Продолжение работы по теме

Задачи урока:                                                                       

Образовательная: Познакомить учащихся с «Берлинской операцией», которая стала точкой в окончании ВОВ.

Развивающая: Продолжать развивать мышление, память, речь, умения делать выводы.

Воспитательная: воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважения и благодарности к людям, выдержавшим тяжелейшие испытания военного времени, чувства сопричастности к героическому прошлому; воспитывать уважение к героическому прошлому страны

Тип урока: комбинированный, урок «открытия» новых знаний.

Вид урока: урок- беседа

Оборудование: компьютер, аудиозаписи, разрезные картинки, пословицы на доске.

                                              Ход урока

Организационный момент

(Звучит песня «Последний бой» (из к/ф «Освобождение»).) (слайд 1)

Актуализация знаний

Снова наступила весна, снова приходит на нашу землю великий День Победы. Раньше это был день, когда друзья-однополчане могли встретиться, вспомнить о былом, помянуть боевых товарищей, поделиться своими заботами. Но все меньше и меньше ветеранов приходят на такие встречи: самым молодым участникам боевых действий уже за 80. Как отметят этот день их потомки? Кто-то пойдет на церковную службу, отстоит панихиду, кто-то соберет за столом всю семью, чтобы помянуть деда, прадеда - есть такая традиция во многих российских семьях. Кто-то пойдет на парад, посмотрит салют. А кто-то будет жить, не задумываясь о том, чем этот день отличается от других весенних дней. А между тем, этот день особенный для каждого из нас. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Сообщение темы и цели урока

-Сегодня мы с вами узнаем, как закончилась ВОВ. Сколько сил, человеческих жизней было положено ради общей победы над фашизмом.

Мотивирование к учебной деятельности

-Что вы видите на картинках? (ответы детей). Как вы думаете, легко ли досталась победа советским людям? (ответы детей).(слайд 2, 3, 4)

Работа по теме урока

Заключительным сражением в Великой Отечественной войне стала битва за Берлин, или Берлинская стратегическая наступательная операция, которая проводилась с 16 апреля по 8 мая 1945 г. (слайд 5)

16 апреля в 3 часа по местному времени началась авиационная и артиллерийская подготовка на участке 1-ого Белорусского и 1-ого Украинского фронтов. После ее окончания были включены 143 прожектора, чтобы ослепить противника, и в атаку пошла пехота, поддержанная танками. Не встречая сильного сопротивления, она продвинулась на 1,5-2 километра. Однако чем дальше продвигались наши войска, тем сильнее нарастало сопротивление противника.(Слайд 6)

Войска 1-го Украинского фронта осуществляли стремительный маневр по выходу к Берлину с юга и запада. 25 апреля войска 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов соединились западнее Берлина, завершив окружение всей Берлинской группировки противника.

Ликвидация Берлинской группировки противника непосредственно в городе продолжалась до 2 мая. Штурмом приходилось брать каждую улицу и дом. 29 апреля начались бои за рейхстаг, овладение которым было возложено на 79 стрелковый корпус 3-й Ударной армии 1-го Белорусского фронта. (Слайд 7,8)

Физкультминутка.

Мы празднуем победу! (Шагают на месте)

Салют! Салют! Салют! (Руки поднять вверх, пальцы сжимать, разжимать)

Кругом цветы весенние (Руки на пояс, повороты туловища)

Цветут, цветут, цветут! (Руки разводить в стороны)

Все люди пляшут, празднуют, (Приседания с выставлением ног вперед)

Поют, поют, поют!

Пусть в мире страны разные (Вдох, круговое движение руками, изображая земной шар)                  

Живут, живут, живут!

Продолжение работы по теме.

