Тональность ля-бемоль минор – мажорная тональность с тоникой ля-бемоль, имеет при ключе 4 бемолей (си ь,ми ь,ля ь,ре ь,)
Задание 1. Запишите гамму ля-бемоль мажор 2-х видов (нат,гарм.)
Как мы помним в любой гамме есть устойчивые звуки (I,III,V) и неустойчивые (II,IV,VI,VII).
Задание 2. Выпишите отдельно устойчивые звуки гаммы ля-бемоль минор и неустойчивые.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада - I, IV, V - называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся. Трезвучие построенное от I ст. называется - тоническим, т.к. I ст. - тоника; от IV ст. лада, называется - субдоминантовым, т.к. IV ст. - субдоминанта; от V ст. лада, называется - доминантовым, т.к. V ст. - доминанта.
Обращение трезвучия - это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.
Задание 3. Постройте главные трезвучия с обращениями в тональности ля-бемоль мажор.
Характерные интервалы - это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются.
|
|
К ним относятся: ув2 (увеличенная секунда) и ум7(уменьшенная септима), ум.4 (уменьшенная кварта) и ув. 5(увеличенная квинта).
Первую пару характерных интервалов составляют увеличенная секунда (ув. 2) и уменьшённая септима (ум. 7). Эта пара является общей для мажорного и для минорного ладов. Увеличенная секунда строится на VI ступени лада гармонического мажора и минора; уменьшённая септима - на VII.
Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые. При этом неустойчивая гармоническая ступень движется на полтона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I.) Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый - уменьшается. Соответственно:
увеличенная секунда разрешается в чистую кварту;
уменьшённая септима - в чистую квинту;
характерные интервалы в до мажоре (VI b ступень)
характерные интервалы в ля-миноре (VII#)
Задание 4 Постройте характерные интервалы ув2 и ум 7 с разрешением в тональности ля-бемоль мажоре и фа-миноре (гармонический, не забываем повысить VII ступень).