Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.
Основная функция художественного стиля – воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.
Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А. С. Пушкин)
Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.
Закрепление изученного материала
1. Вопросы
- Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.
|
|
- Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.
- Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)
- Передача научной информации, термины (научный)
- Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)
- Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)
- Художественная литература (художественный)
Лексическая игра»
- А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.
Общеупотребительная
Книжная
Разговорная
Верх
Вершина
Макушка
Препятствие
Преграда
помеха
Бояться
Опасаться
трусить
прогнать
Изгнать
выставить
волноваться
Тревожиться
психовать
лицо
лик
морда(просторечное)
- VI. Домашнее Задание
1. Выучить теоретический материал по теме урока.
2. А теперь вы ощутите себя в новой роли – в роли редакторов. Перед вами – текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте его. Исправленные тексты пришлите на проверку.
Текст № 1:
- К какому стилю относится данный текст?
- Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.
|
|
«Киев... основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины».
Из тетради по истории ученика 6-го класса.
Текст №2
- Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.
Начальнику отделения связи г. Москвы
№В-485
М. И. Прохоровой
Соколова А.П., живущего по адресу:
ул. Волгина, д.5, кв.44,
Заявление
Уважаемая, Мария Ивановна!
Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам
А. Соколов. 10 июля 2010 г.
4