Перед штурмом рейхстага Военный совет 3-й Ударной армии вручил своим дивизиям девять Красных знамен, специально изготовленных по типу Государственного флага СССР. Одно из этих Красных знамен, известное под № 5 как Знамя Победы, было передано 150-й стрелковой дивизии. Подобные самодельные красные знамена, флаги и флажки имелись во всех передовых частях, соединениях и подразделениях. Они, как правило, вручались штурмовым группам, которые комплектовались из числа добровольцев и шли в бой с главной задачей — прорваться в рейхстаг и установить на нем (Слайд  9)

Знамя Победы. Первыми — в 22 часа 30 минут по московскому времени 30 апреля 1945 г. водрузили штурмовое красное знамя на крыше рейхстага на скульптурной фигуре «Богиня победы» артиллеристы-разведчики 136-й армейской пушечной артиллерийской бригады старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Ф. Лисименко, А.П. Бобров и сержант А.П. Минин из состава штурмовой группы 79-го стрелкового корпуса, которой командовал капитан В.Н. Маков, Штурмовая группа артиллеристов действовала совместно с батальоном капитана С.А. Неустроева. Через два—три часа также на крыше рейхстага на скульптуре конного рыцаря — кайзера Вильгельма — по приказанию командира 756-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии полковника Ф.М. Зинченко было установлено Красное знамя № 5, которое затем прославилось как Знамя Победы. Красное Знамя № 5 водрузили разведчики сержант М.А. Егоров и младший сержант М.В. Кантария, которых сопровождали лейтенант А.П. Берест и автоматчики из роты старшего сержанта И.Я. Съянова.(Слайд 10,11)

Бои за рейхстаг продолжались до утра 1 мая. В 6 часов 30 минут утра 2 мая начальник обороны Берлина генерал артиллерии Г. Вейдлинг сдался в плен и отдал приказ остаткам войск берлинского гарнизона о прекращении сопротивления. В середине дня сопротивление гитлеровцев в городе прекратилось. Этим же днем были ликвидированы окруженные группировки немецких войск юго-восточнее Берлина.

9 мая в 0:43 по московскому времени генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также представители немецких ВМС, имевшие соответствующие полномочия от Деница, в присутствии Маршала Г.К. Жукова с советской стороны подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Блестяще проведенная операция вкупе с мужеством советских солдат и офицеров, которые бились за прекращение четырехлетнего кошмара войны, привели к закономерному итогу: Победе.(Слайд  12,13)

Май 1945 г. Наши войска, освободив Родину, гнали гитлеровцев до их логова. Нужно было обязательно уничтожить врага, чтобы никогда не возродился фашизм. И вот наши солдаты уже под Берлином. Разворачивается последняя наступательная операция советских войск, которая получила название «Уран

4 года шла война, 4 года работала машина истребления людей. До сих пор неизвестно точное количество наших погибших солдат. Очень дорого заплатил наш народ за эту победу. И знамя, и маршалы, и парад - все это важно и нужно для победы, но все же главным победителем стал наш солдат. Это он прошел по военным дорогам от границы до Сталинграда. Это он мерз в окопах, зарывался в землю и вставал во весь рост под огнем немецких батарей, это он шел на танки с винтовкой и гранатой, это он освобождал от фашистской нечисти страны Европы, это он брал Берлин. Солдаты Победы: русские, украинцы, белорусы, татары, чеченцы, башкиры, казахи, киргизы, грузины, молдаване - представители десятков национальностей поднялись на войну с фашизмом и стали на этой войне одним народом - народом-победителем. Вспомнить всех поименно невозможно - их миллионы, погибших, пропавших без вести, умерших от ран, в немецком плену. Но если бы каждый из нас в святой День Победы вспомнил хотя бы одно имя, то по всей России не осталось бы забытых солдат.

Минута молчания(слайд 14)

Классный руководитель. Предлагаю почтить память всех павших в Великой Отечественной войне минутой молчания.

Прошу садиться.

8. Практическая часть:

А)Игра  «Собери картинку»

Ход игры:

Учащимся необходимо собрать картинку «Вещи войны», «Оружие победы», «Военная техника».

Класс делится на три команды. Каждая команда собирает картинку по своей теме (картинки разрезаются на 6 частей). Кто быстрее соберет свои картинки и назовет предметы изображенные на них.

Вещи войны:


Оружие победы:


 Военная техника:

Б)Работа с пословицами

«За край свой насмерть стой»

«За правое дело стой смело»

«Сам погибай, а товарища выручай»

«Жить- Родине служить»

«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет»

9.Итог урока. Рефлексия.

-Продолжите предложение:

- На уроке я узнал…

- Мне понравилось…

- У меня получилось…

-Спасибо за урок!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: