхот-пада шастра Да чэн ци синь лунь) / Пер. с кит., предисл. и коммент. Е. А. Торчинова СПб., 1997

Утехин И. В.  Учение виджнянавадинов о восьмом сознании // Мысль. Ежегодник Петербургской Ассоциации Философов Вып. 1 Философия в преддверии XXI столетия СПб., 1997

Цзун-ми Чаньские истины / Пер. предисл. и коммент. К. Ю. Солонина и Е. А. Торчннова СПб., 1998

Чже Цонкапа Большое руководство к этапам Пути Пробуждения (Lam-rim Chen-mo) / Пер. с тибет. А. Кугявичус, ред. А. Терентьев Т. 1—5 СПб., 1994—2000

Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия М., 1998 Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму М., 1988

Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма Новосибирск., 1995

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Надо помнить, что слово «буддизм» создано европейцами в XIX в Сами буддисты называют свою религию просто Дхармой (Законом, Учением) или Буддкадкармой (Учением Будды)

 

[2] 1В современной философии таком «индивидуальный» мир называется фанероном (термин Ч Пирса)

 

[3] Взорваны талибами весной 2001 г.

 

[4] Авалокитешвара (кит. Гуань Ши Инь — Созерцающий Звуки Мира) — великий бодхисаттва махаянского буддизма, символ великого сострадания. Его китайское имя является пероводом древнейшей санскритской формы «Аволокитасвара», т. е. «Внимающий Звукам Мира», тогда как позднейшее «Авалокитешвара» означает «Господь, Внимающий Миру»

 

[5] Шарипутра — один из наиболее выдающихся учеников Будды, «Знаменосец Дхармы»

 

[6] Здесь перечисляются пять скандх

 

[7] Вновь речь идет о пяти скандхах

 

[8] Здесь перечисляются индрия — шесть органов чувств, или способностей чувственного восприятия, к которым относится и «ум» — манас

 

[9] Здесь перечисляются объекты чувственного восприятия. Под дхармами имеется в виду умопостигаемое как объект манаса

 

[10] Здесь содержится свернутое перечисление шести форм сознания чувственного восприятия — от сознания зрительного восприятия до сознания умственного восприятия (включая сознание слухового, обонятельного, вкусового и осязательного восприятий)

 

[11] Здесь содержится свернутое перечисление двенадцати звеньев причинно-зависимого происхождения. Неведение — первое звено зависимого происхождения; старость и смерть — последнее. Звенья, расположенные между ними, подразумеваются

 

[12] Здесь перечисляются и отрицаются (на уровне абсолютной истины) Четыре Благородные Истины буддизма

 

[13] Совершенное и всецелое пробуждение

 

[14] Мантра в китайском чтении имеет вид: Цзиди, цзиди, болозциди, болосэнцзиди, пути, сапохэ! Ее условный перевод: «О переводящая за пределы, переводящая за пределы, переводящая за пределы пределов, уводящая за пределы пределов беспредель­ного к пробуждению, славься!

 

[15] Как школа мысли учение называется мадхьямака, тогда как его последователи — мадхьямики (ед ч — мадхьямик)

 

[16] Термин «реализм» употребляется обычно в историко-философской литературе в двух значениях: онтологический реализм — это учение, признающее действительное (in re) существование общих идей или понятий (например, философия Платона или Фомы Аквинского), и эпистемологический реализм, то есть признание реального (объективного и не зависящего от субъекта) существования внешнего относительно воспринимающего сознания мира. Онтологический (метафизический) реализм полностью чужд буддийским мыслителям, которые (в отличие от мыслителей брахманских) всегда придерживались философского номинализма (общие понятия суть только имена, они существуют лишь «по имени», номинально). Однако эпистемологический реализм разделялся многими буддийскими философами

 

[17] Щербатской Ф. И. Буддийским философ о единобожии // Записки Восточного отделения императорского Русского археологического общества Т. 16 Вып. 1 СПб, 1904 С. 059—074

 

[18] Ср. критику Кантом космологического доказательства бытия Божия и замечание Шопенгауэра относительно того, что теисты обходятся с законом причинности, как наниматель с извозчиком: когда извозчик довозит до требуемого места, он становится ненужным, и его отпускают

 

[19] Су Дун-по (или Су Ши, 1037—1101) — великий китайский поэт; интересовался буддизмом и практикой чаньского созерцания

 

[20] Поскольку манас ранней Абхидхармы йогачарины называют мановиджняной, седьмое сознание в этой школе обычно носит название «манас»

 

[21] Чжэцзян — приморская провинция в восточном Китае, к югу от реки Янцзы. Фа-янь Вэнь-и (885—958) — великий чаньскии учитель, основатель недолго существовавшего чаньского направления «Фа-янь», отличавшегося от других чаньских «домов» большим интеллектуализмом и интересом к философской проблематике

 

[22] Великий Учитель (да ши) Син-юнь — один из крупнейших чаньских наставников современности и держатель традиции Линьцзи Чань, родился в Китае в 1926 г. В двенадцать лет он принял монашеские обеты и прошел полный постриг в 1941 г.

