Критерии оценки за устный ответ на экзамене

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Теоретическая часть

1. Слово и его лексическое значение. Группы слов по лексическому значению.

2. Лексические нормы. Нарушение лексических норм. Лексические ошибки.

3. Фразеология русского языка. Функции фразеологизмов в предложении и тексте.

4. Словари русского языка.

5. Орфоэпические нормы (постановка ударения).

6. Самостоятельные и служебные части речи.

7. Изобразительно-выразительные средства языка.

8. Принципы русской орфографии.

9. Правописание приставок.

10. Правописание слов с чередующимися гласными в корне.

11. Правописание гласных после шипящих и Ц.

12. Правописание согласных в корне. Звонкие, глухие, непроизносимые согласные.

13. Имя существительное. Значение, морфологические признаки.

14. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

15. Разделительные знаки. Правописание слов на стыке приставки и корня.

16. Словообразование – источник пополнения словарного запаса.

17. Основные способы словообразования.

18. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

19. Имя прилагательное: значение, морфологические признаки.

20. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

21. Лексика – строительный материал языка. Синонимы и антонимы.

22. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

23. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

24. Стили речи: разговорный и книжные.

25. Официально-деловой стиль. Особенности официально-делового стиля.

26. Научный стиль. Особенности научного стиля.

27. Текст, его основные признаки.

28. Тема и основная мысль текста, строение текста.

29. Фонетическая система русского языка.

30. Гласные и согласные звуки речи.

31. Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи.

32. Текст: описание, повествование, рассуждение, их признаки и особенности.

33. Частицы. Правописание частицы НЕ.

34. Морфологические нормы (образование форм слова).

35. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании.

36. Члены предложения и части речи. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

37. Тире между главными членами предложения.

38. Типы сказуемых. Глагол как часть речи.

39. Второстепенные члены предложения. Дополнение.

40. Определение. Имя прилагательное как часть речи.

41. Обособление определений, выраженных одиночными причастиями и причастными оборотами.

42. Обстоятельство. Деепричастия и особенности их образования и употребления.

43. Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

44. Предложения с вводными и вставными конструкциями.

45. Простое предложение. Способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.

46. Сложное предложение (общие сведения). Основные виды сложных предложений.

47. Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них.

48. Знаки препинания в предложениях с союзом И.

49. Сложноподчиненные предложения с придаточными разных типов, знаки препинания в них.

50. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы подчинения.

51. Сложное предложение с сочинением и подчинением. Знаки препинания на стыке союзов.

52. Бессоюзное сложное предложение (общие сведения). Типы интонации.

53. Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

54. Бессоюзное сложное предложение. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

55. Основные случаи употребления двоеточия в простых и сложных предложениях.

56. Бессоюзное сложное предложение. Тире в бессоюзном сложном предложении.

57. Основные случаи употребления тире в простых и сложных предложениях.

58. Грамматические нормы. Нарушение грамматических норм. Грамматические ошибки.

59. Сложное предложение с разными видами связи.

60. Знаки препинания при прямой речи. Диалог.

 

Практическая часть

1. Укажите предложение, в котором верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номер этого предложения.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в предложении. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. 

5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите СЛОВО правильно.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

10. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

11. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

13. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И (правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).

14. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И  (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий).

15. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий).

16. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

17. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО (слитное, раздельное, дефисное написание слов).

18.Определите способ образования слова.

19. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

20.Определите тип связи слов в словосочетании 

21. Расставьте знаки препинания. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номер этого предложения (знаки препинания в предложениях с союзом И).

22. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания в предложениях с обособленными членами).

23. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые (знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения).

24. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая (-ые) (знаки препинания в сложном предложении с сочинением и подчинением).

25. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания в сложном предложении с сочинением и подчинением).

26. Выпишите грамматическую основу предложения.

27. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.

28. Из предложений 1-4 выпишите антонимы (антонимическую пару).

29. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

30. Прочитайте фрагмент рецензии. Здесь рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.


 

 


Критерии оценки за устный ответ на экзамене

 

Выставление оценок на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний обучающегося. При оценке ответа на экзамене учитываются правильность ответа на вопросы; логика изложения материала вопроса; умение увязывать теоретические и практические аспекты вопроса; правильность, содержание и полнота ответа на дополнительные вопросы; культура устной речи обучающегося.

 

Общая экзаменационная оценка ответа складывается из трех оценок по каждому из трех вопросов билета и является их средним арифметическим с округлением в сторону уменьшения. При наличии по одному из вопросов билета оценки «2» (неудовлетворительно) общая экзаменационная оценка выставляется «2» (неудовлетворительно).

Оценка ответов производится по пятибалльной шкале и выставляется согласно критериям, приведенным ниже.

Оценка «5» (отлично) ставится если:

1. Полно раскрыто содержание материала билета: исчерпывающие и аргументированные ответы на вопросы в билете.

2. Материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, не требует дополнительных пояснений, точно используется терминология.

3. Демонстрируются глубокие знания разделов дисциплины.

4. Даны обоснованные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «4» (хорошо) ставится если:

1. Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются систематизировано и последовательно.

2. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер, в изложении допущены небольшие пробелы (неточности), не исказившие содержание ответа.

3. Материал излагается уверенно, в основном правильно даны все определения и понятия.

4. При ответе на дополнительные вопросы полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится если:

 

1. Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса.

2. Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов.

3. Демонстрируются поверхностные знания дисциплины; имеются затруднения с выводами.

4. При ответе на дополнительные вопросы ответы даются только при помощи наводящих вопросов.

 

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится если:

 

1. Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине, не раскрыто его основное содержание.

2. Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов.

3. Демонстрирует незнание и непонимание существа экзаменационных вопросов.

4. Не даны ответы на дополнительные или наводящие вопросы.

При выставлении оценки, особенно неудовлетворительной, экзаменатор объясняет обучающемуся недостатки его ответа. Фактором, влияющим на снижение оценки ответа, является также малограмотная речь с использованием жаргонных и просторечных выражений, неумение правильно пользоваться терминами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: