double arrow

Тема 9. Методика определения музыкальных данных. Организация и проведение приемных экзаменов


Тема 8. Усвоение теоретических сведений. Воспитание музыкального мышления

Теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом учащихся. Это особенно важно для учащихся младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.

Органичная связь теоретических знаний с конкретным показом высокохудожественного музыкального материала способствует лучшему их усвоению, вызывает у учащихся живой интерес к предмету, укрепляет взаимосвязь между музыкальной практикой и изучением музыкально-теоретических дисциплин.

Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалов, аккордов, гамм, мелодических и гармонических оборотов ит.д.) на фортепиано, в первую очередь это необходимо для учащихся, обучающихся на фортепиано, но следует практиковать данную форму работы и с учащимися других отделений на уроке.

Учащиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, поэтому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется и систематизируется в 7 - 8 классах.




Необходимо совершенствовать методику опроса по теоретическому материалу, не допускать механического зазубривания правил, избегать стандартных, постоянно повторяющихся вопросов. Педагог обязательно должен стремиться возбудить любознательность учеников. Привлечь их к самостоятельному решению доступным им теоретических проблем.

Сущность музыкального мышления заключается в осознанном восприятии слышанного, умении анализировать. Сравнивать, дифференцировать, обобщать; умении назвать услышанное, самостоятельно оценить звучание элементов музыкального языка. Необходимым условием для формирования музыкального мышления является наличие развитого внутреннего слуха, запаса слуховых образов в памяти, теоретических знаний.

Таким образом, музыкальное мышление формируется у детей в процессе последовательной работы на уроках во время сольфеджирования, анализа на слух, записи диктанта, творческих упражнений и т.д.

 

Тема 9. Методика определения музыкальных данных. Организация и проведение приемных экзаменов

Для успешного обучения в музыкальной школе и выполнения учебной программы необходимо наличие музыкальных способностей. Значение правильного отбора детей очень велико. К сожалению нередки случаи, когда ребенка отчисляют из ДМШ ввиду профессиональной непригодности и, наоборот, способные дети, по разным причинам показавшие себя на приемных экзаменах недостаточно хорошо, оказываются не принятыми в музыкальные школы.



В ДМШ существуют трудности в формировании контингента учащихся разных отделений. Плохо идут дети на струнные смычковые, духовые инструменты. К этому привели объективные обстоятельства: не высокий общий музыкальный уровень нашего общества, отсутствие симфонических оркестров во многих городах либо слабая популяризация этих инструментов.

Для того, чтобы устранить этот пробел необходим тесный контакт ДМШ и общеобразовательными школами, детскими садами, где следует проводить концерты, беседы, пропагандируя струнные и духовые инструменты. С детьми, пожелавшими заниматься на этих инструментах, хорошо провести пробные уроки, консультации, которые еще больше бы заинтересовали ребят.

К приемным экзаменам все преподаватели, участвующие в них, тщательно готовятся: продумывают музыкальный материал, распределяют учащихся по группам.

Очень важно на экзамене создать спокойную непринужденную обстановку и установить контакт между экзаменатором и детьми. Существуют различные формы проведения приемных экзаменов: индивидуальный опрос, групповые занятия, диух-трехкратные прослушивания – туры и др.

Большое влияние на разработку новой методики приемных испытаний оказало мнение известного психолога Теплова, высказанное им в книге «Психология музыкальных способностей». «…мы не имеем в настоящее время таких знаний, которые позволили бы давать отрицательный диагноз о музыкальности ребенка до начала систематического и квалифицированного музыкального воспитания и обучения». поэтому все большее распространение получают такие формы приемных испытаний как двух-трех кратные групповые занятия с последующим индивидуальным опросом. Это позволяет экзаменаторам, наблюдая за ребенком в процессе музыкальных занятий, сделать заключение о динамике развития его способностей.



Проверяются различные стороны музыкального слуха, памяти, чувства метроритма следующим образом: дети исполняют песни или знакомую мелодию по собственному выбору; повторяют голосом небольшие мелодии-попевки, спетые или сыгранные педагогом; простукивают ритмический рисунок исполненного музыкального отрывка; ходят и двигаются под музыку, выполняют другие ритмические задания. Например, в процессе экзаменов дети учатся различать метрические акценты в двух-, трех- и четырехдольных тактах, определяют, кто изображается в музыке: Ва-ня, его младшая сестра Ма-шень-ка или их мама Ка-те-ри-на.

В процессе контакта с ребенком также очень важно выяснить некоторые индивидуальные качества (эмоциональность, отзывчивость, внимание, сообразительность, общее развитие, интерес к музыке, физические данные).

В ДМШ часто поступают не поющие дети. Звуковысотный слух у таких детей выявляется следующим образом:

1 – заметить ошибки в знакомой мелодии;

2 – заметить в двух проигранных фразах маленькую неточность;

 

Задания по теме " Усвоение теоретических сведений. Воспитание музыкального мышления"

1. Что необходимо помнить учителю, совершенствуя методику опроса?

2. Какие занятия формируют музыкальное мышление у детей?

Задания по теме "Определение музыкальных данных. Организация и проведение приемных экзаменов"

1. Сочинить по три варианта примеров для определения у ребенка музыкальных способностей: слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма.

 

Интернет - ресурсы

1.selebrugfkovka.ru>...46139..prepodavania-solfeedzhio:html







Сейчас читают про: