Вопросы к государственному экзамену по профессиональному модулю ПМ.02 Педагогическая деятельность

Вопросы по педагогике МДК. 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

1. Исторические корни профессии учителя. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

2. Характеристика педагогической деятельности. Понятие профессиограммы учителя. Квалификационная характеристика педагога.

3. Требование государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога.

4. Категориальный аппарат педагогики. Система основных педагогических категорий.

5. Личность как педагогическая категория. Ведущие факторы развития личности.

6. Возрастная периодизация. Неравномерность развития. Учет закономерностей возрастного и индивидуального развития детей                в процессе обучения и воспитания.

7. Процесс воспитания, его характеристики и особенности. Цели и задачи воспитания в зависимости от типа общественно-экономических формаций.

8. Содержание процесса воспитания и его направления.

9. Общие принципы, определяющие выбор методов воспитания.

10. Классификация методов воспитания. Охарактеризовать методы формирования сознания и методы организации деятельности.

11. Классификация методов воспитания. Охарактеризовать методы стимулирования поведения и деятельности, а также субъективно-прогматический метод.

12. Содержание, функции и основные направления деятельности классного руководителя. Комплексный подход к воспитанию в деятельности классного руководителя.

13. Проблема формирования и развития детского коллектива.

14. Дидактика как теория обучения, ее предмет, основные признаки, понятия и категории.

15. Сущность процесса обучения. Структура, функции процесса обучения.

16. Принципы и правила обучения. Их краткая характеристика.

17. Классификация методов обучения. Критерии и условия выбора. Характеристика методов обучения по источнику получения знаний              и по характеру познавательной деятельности.

18. Урок – основная форма организации обучения: определение, классификация, структура, требования к уроку. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке.

19. Контроль и оценка результатов обучения. Суть контроля, его виды        и предъявляемые к нему требования. Новые технологии в системе оценивания.

20. Школа как культурный и социальный институт в системе непрерывного образования и ведущее звено в отечественной системе воспитания. Преемственность традиций русской школы на различных исторических этапах.

21. Проблемы современной школы. Ключевые позиции обновления школы: гуманитаризация и гуманизация.

22. Общение учителя и учащихся как средство организации педагогического процесса в школе. Личность учителя и техника общения.

23. Основные способы коммуникативного воздействия на учащихся: убеждение и внушение, закрепление и изменение установок, отношений, мыслей, чувств, действий.

24. Правовое обеспечение образования в РФ («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»). Законодательство РФ об образовании (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», закон Саратовской области «Об образовании»).

25. Перспективы развития системы образования. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2018-2024 годы. Приоритетный национальный проект «Образование».

26. Сравнительная характеристика образовательных систем древних цивилизаций (Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим, Византия).

27. Педагогическая мысль эпохи Возрождения, особенности взглядов западноевропейских педагогов-гуманистов.

28. Ян Амос Коменский – последователь идей гуманистов, основатель педагогической науки. Его дидактические принципы.

29. Воспитание и обучение у древних славян. Первые школы. Мастера грамоты. Памятники педагогической литературы IX-XIII и XIV-XVI вв.

30. Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI-XVII вв. Киевская академия. Учебные книги.

31. Петровские просветительские реформы и их значение в развитии отечественной системы образования.

32. Педагогическая мысль и школьные реформы в России во второй половине XVIII века.

33. Педагогическая мысль и школьные реформы в России в первой половине XIX века.

34. Российские школьные реформы 1860-х годов.

35. Отечественная школа и педагогика советского периода.

36. Педагогическая деятельность и основные элементы педагогической системы К.Д. Ушинского.

 

Вопросы по психологии МДК. 02.01 Педагогические основы преподавания творческих дисциплин

1. Раскройте основные понятия психологии. Отрасли психологии.

2. Охарактеризуйте основные психологические методы исследования.

3. Психологические особенности художественно-творческой деятельности.

4. Знания, умения, навыки. Формирование художественно-профессиональных знаний, умений, навыков и привычек. 

5. Мастерство как высшая степень развития умений и навыков. Мастерство     в изобразительном искусстве.

6. Понятие внимания. Особенности внимания человека в процессе деятельности, в том числе изобразительной.

7. Виды внимания. Их характеристика.

8. Функции и основные свойства внимания. Внимательность. Их значение при осуществлении изобразительной деятельности.

9. Общее понятие об ощущении. Виды ощущений, их деление на группы.

10. Основные характеристики анализаторов при возникновении ощущений. Адаптация.

11. Общее понятие о восприятии. Его физиологическая основа. Характеристика преднамеренного и непреднамеренного восприятия.

12. Восприятие времени, движения, пространства и изобразительная деятельность.

13. Роль избирательной направленности и целостности восприятия                        в изобразительной деятельности.

14. Роль апперцепции и константности восприятия в изобразительной деятельности.

15. Иллюзии в зрительном восприятии и их использование в изобразительной деятельности.

16. Понятие памяти. Ассоциации. Основные процессы памяти.

17. Виды памяти. Этапы логического запоминания.

18. Качества (виды) памяти. Причины, влияющие на продуктивность памяти.

19. Определение понятия мышления. Физиологические основы мышления. Виды мышления.

20. Основные мыслительные операции. Основные формы логического мышления.

21. Качества мышления. Роль художественного мышления в процессах художественной деятельности.

22. Общее понятие о речи. Виды речи, качества речи.

23. Общее понятие воображения. Функции воображения. Физиологическая основа воображения.

24.  Виды воображения. Творческая деятельность воображения.

25. Формы синтеза, реализуемые в процессе воображения. Воображение               в художественном творчестве.

26. Общие понятия об эмоциях и чувствах. Основные качества чувств. Чувства и изобразительная деятельность.

27. Общее понятие о воли. Волевые качества личности. Значение воли                   в художественном творчестве.

28. Темперамент. Физиологические основы. Характеристика типов темперамента.

29. Общее понятие о характере. Ведущие, стержневые черты характера. Акцентуация характера.

30. Общее понятие о способностях. Физиологическая основа способностей. Психологическая характеристика художественных способностей.

31. Талант. Гениальность. Одаренность. Типы одаренности.

32. Понятие конфликта и его виды. Причины возникновения конфликта.

33. Методы разрешения конфликтной ситуации.

34. Перечислите психологические законы общения. Охарактеризуйте любые два из них и приведите примеры.

35. Перечислите потребности в общении. Охарактеризуйте потребность           в аффиляции.

36. Перечислите методические и психологические приемы, применяемые при общении. Охарактеризуйте любой из них и приведите пример.

 

Вопросы по методике преподавания МДК. 02.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Определите основные задачи и принципы реалистического изображения объектов окружающего мира на примере геометрических тел.

2. Методика ведения уроков живописи; задание в технике живописи «гризайль», как важнейший этап в развитии цветовидения и определения важнейших характеристик и свойств цвета. Определите главные задачи в данной технике.

3. Методическая последовательность ведения задания «Натюрморт из 3-х, 4-х предметов быта в технике акварели лессировка»; определение термина «лессировка», этапы ведения задания, основные задачи, стоящие на этапах задания. Каково значение лессировок в живописи.

4. Методика ведения уроков-бесед по изобразительному искусству; Цели и задачи уроков-бесед по изобразительному искусству, виды бесед по изобразительному искусству, методы и приёмы. Назовите жанры изобразительных искусств. Приведите примеры произведений искусств данных жанров.

5. Методика ведения уроков ДПИ, цели и задачи уроков ДПИ в СОШ. Переработка и стилизация форм окружающего мира как важнейший этап в освоении прикладной композиции; определите главные задачи стилизации форм и объектов окружающего мира, назовите этапы стилизации форм и объектов окружающего мира.

6. Композиция как средство выражения мысли в художественных образах. Неразрывная связь композиционного построения с активным выражением идеи. Определите составляющие элементы живописной (скульптурной) композиции.

7. Цвет как основное выразительное средство живописи. Дайте характеристику цветовой системы Гёте. Какова её роль в определении (выявлении) характеристик и свойств цвета. Применение свойств цвета в законах и правилах реалистического изображения.

8. Выразительные средства в изобразительных искусствах. Фактуры и их роль в реалистическом изображении; определение термина «фактура», группы фактур. Назовите некоторые способы передачи различных фактур в графике, живописи, скульптуре.

9. Методическая последовательность ведения задания в живописи; подмалёвок как важнейшая задача на этапе работы цветом, определение понятия «подмалёвок», его значение в живописи.

10. Методика ведения уроков композиции; цели и задачи рисунка по памяти и представлению, как важнейшего этапа освоения композиции в живописи, рисунке (скульптуре).

11. ДПИ как часть мировой материальной и духовной культуры; особенности прикладной композиции. Дайте определение понятиям «стилизация» и «переработка» форм и объектов окружающего мира. Назовите возможные этапы стилизации формы от реалистичной к абстрактной.

12. История методов преподавания изобразительного искусства в России первой половины XIX века; характеристика «геометрального» метода А.П. Сапожникова.

13. Методика ведения уроков рисунка; методы и приёмы работы на уроке рисования. Линия и штрих как основное выразительное средство в рисунке. Какие графические упражнения можно предложить для постановки твёрдости руки.

14. Методическая последовательность выполнения пейзажа (жанровой скульптуры) назовите и опишите этапы подготовки пейзажной живописи (жанровой скульптуры).

15. Цвет как основное выразительное средство в живописи. Докажите, что развитие цветоощущения, цветовидения является основой формирования способности к живописи.

16. Методика ведения уроков живописи»; цвет как основное выразительное средство в живописи, основные характеристики цвета цветовой тон, насыщенность, светлота. Какие методы и приёмы работы вы можете предложить в освоении основ цветоведения и анализа тонально-цветового содержания натуры.

17. Наброски и зарисовки как один из важнейших методов познания окружающего мира, овладения приёмами передачи пластики форм окружающего мира; определение понятий «набросок» и «зарисовка», какова их длительность. Определите основные задачи  набросков и зарисовок в длительном рисунке и в живописи.

18. Освоение законов и правил реалистического изображения и зрительные иллюзии, их виды. Области применения зрительных иллюзий в живописи (скульптуре, дизайне).

19. Охарактеризуйте метод обучения основам академического рисунка, разработанный А.П. Сапожниковым.

20. Методика ведения уроков живописи; опишите методическую последовательность выполнения натюрморта в технике акварель «а ля прима» из 4-х предметов быта различных по форме и близких по цвету, определите основные задачи ведения задания на каждом этапе. 

21. Методика ведения уроков-бесед по истории изобразительного искусства; знакомство с видами и жанрами ИЗО. Назовите виды изобразительных искусств. Приведите примеры произведений данных видов искусств.

22. Методика ведения уроков живописи; подготовительный рисунок в живописи как важнейший методический этап (опишите этот этап на примере одного из программных заданий). Определите значение подготовительного рисунка в живописи маслеными красками.

23. Методика ведения уроков композиции; методическая последовательность живописи головы натурщика. Определите главные задачи в живописи (скульптуре) с натуры.

24. Методика ведения уроков композиции; основные объективные законы композиции, неразрывная связь композиционного построения с активным (удачным) выражением идеи (замысла, темы), виды живописной (скульптурной) композиции по структуре. Охарактеризуйте их.

25. Цвет как основное выразительное средство в живописи; характеристики цвета, определяющие основные законы и правила передачи объёма, формы, пространства, освещения, материальности. Определите главные задачи гармоничных цветовых отношений в реалистической живописи.

26. Методика ведения уроков живописи и ДПИ; свойства цвета в создании реалистического изображения. За счет каких свойств цвета достигается воздушная и цветовая перспектива? Определите роль зрительных иллюзий, построенных на свойствах цвета в создании объёма (оформлении интерьера).

27. Методика ведения уроков живописи, живопись с натуры; значение и задачи этюдов в живописи с натуры, дайте определение понятию этюд, определите основные задачи и значение этюда в живописи на примере сельского пейзажа.

28. Методика ведения уроков рисунка; ознакомление с видами рисунка, как один из методов освоения навыков и приёмов рисования. Назовите виды рисунка. Определите разницу между станковым и академическим рисунком.

29. Определите специфику, цели и задачи учебного рисунка на примере методической последовательности выполнения рисунка с натуры фигуры человека в интерьере.  Какие графические упражнения необходимы в учебном рисунке на начальных этапах обучения?

30. Методика ведения уроков ДПИ в СОШ; специфика прикладной композиции, методы и приёмы обучения прикладной композиции в школе.

31. Методы и приёмы ведения уроков рисунка; подбор лучших моделей, как один из методов, определите задачи в рисовании гипсовых слепков на примере гипсовых частей лица. При помощи каких средств можно добиться лучшей выразительности рисунка.

32. Методы освоения техник живописи; виды техник живописи. Что такое пастозность. Свойства и выразительность этой техники на примере известных мастеров живописи.

33. Методы ведения уроков-бесед по истории изобразительного искусства, ознакомление с жанрами ИЗО; приведите примеры методов, назовите жанры изобразительных искусств, приведите примеры произведений данных жанров.

34. Краткая история преподавания ИЗО; теория трехкомпонентного цветного зрения человека. Значение данной теории в изобразительном искусстве.

35. Назовите основные методы преподавания изобразительного искусства. Опишите метод наглядности. Какова роль теории в обучении изобразительным искусствам?

36. Назовите и охарактеризуйте основные законы композиции, как один из методов освоения построения композиции на практике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: