Пример: Работа над стихотворением Н. Некрасова

Группа НО – 18

Дисциплина: «Художественный анализ текстов детской русской литературы»

Преподаватель: Яяева Н.М., к.пед.н., доцент кафедры начального образования

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

На тему: «Пути работы над крупнообъемным произведением в начальной школе»

(4 часа)

 

Дата проведения занятия: 24.04.2020 год

ПЛАН:

 

1. Разбор текста на части.

2. Беседа по сюжету и по первичному восприятию текста.

 

 

Цель занятия:

1. Развить навык чтения.

2. Сформировать сознательное прочтение крупнообъемных произведений.

3. Привить любовь к чтению.

Задачи:

· – обучающие –учить давать характеристику герою сказки, используя приём словесное рисование – развивающие развитие творческих способностей, связной речи, памяти;

· – воспитательные –содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

· Тип урока: открытие новых знаний.

Необходимое оборудование: мультимедийная презентация, портреты авторов, иллюстрации к произведениям А. Чехова «Белолобый» и
Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

 

Вступительное слово:

 

Большие тексты изучаются в течение 2 – 3 уроков, при этом традиционная схема этапов урока чтения нарушается, так как большой объем текста не позволяет провести на одном уроке все виды работ.

Существует два варианта работы над крупными произведениями:

1) разбить текст на части (если их нет) и работать над ними, соблюдая на каждом уроке обычную схему;

2) на первом уроке прочесть все произведение целиком (предварив вступительной беседой, словарной работой) и провести беседу по сюжету и по первичному восприятию; первичное чтение – учитель-дети; 2 и 3 уроки посвящаются анализу произведения. Второй вариант нельзя использовать, если часть оканчивается плохо.

 

Пример: Работа над рассказом А. Чехова «Белолобый»

(Приложение А)

1 урок (первичное восприятие):

 

1) Подготовительная беседа (Об авторе и других его произведениях; о ком может быть этот рассказ, судя по названию? Или: Что знаете о волках? Сравним с изображением волка Чеховым)

Словарная работа.

2) Первичное чтение (учитель-дети).

3) Беседа по сюжету по первичному восприятию:

– В какой момент испытали наибольшее волнение?

– Кто главные герои рассказа? (Волчиха и Белолобый)

– Где жила волчиха? Почему она залезла в зимовье?

– Как волчиха забралась на крышу?

– Как Белолобый оказался у волчихи?

– Почему волчиха и второй раз не добралась до ягнят?

– Почему рассказ назван «Белолобый»? (Он был причиной всех событий).

4) Рассматривание картинки (сравнение читательских впечатлений с образами художника).

5) Подведение итогов, рефлексия.

6) Выставление оценок, домашнее задание (чтение рассказа).

 

2 урок (характеристика волчихи):

1) Актуализация.

2) Анализ образа и составление характеристики волчихи:

– Найдите описания волчихи. Какая она? (Зачитывают)

– А какой она была в молодости?

– Как она относилась к детенышам?

– Почему волчиха не съела Белолобого?

– Как автор сам относится к волчихе? И чего это видно?

– Чем волчиха в рассказе «Белолобый» отличается от волков, о которых мы говорили на прошлом уроке? или: Что общего и чем отличаются волчиха в этом рассказе и волк в «…»?

Обобщение учителя: В рассказе Чехова волчиха – это не только хищное животное, а это и художественный образ, наделенный определенными чертами, свойственными только этой волчихе. Автор раскрывает состояние героев через их поведение.

– Давайте докажем, что автор надели волчиху чертами разумного существа.

– Для чего он это сделал? (Чтобы вызвать у читателя жалость, сострадание и любовь даже к хищному животному, ведь человеку свойственно любить все живое, потому что он сам – часть природы.

– Чьими глазами описан Игнат?

– Читатель догадывается, что он был под хмельком, а волчиха думала, что его шатает от ветра.

– Зачитайте описания пейзажа. Чьими глазами мы видим природу? (Мы на все смотрим глазами волчихи).

– Попробуйте составить рассказ о волчихе, используя в нем особо выразительные слова автора.

3) Подведение итогов, рефлексия.

4) Выставление оценок, домашнее задание (Отметить отрывки о Белолобом).

 

3 урок (о Белолобом и выяснение идеи):

1) Актуализация.

2) Анализ образа Белолобого:

– Как выглядел Белолобый?

– Почему щенок пошел за волчихой и не испугался ее?

– Зачитайте эпизод игры с волчатами. Как он характеризует щенка?

– Как относится автор к Белолобому? (Снисходительно, с нежностью)

– Почему Чехов так назвал свой рассказ? (Главным виновником событий стал глупый маленький щенок, который случайно спасает ягнят, играет с волчатами, не подозревая об опасности, его несправедливо наказывает хозяин. Мы радуемся, что Б. возвращается невредимым и прощаем Игната за воспитание щенка).

3) Обобщающая беседа:

– О чем и о ком написано произведение? (т.е. тема)

– Что хотел сказать автор? Какие чувства хотел вызвать? (идея)

– О ком больше текста? (О волчихе)

– Значит даже построение произведения (композиция) помогает лучше понять мысль автора (волчиха для него важнее).

4) Подведение итогов, рефлексия.

5) Выставление оценок, домашнее задание (творческого характера).

Пример: Работа над стихотворением Н. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

(Приложение Б)

1 урок

1) Подготовительная беседа.

Словарная работа.

2) Первичное чтение.

3) Беседа по сюжету и первичному восприятию:

– Что больше всего запомнилось?

– Почему Д.М. отправился за дровами в лодке?

– Почему Д.М. не набрал дров? (Забыл про дрова, потому что не мог пройти мимо беды, в которую попали зайцы.)

4) Подведение итогов, рефлексия.

5) Выставление оценок, домашнее задание (чтение).

 

2 урок

1) Актуализация.

2) Анализ:

– Как же Д.М. спасал зайцев? Зачитайте.

– Как эти строки характеризуют Д.М.? (Он волевой, находчивый, жалостливый).

– Как отреагировали односельчане на затею Мазая? (Не придали значения; в это время зайцев истребляли и люди пользовались их безвыходным положением).

Слово учителя (об охоте: существует определенное время для охоты, а в другое время – когда выводят потомство – нельзя убивать животных.

– Как характеризуют Мазая слова «Где у них совесть?» (Как совестливого, хозяйственного человека).

– Как вели себя зайцы, когда завидели берег?

– Почему строчки становятся короче? (Чтобы описать суматоху, суету, торопливость и радость зайцев, поэт поменял ритм стихотворения.)

– Как последние строки характеризуют Мазая? (Только на лодке две пары осталось…) (Беспокоится за них, доводит дело спасения до конца).

Словесное рисование картины:

– Нарисуйте словами портрет: Каким я представляю Дедушку Мазая. Какие слова помогут описать его внешность? (С бородой, седой, в лаптях, в шапке-ушанке, в зипуне…) А какие – его характер? (Сильный, находчивый, волевой, жалостливый, добродушный, с чувством юмора…)

– Как автор относится к описываемым событиям? (Эта история тронула автора).

– Из каких слов становится ясно отношение автора к тому, что он описывает? (Зверьки, зайчики, горемыка…)

– Почему Некрасова называют народным поэтом? (Язык его произведений – простой, доступный, народный: купчиха, дура, гуторя, поволок, поклал…)

– Что же хотел сказать автор? Какова главная мысль произведения? (Нужно помогать братьям нашим меньшим, беречь природу.)

– Только человек из народа, близкий к природе, способен на такой поступок. Если бы люди берегли природу, (…) (Далее можно сравнить с другим произведением на схожую тему, например, «Заячьи лапы»
К. Паустовского).

3) Творческая работа на основе прочитанного (Например, подобрать титры к «кадрам»-рисункам, выполненным дома, или художественное чтение у доски отрывка из речи Дедушки Мазая.

4) Подведение итогов, рефлексия.

5) Выставление оценок.

 

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

На примере приведенных вариантов уроков по рассказу А. Чехова «Белолобый» и стихотворению Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:

1. Зачитайте:

– описание пейзажа. Чьими глазами мы видим природу?;

– описание в какой момент испытали наибольшее волнение?;

– описания волчихи. Какая она?;

– эпизод игры с волчатами. Как он характеризует щенка?

– Как Д.М. спасал зайцев?

2. Составьте рассказ о волчихе, используя в нем особо выразительные слова автора.

3. На основе прочитанных произведений, сделайте анализ произведения К. Паустовского «Заячьи лапы». Составьте и распишите планы уроков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Плешкова О. И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие / О. И. Плешкова. – 2-е изд. – Москва: ФЛИНТА, 2016. – 208 с. – ISBN 978-5-9765-2214-5. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/106819 (дата обращения: 19.03.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Рогачева Н. А. Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие / Н. А. Рогачева. – Тюмень: ТюмГУ, 2014. – 276 с. – ISBN 978-5-400-00994-5. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/110183 (дата обращения: 19.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Никитченков А.Ю. Фольклор в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы: монография / А. Ю. Никитченков. – Москва: Прометей, 2013. – 272 с. – ISBN 978-5-7042-2491-4. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/63327 (дата обращения: 19.03.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Первова Г. М. Детская литература и детское чтение: учебное пособие / Г. М. Первова. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. – 226 с. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/137580 (дата обращения: 19.03.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

5. Шумарина М. Р. Язык в зеркале художественного текста. (Метаязыковая рефлексия в произведениях русской прозы): монография / М. Р. Шумарина. – 2-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2016. – 327 с. – ISBN 978-5-9765-1119-4. – Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/84607 (дата обращения: 19.03.2020). – Режим доступа: для авториз. пользователей.


 



ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Антон Чехов

«БЕЛОЛОБЫЙ»

Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Ее волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и темная унавоженная дорога пугали ее; ей казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.Она была уже не молода и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий в иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одною падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она, набредя на зайчиху, отнимала у нее детей или забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.В верстах четырех от ее логовища, у почтовой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож Игнат, старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой; обыкновенно ночью он спал, а днем бродил по лесу с ружьем-одностволкой и посвистывал на зайцев. Должно быть, раньше он служил в механиках, потому что каждый раз, прежде чем остановиться, кричал себе: «Стоп, машина!» и прежде чем пойти дальше: «Полный ход!» При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. Когда она забегала далеко вперед, то он кричал ей: «Задний ход!» Иногда он пел и при этом сильно шатался и часто падал (волчиха думала, что это от ветра) и кричал: «Сошел с рельсов!»Волчиха помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки, и когда она не так давно пробегала мимо, то ей послышалось, будто в хлеву блекли. И теперь, подходя к зимовью, она соображала, что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята непременно. Ее мучил голод, она думала о том, с какою жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и глаза светились в потемках, как два огонька.Изба Игната, его сарай, хлев и колодец были окружены высокими сугробами. Было тихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась; на нее вдруг прямо в морду пахнуло теплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягненок. Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое, должно быть, на барана, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон...Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя на крыльцо, кричал:— Полный ход! Пошел к свистку!И свистел, как машина, и потом — го-го-го-го!.. И весь этот шум повторяло лесное эхо.Когда мало-помалу все это затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что ее добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто тверже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки... Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением. Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую, раненую спину и, как ни в чем не бывало, замахал хвостом и залаял на волчиху. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней. Она оглянулась и щелкнула зубами; он остановился в недоумении и, вероятно, решив, что это она играет с ним, протянул морду по направлению к зимовью и залился звонким радостным лаем, как бы приглашая мать свою Арапку поиграть с ним и с волчихой.Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчетливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.«Зачем он бежит за мной? — думала волчиха с досадой. — Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».Жила она с волчатами в неглубокой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращавшуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, щенок остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих. Уже рассвело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он все стоял поодаль и лаял. Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и хотелось ей броситься на непрошенного гостя и разорвать его. Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его... Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперед широкие лапы, положил на них морду и начал: – Мня, мня... нга-нга-нга!.. Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок стал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Вороны сидели на высокой сосне и смотрели сверху на их борьбу, и очень беспокоились. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными. Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются». Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Щенок повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, опять стали играть. Весь день и вечером волчиха вспоминала, как прошлою ночью в хлеву блеял ягненок и как пахло овечьим молоком, и от аппетита она все щелкала зубами и не переставала грызть с жадностью старую кость, воображая себе, что это ягненок. Волчата сосали, а щенок, который хотел есть, бегал кругом и обнюхивал снег. «Съем-ка его...» – решила волчиха. Она подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от щенка сильно пахло псиной, и, по слабости здоровья, она уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она отошла прочь... К ночи похолодело. Щенок соскучился и ушел домой. Когда волчата крепко уснули, волчиха опять отправилась на охоту. Как и в прошлую ночь, она тревожилась малейшего шума, и ее пугали пни, дрова, темные, одиноко стоящие кусты можжевельника, издали похожие на людей. Она бежала в стороне от дороги, по насту. Вдруг далеко впереди на дороге замелькало что-то темное... Она напрягла зрение и слух: в самом деле, что-то шло впереди, и даже слышны были мерные шаги. Не барсук ли? Она осторожно, чуть дыша, забирая все в сторону, обогнала темное пятно, оглянулась на него и узнала. Это, не спеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом. «Как бы он опять мне не помешал», — подумала волчиха и быстро побежала вперед. Но зимовье было уже близко. Она опять взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра была уже заделана яровой соломой, и по крыше протянулись две новые слеги. Волчиха стала быстро работать ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но едва пахнуло на нее теплым паром и запахом навоза, как сзади послышался радостный, заливчатый лай. Это вернулся щенок. Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще громче... Арапка проснулась под сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры, и когда на крыльце показался Игнат со своей одностволкой, то перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья. – Фюйть! — засвистел Игнат. – Фюйть! Гони на всех парах! Он спустил курок – ружье дало осечку; он спустил еще раз – опять осечка; он спустил в третий раз – и громадный огненный сноп вылетел из ствола и раздалось оглушительное «бу! бу!» Ему сильно отдало в плечо; и, взявши в одну руку ружье, а в другую топор, он пошел посмотреть, отчего шум... Немного погодя он вернулся в избу. – Что там? – спросил хриплым голосом странник, ночевавший у него в эту ночь и разбуженный шумом. – Ничего... – ответил Игнат. – Пустое дело. Повадился наш Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в дверь, а норовит все как бы в крышу. Намедни ночью разобрал крышу и гулять ушел, подлец, а теперь вернулся и опять разворошил крышу. – Глупый. – Да, пружина в мозгу лопнула. Смерть не люблю глупых! – вздохнул Игнат, полезай на печь. – Ну, божий человек, рано еще вставать, давай спать полным ходом... А утром он подозвал к себе Белолобого, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, все приговаривал: – Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!