Через восемь лет он приехал на Тайвань, где предпринял огромные усилия для возрождения буддизма. Успех этих усилий выразился в появлении многочисленных новых храмов, буддийских изданий, претворении в жизнь различных буддийских социальных, образовательных и культурных программ, разработанных под личным руководством Син-юня. За свою благородную деятельность Син-юнь выдвигался на Нобелевскую премию мира 1996 г. Син-юню принадлежат многие книги о буддизме и его учении, в частности десять томов «Чаньских бесед», четыре из которых переведены на русский язык. Он выступил в качестве ответственного редактора при составлении восьмитомного «Словаря буддизма общества „Фо гуан”» («Фо гуан да цы дянь», 1988) и шестнадцатитомного издания раннебуддийских сутр — агам (1984). Он также является автором книг «Будда Шакьяму-ни» (1955), «Десять великих учеников Будды» (1959), «Сутра восьми великих прозрений» (1960). Кроме того, несколько томов его лекций по буддизму опубликовано на китайском и английском языках. В 1994—1995 гг. на русском языке были опубликованы 13 лекций Син-юня.

Син-юнь также является ректором Университета Силай в Лос-Анджелесе. В 1993 г. он посетил Россию, создав в нашем городе Санкт-Петербургское общество «Фо гуан» («Свет Будды»), являющееся членом основанной Син-юнем Международной ассоциации «Свет Будды», цель которой — распространение идеалов гуманистического буддизма, знаний о буддизме, благотворительная и образовательная деятельность

 

[23] Когда в феврале 1991 г. известный монах каллиграф Чу-гуан из монастыря Ханьшаньсы (г. Сучжоу, пров. Цзянсу, КНР) дарил мне свою каллиграфическую надпись с четырьмя иероглифами чан, лэ, во, цзин (то есть «постоянство, блаженство, „я”, чистота»), он заметил, что в этих четырех знаках выражена вся суть буддизма

 

[24] У самих тибетцев существует миф о происхождении своих предков от союза самца обезьяны (иногда в «буддизированном» варианте эта обезьяна считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары) и горной ведьмы

 

[25] Хэшан (от санскритского упадхьяя — «учитель», «наставник») — почтительное наименование китайских монахов

 

[26] Используемое в текстах выражение не следует воспринимать как циничную шутку тибетских историографов: согласно буддийскому учению, поступки царя непременно вели его к рождению в аду. Палдордже, убив Лангдарму, предотвратил дальнейшее возможное ухудшение его кармы, что неминуемо произошло бы в случае продолжения им гонений на буддизм. Кроме того, Палдордже совершил «героическое деяние бодхисаттвы»: ради процветания Дхармы и Сангхи он пожертвовал собственной благой кармой и перспективой счастливого рождения в следующей жизни, совершив одно из «черных деяний» — убийство

 

[27] После Цзонкхапы в Тибете установилась следующая монашеская иерархия: хуварак — ученик, гецул (шраманера) — послушник, человек, частично принявшим монашеские обеты, и гелонг (то есть бхикшу) — полноправный монах, принявший все обеты, предусмотренные Винаей

 

[28] Третья часть этого труда (1869) представляет собой перевод знаменитого сочинения Таранатхи (у В. П. Васильева — Даранаты) «История буддизма в Индии»

 

[29] В 1924 г. вдова ученого перевела этот труд на немецкий язык и опубликовала его в Германии

 

[30] Первая часть (изданная в Токио в 1916 г.) имела название «Свод лексикографического материала»

 

[31] Щербатской Ф. И. Концепция буддийской нирваны // Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму М, 1988 С. 244—245

 

[32] Например,см. Obermiller E. The Sublime Science of the Great Vehicle to Salvation // Acta Orientals Vol. 9 Pt. 2—3 1931 P. 81—106

 

[33] Здесь необходимо назвать таких ученых, как академик Г. М. Бонгард-Левин (духовная культура древней Индии), Л. Н. Меньшиков (буддийская литература в жанре бяньвэнь), М. И. Воробьева-Десятовская (буддийские санскритские тексты из Центральной Азии), И. С. Гуревич (язык чаньских бесед-юйлу). В. И. Корнев (буддизм и общественная жизнь стран Юго-Восточной Азии), В. Н. Горегляд (буддизм и японская литература), А. С. Мартынов (буддизм, общество и государство в Китае и на Дальнем Востоке)

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: