Особенности философии эпохи Возрождения

РЕФЕРАТ

По дисциплине: "основы философии"

Тема: Философия эпохи Возрождения, ее особенности и характерные черты.

Выполнила студентка

группы Д-34

Ковешникова К.Т.

 

Проверил преподаватель

Кафедры ОГСЭД

Елизов А.Г.

 

 

Красноярск 2020

Оглавление:

 

1. Введение.................................. 3

2. Особенности философии эпохи Возрождения..............4

2.1. Характерные черты философии эпохи Возрождения.  .... 5

2.2. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения.......................... 6  

3. Основные направления философии эпохи Возрождения

3.1. Гуманистическое направление (XIV-XV вв.)......... 7   

3.2. Неоплатоническое направление (сер. XV-XVI вв.)...... 10  

3.3. Натурфилософское направление (XVI-нач. XVIIвв.)..... 13 

4. Заключение................................. 18

5. Список используемой литературы.................... 19

 

Введение

  "Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVIвв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.

  "Эпохой Возрождения" этот период истории именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.

  Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.

 

Особенности философии эпохи Возрождения

  Эпоха Возрождения, ознаменовала достижения во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие.

  Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.

  Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике, обращение к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе чертей) и заменой их свидетельствами естествознания, представлением о единой природе и идеей о посюсторонности человеческой культуры. Если для средневековых схоластов все уже было сказано в Священном писании, то мыслители новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и вечными. Они считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений. Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.

  С точки зрения это философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.

 

2.1. Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

· Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;

· Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими), а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;

· Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

· Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.

 

2.2. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения:

· совершенствование орудий труда и производственных отношений;

· кризис феодализма;

· развитие ремесла и торговли;

· усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

· укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

· появление первых парламентов;

· отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

· повышение уровня образованности в Европе в целом;

· великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

· научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения);

 

3. Основные направления философии эпохи Возрождения:

1. Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

2. Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

3. Натурфилософское (XVI-нач. XVIIвв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: