Практическая работа № 10.
«Предзащита индивидуального проекта»
Цель занятия: познакомить студентов с основами учебно-исследовательской работы, научить защищать авторский доклад.
Задание 1.
Познакомьтесь с предложенным теоретическим материалом, попробуйте выступить с авторским докладом по выбранной теме индивидуального проекта.
Публичная защита
Презентация результатов вашей работы завершается в ходе ее публичной защиты, на которой специальной комиссией (жюри) дается внешняя оценка качества выполненной работы.
Процесс защиты работы включает:
- доклад учащегося по теме работы (не более 5 минут);
- ответы выступающего на вопросы членов жюри и присутствующих (не более 5 минут); такие вопросы после доклада принято задавать выступающему, что называется, «по процедуре», т. е. не потому, что уважаемые члены жюри или присутствующие ничего не поняли в докладе или очень недовольны результатами работы, а потому, что так принято в науке; приветствуется активное участие в задавании вопросов присутствующих учащихся, ответы на вопросы которых могут реально помочь вам более полно раскрыть содержание работы, так сказать, «за пределами регламента»;
- ответы на вопросы, возникшие у рецензента, жюри и присутствующих (не более 4 минут); при окончательном обсуждении работы вновь приветствуется активное участие учащихся, присутствующих в аудитории.
Несколько полезных советов для выступающих:
|
|
1. Обратите внимание на свой внешний вид. Форма одежды должна быть строгой и деловой (парадной), обувь - быть чистой и соответствовать по цвету и фасону вашему костюму, волосы - причесаны. Неверно подобранная одежда или неряшливый внешний вид отвлекают слушателей и свидетельствуют о недостаточном уровне вашей культуры, что косвенно может сказаться и на оценке вашей работы.
2. Сделав доклад и приступая к ответам на вопросы комиссии или присутствующих, постарайтесь сосредоточиться и отвечать точно на поставленные вопросы. Не надо пытаться демонстрировать комиссии всю «широту знаний» по данной проблеме, т. к., во-первых, существует регламент, а во-вторых, такой ответ невольно стимулирует членов комиссии задавать все новые и новые уточняющие вопросы. Подумайте, вам это надо?
3. Если вам кажется, что на заданный вопрос вы уже отвечали в ходе, доклада, не следует прерывать члена жюри возмущенным возгласом: «Так я же об этом только что сказал в докладе!». Ведите себя вежливо. Лучше начните ответ со слов: «Как я уже отметил (сказал, сообщил) в своем докладе...».
4. Иногда в ходе вашего выступления среди членов жюри может возникнуть «громкая дискуссия» (обмен мнениями и, к сожалению, довольно громким голосом). В этом случае не надо останавливать свой доклад и прислушиваться, о чем говорят члены жюри. Лучше постарайтесь не обращать на это никакого внимания и спокойно продолжайте свой доклад. Практика показывает, что в большинстве случаев эти «громкие разговоры» не имеет никакого отношения к вашей работе.
|
|
5. До доклада и после него следует принимать самое активное участие в работе конференции: внимательно слушать своих товарищей, стараться ничем их не отвлекать, задавать вопросы точно и понятно, соблюдая правила вежливости и всячески помогая товарищам более полно раскрыть сущность, новизну, теоретическое и практическое значение изученной проблемы.
Требования к речи докладчика
1) дикция, отчетливое произношение, хорошо поставленный голос (невозможно воздействовать на слушателей, если вы говорите монотонно хриплым, сипящим, гнусавым голосом);
2) нормальный темп речи (излишняя торопливость обычно вызвана робостью, смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается, слушатели не успевают следить за мыслью; слишком медленная, неэмоциональная речь, напротив, показывает безразличие докладчика к выступлению, а слушателям трудно улавливать смысл сказанного);
3) соразмерность силы голоса (голос должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко);
4) последовательность и четкость объяснений, убедительность и логичность приводимых доводов (необходимо заранее определиться с тем, что сказать аудитории, подобрать необходимые аргументы, четко и последовательно излагать свои мысли, делая выводы из сказанного);
5) язык выступления (хорошо иметь богатый словарный запас; не следует использовать лишние слова, слова-паразиты «так сказать», «значит», «ну», «как бы», жаргонные и вульгарные выражения, т.к. они могут вызвать у слушателей раздражение, насмешку или иронию);
6) простота и ясность изложения (необходимо строить речь так, чтобы она была понятна слушателям, не использовать специальных терминов без их расшифровки);
7) краткость предложений (длинные фразы плохо воспринимаются аудиторией и сбивают дыхание докладчика; необходимо выражаться точнее, избегать длинных расплывчатых фраз, следить за расстановкой интонационных акцентов, пауз);
8) образность речи (речь должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие зрительные образы, по возможности следует избегать безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов);
9) использование жестов (жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно; слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают);
10) использование прямых обращений для удержания внимания аудитории (слушатели должны вовлекаться в решение освещаемой проблемы, размышлять над вашими вопросами, приглашаться к активному участию в обсуждении; полезно всматриваться в отдельные группы слушателей, у докладчика не должно быть одной какой-то точки, на которую направлен во все время речи его взор).
Не огорчайтесь, если что-то не удалось. Лицейский преподаватель Пушкина Н.Ф. Кошанский так обращался к своим ученикам: «Уныние от неудачи есть малодушие. Должно вооружиться терпением… Должно любить труд, любить занятия. Где нет любви, там нет успеха».
Порядок выполнения отчета по практической работе
1. Ознакомиться с теоретическим материалом по практической работе.
2. Запишите конспект, ответив на вопросы:
А) Что включает процесс защиты индивидуального проекта
Б) Полезные советы выступающим
В) Требования к речи докладчика.
3. Запишите видеопрезентацию своей работы (на оценку 4,5) время 3-5 минут
4. Продемонстрировать результаты выполнения предложенного задания преподавателю.
5. Записать выводы о проделанной работе.