Организационный момент.
Приветствие.
Проверка посещаемости, готовности к уроку.
Начальная мотивация
Сообщение темы и целей урока. Записать дату и тему урока в тетради.
Актуализация знаний
Проверка ассоциаций к слову конфликт, вопросы по предыдущей теме:
Вспомните и сформулируйте определение понятия «конфликт».
Что выступает в качестве объекта (предмета) конфликта, субъекта конфликта?
Назовите типы конфликтов, приведите примеры.
Перечислите, пожалуйста, основные причины конфликтов.
Как протекает конфликт, какова его модель, с чего он начинается и как может разрешиться?
Каковы последствия разрешения конфликта для организации?
Психологическая природа конфликта такова, что 99,9% людей склонны ассоциировать конфликт с негативными явлениями — от ссор и драк до войн и стихийных бедствий.
Человек боится нестабильности, забывая при этом о том, что последствия рискованных действий могут оказаться и позитивными.
У китайцев иероглиф, соответствующий слову «конфликт», состоит из двух частей, обозначающих риск и новую возможность. Однако об этом вряд ли кто вспоминает, когда возникает вероятность конфликта.
|
|
Мы должны понимать, что избегая конфликтов, мы избегаем отношений. Иногда «конфликт похож на грозу, после которой воздух становится чище», а отношения ближе.
Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или избежать конфликта, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, а также в том, чтобы помочь участникам найти взаимоприемлемое решение.
Сообщение новых знаний в комбинированной форме.
Давайте представим возможные стратегии поведения в конфликтной ситуации посредством ролевой игры со следующими действующими лицами:
Генеральный директор компании – Лушникова Дарья Владимировна
Начальник отдела продаж – Просветова Светлана Юрьевна
Начальник отдела маркетинга и рекламы – Ерофеев Анна Геннадьевна
Сотрудники отдела продаж: Пономарева Екатерина Вячеславовна
Челнокова Мария Александровна
Гордеева Марина Александровна
Эпизод 1. На совещании у генерального директора присутствуют начальник отдела продаж Светлана Юрьевна и начальник отдела маркетинга и рекламы Анна Геннадьевна. Разговор идет о распределении денежных средств.
С.Ю.: Кстати, по поводу рекламы, насколько я знаю, мы очень много потратили средств на нее в этом году, а обучения еще ни разу не проводили. При этом я бы не стала напрямую связывать падение уровня продаж с отсутствием рекламы, т.к. примерно в это же время у нас сменилось более 50% сотрудников отдела. И я бы все-таки настаивала на обучении менеджеров по продажам!
|
|
А.Г.: Если наша продукция не будет более узнаваемой, пусть Ваши менеджеры «хоть лопнут», но продажи от этого не увеличатся!
Д.В.: Итак, господа, ситуация понятна, я предлагаю собраться еще раз в течение ближайших двух недель, и решить куда мы можем вложить деньги компании для повышения уровня продаж. Меня не будет в течение 2 недель, я уезжаю в командировку, поэтому вам придется договориться самостоятельно, а свое решение обосновать на нашей следующей встрече.
Вопрос: В чем заключается противоречие сторон и между кем оно возникает?
Ответ: Противоречие возникло из-за распределения ресурсов между начальниками двух отделов.
В этой сцене на собрании у Генерального директора происходит завязка потенциальной конфликтной ситуации. Она заключается в том, что у различных руководителей разное видение ситуации в организации. Начальники отделов придают совершенно разную значимость образованию и рекламе. На собрании происходит столкновение взглядов.
Вопрос: Можно ли это противоречие назвать конфликтом?
Ответ: Да, можно, так как объектом конфликтной ситуации выступают материальные средства, которые необходимо распределить, т.к. распределение ограниченных ресурсов является одной из главных и распространенных причин конфликтов.
Вопрос: Правильно ли поступил генеральный директор? О какой стратегии разрешения конфликта здесь идет речь?
Ответ: Генеральный директор неправильно, он применил стратегию уклонения, что в данной ситуации является неэффективным, т.к. конфликт находится на стадии разрастания.
Если данная стратегия станет для директора доминирующей, то он, скорее всего не сможет эффективно управлять компанией.
Вопрос: Что можно было предпринять генеральному директору, чтобы предотвратить дальнейшее негативное развитие ситуации?
Ответ: В любом случае директор должен был самостоятельно принимать решение, получив дополнительную информацию от руководителей структурных подразделений: начальника финансового отдела, менеджера по персоналу и главного маркетолога.
Эпизод 2. Светлана Юрьевна обсуждает результаты совещания со своими подчиненными.
С.Ю.: Да…видимо, нам так и не дадут обучиться в этом году, как бы мы этого не хотели!
Екатерина: Как не дадут, Светлана Юрьевна?
С.Ю.: Скажите спасибо Анне Геннадьевне, она видит причину всех бед в отсутствии рекламы!
Екатерина: Слушайте, да как же так можно?! Если премии – то в отдел маркетинга и рекламы, интересное обучение – тоже отдел маркетинга и рекламы, корпоративные выезды – отдел маркетинга и рекламы… а мы всегда на обочине! Да, если бы мы не продавали, на что вообще компания жила бы?
М.А.: Ну, нам же всем известно, что Анна Геннадьевна в дружеских отношениях с нашим Генеральным, а Светлана Юрьевна нет, поэтому у Анны Геннадьевны получается выбивать привилегии и средства в свой отдел, а у Светланы Юрьевны не получается…
Вот у меня, например, в плане стоит обучение персонала, а как я буду заниматься обучением, если средств на это не выделено?
Вопрос: В чем заключается ошибка Светланы Юрьевны?
Ответ: Несмотря на то, что Светлана Юрьевна переживает за свой отдел, она поступает некорректно, обсуждая другого руководителя со своими подчиненными.
Она дает повод своим подчиненным обсуждать своего начальника и коллегу. Таким образом, происходит усугубление негативного развития ситуации.
Вопрос: Что нужно было делать руководителю отдела продаж, чтобы не обострять противоречия в Компании?
Ответ: Не вовлекать сотрудников в конфликт. Постараться встретиться с начальником отдела рекламы и продаж и прийти к компромиссному решению, т.е. пойти на некоторые уступки.
|
|
Вопрос: Корректно ли поступает Мария Александровна по отношению к генеральному директору и Анне Геннадьевне?
Ответ: Мария Александровна поступает некорректно по отношению к своим коллегам. Более того, она увеличивает степень напряжения Екатерины, взывая к ее чувству справедливости.
Эпизод 3. Мария Александровна занимается организацией корпоративного мероприятия и довольно стеснена в выделенных на это мероприятие средствах. Она просит дополнительные средства у начальника отдела рекламы Анны Геннадьевны.
М.А.: Дополнительные средства для корпоративного мероприятия не помешали бы конечно…
А.Г.: Хорошо, Мария Александровна, я Вас поняла, но и Вы подумайте… У нас еще есть несколько дней до приезда генерального.
Вопрос: Что предлагает Анна Геннадьевна Марии Александровне?
Ответ: Анна Геннадьевна предлагает Марии Александровне сделку, от которой ей очень сложно отказаться, потому что на проведение корпоративки Анна Геннадьевна обещает дать дополнительные средства.
Вопрос: Какие еще внутренние мотивы вступают в борьбу у Марии Александровны?
Во-первых, страх испортить отношения с Анной Геннадьевной, так как она имеет сильное влияние на Генерального директора. И, во-вторых, она испытывает чувство вины по отношению к Светлане Юрьевне.
Вопрос: Можно ли это противоречие назвать внутриличностным конфликтом?
Ответ: Да, можно, так как внутриличностный конфликт предполагает душевную борьбу с самой собой.
Эпизод 4. Совещание у генерального директора, вернувшегося из командировки.
А.Г.: Встретится всем вместе не удалось, сами понимаете, работа… А вот к некоторому соглашению прийти удалось. Мы с Марией Александровной пришли к выводу, что все-таки нужна рекламная поддержка
Д.В.: Мария Александровна, это так?
М.А.: Ну, в общем, можно и так сказать.
С.Ю.: Как же, Мария Александровна, Вы же на прошлом собрании говорили про обучение менеджеров отдела продаж?
М.А.: Да, действительно говорила, но подумала, что обучение я смогу провести позже сама для отдела продаж.
|
|
С.Ю.: Сами? (разочарованно) И когда?
М.А.: Это будет явно после корпоративного мероприятия.
С.Ю.: Понятно…
Д.В.: Если всем все понятно и вопросов больше нет, я предлагаю сейчас отметить мою удачную поездку! (Потирает руки).
Вопрос: Что делает Анна Геннадьевна по отношению к Марии Александровне?
Ответ: Анна Геннадьевна манипулирует Марией Александровной, так как высказывает мнение за нее.
Вопрос: Какую стратегию поведения выбрала Мария Александровна?
Ответ: В данном случае она применяет стратегию приспособления.
Она, испытывая внутреннее сопротивление, все же согласилась, так как сыграл страх испортить отношения с Анной Геннадьевной, т.к. она в хороших отношениях с генеральным директором. И она приспосабливается к создавшейся ситуации.
Вопрос: Правильно ли поступил генеральный директор?
Ответ: Нет, неправильно. Она не замечает создавшегося напряжения в коллективе, т.к. занята только собой и своей победой.