 


 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Некрасов Н.А.

«Дедушка Мазай и зайцы»

 

I

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,

Нa небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,

А разразилась жестоким дождем!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые

С силой стремительной... Я и Мазай,

Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

Дети, я вам расскажу про Мазая.

Каждое лето домой приезжая,

Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его:

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах

(Всю эту местность вода понимает,

Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция). Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,

Торной дорогой ходить ему - скука!

За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем:

«Лес не дорога: по птице, по зверю

Выпалить можно». - А леший? – «Не верю!

Раз в кураже я их звал-поджидал

Целую ночь, - никого не видал!

За день грибов насбираешь корзину,

Ешь мимоходом бруснику, малину;

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Ночью... ну, ночью робел я и сам:

Очень уж тихо в лесу по ночам

 

Тихо как в церкви, когда отслужили

Службу и накрепко дверь затворили,

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит..."

Дня не проводит Мазай без охоты.

Жил бы он славно, не знал бы заботы,

Кабы не стали глаза изменять:

Начал частенько Мазай пуделять.

Впрочем, в отчаянье он не приходит:

Выпалит дедушка - заяц уходит,

Дедушка пальцем косому грозит:

«Врешь - упадешь!» - добродушно кричит.

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом - тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» -

Больно, родимый, я зябок руками;

Ежели зайца теперь сослежу,

Прежде я сяду, ружье положу,

Над уголечками руки погрею,

Да уж потом и палю по злодею! –

«Вот так охотник!» - Мазай прибавлял.

Я, признаюсь, от души хохотал.

Впрочем, милей анекдотов крестьянских

(Чем они хуже, однако, дворянских?)

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал...

 

II

Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, - их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, -
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой:
«То-то! - сказал я, - не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его - тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном -
Сильно дрожала... Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лежа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нем
«Взял бы я вас - да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку -
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок...
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянъ-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил - и «с богом!» сказал...
И во весь дух
Пошли зайчишки.
А я им: «У-х!
Живей, зверишки!
Смотри, косой,
Теперь спасайся,
А чур зимой
Не попадайся!
Прицелюсь - бух!
И ляжешь... У-у-у-х!..»
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось -
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал - и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул - и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, - линяет косой...

«Вот и сказке Дедушка Мазай и зайцы (Некрасов Н.А.) конец, а кто слушал - молодец!

 














































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: