Гамма ля - бемоль мажор. Работа в тональности

Тональность ля-бемоль минор – мажорная тональность с тоникой ля-бемоль, имеет при ключе 4 бемолей (си ь,ми ь,ля ь,ре ь,)

Задание 1. Запишите гамму ля-бемоль мажор 2-х видов (нат,гарм.)

Как мы помним в любой гамме есть устойчивые звуки (I,III,V) и неустойчивые (II,IV,VI,VII).

Задание 2. Выпишите отдельно устойчивые звуки гаммы ля-бемоль минор и неустойчивые.

Трезвучия построенные на главных ступенях лада - I, IV, V - называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся. Трезвучие построенное от I ст. называется - тоническим, т.к. I ст. - тоника; от IV ст. лада, называется - субдоминантовым, т.к. IV ст. - субдоминанта; от V ст. лада, называется - доминантовым, т.к. V ст. - доминанта.

Обращение трезвучия - это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд.

Задание 3. Постройте главные трезвучия с обращениями в тональности ля-бемоль мажор.

Характерные интервалы - это интервалы, которые встречаются только в гармонических видах мажора и минора. Название объясняется тем, что они включают в себя характерные именно для гармонических ладов повышенные и пониженные ступени. В натуральных ладах данные интервалы не встречаются.

К ним относятся: ув2 (увеличенная секунда)  и ум7(уменьшенная септима), ум.4 (уменьшенная кварта) и ув. 5(увеличенная квинта).

Первую пару характерных интервалов составляют увеличенная секунда (ув. 2) и уменьшённая септима (ум. 7). Эта пара является общей для мажорного и для минорного ладов. Увеличенная секунда строится на VI ступени лада гармонического мажора и минора; уменьшённая септима - на VII.

Все характерные интервалы являются неустойчивыми созвучиями и требуют разрешения в устойчивые. При этом неустойчивая гармоническая ступень движется на полтона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I.) Увеличенный интервал при разрешении увеличивается, уменьшённый - уменьшается. Соответственно:

увеличенная секунда разрешается в чистую кварту;

уменьшённая септима - в чистую квинту;

 

 

 

характерные интервалы в до мажоре (VI b  ступень)

 

характерные интервалы в ля-миноре (VII#)

Задание 4 Постройте характерные интервалы ув2 и ум 7 с разрешением в тональности ля-бемоль мажоре и фа-миноре (гармонический, не забываем повысить VII ступень).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: