Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12 -13 вв

Раздел 1. Древнерусское искусство.

Искусство Киевской Руси XI - XII в.в.

Принятие христианства на Руси (от Византии.). Расцвет Киевского государства в XI в. Влияние культуры Византии на искусство Киевской Руси. Зодчество. Крестово-купольная система, особенности зодчества. Десятинная церковь (Покрова Богородицы) – первый каменный храм на Руси.

Храм св. Софии. Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивала строгость и величие сооружения.

 

Софийский собор в Киеве

 

Убранство храма. Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

 

Живопись.

Д ревнерусская монументальная живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси (при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром). Она складывалась на основе византийских традиций, однако русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатив европейскую культуру своеобразными стенными росписями и иконописью. Мастера, оформляя древнерусские соборы, использовали два вида техники монументальной живописи: мозаику и фреску. Систему росписи средневекового храма можно представить на примере самого известного памятника XI столетия - Софийского собора в Киеве. Главные части интерьера (подкуполыюе пространство и апсида) были украшены мозаикой. В куполе в окружении четырех архангелов был изображен Христос Вседержитель (Пантократор). В простенках между 12 окнами барабана помещены фигуры 12 апостолов; в парусах, поддерживающих купол, - евангелисты; на столбах триумфальной арки перед центральной апсидой изображается сцена Благовещения. В центральной апсиде на ее верхней вогнутой поверхности предстает (мозаика) Богоматерь в молитвенной позе, с воздетыми вверх руками, ее называют «Оранта» (от лат. огапэ - "молящийся", в раннехристианском искусстве изображение молящейся фигуры с поднятыми руками). Ее фигура достигает высоты почти пяти метров.

 Ниже Богоматери представлена сцена евхаристии - причащения. Еще ниже, в простенках между окнами, изображаются фигуры святителей, отцов церкви. Мозаичные изображения плоскостны, их формы архаичны, овалы лиц удлинены, глаза широко открыты, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок. Однако торжественная каноническая неподвижность фигур святителей (фигуры, представленные в фас, располагаются на определенном расстоянии друг от друга) не лишает их одухотворенные лица индивидуальности.

Остальные части храма расписывались водяными красками по сырой штукатурке - фресками. Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии, архангела Михаила, изображения праведников и мучеников. Таким образом, мозаики и фрески русской церкви (как и византийской) знакомили верующих с основными персонажами и событиями из Евангелия.

В Киевской Софии имелись также и фрески светского содержания: на южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей князя Ярослава, а на северной - его сыновей.

Икона.

Техника иконы, ее символы. Виды иконы.

Ярчайшей страницей древнерусского искусства является иконопись. Икона - это произведение искусства особого рода. Художник должен был следовать приемам иконографии, т.е. он не мог изменять композиционные схемы и облик персонажей по своему усмотрению. Именно иконография гарантировала верность изображенного Священному Писанию и соборному опыту церкви.

Так сформировался один из основных признаков средневекового искусства - каноничность, т.е. следование строгим правилам - канону. В художественной практике применялись так называемые образцы - рисунки, позднее - прориси (контурные кальки), без которых редко обходился средневековый мастер. Они не давали художнику сбиться и уклониться на путь самомышления.

В иконе бросается в глаза подчеркнуто небольшая глубина пространства, переданного в "обратной перспективе". Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или желтым, красным, зеленым, синим) фоном. Иконописцы называют его светом, потому что это и есть изображение Божественного света (сферы безграничной и сверхпредельной). Средневековое восточно-христианское искусство было в основном безымянно. Ведь художник считался не столько творцом, сколько исполнителем произведения. Вот почему гораздо чаще известен заказчик иконописного шедевра, чем его создатель. Сведения о мастерах, по крайней мере до конца XV в., практически единичны. Тем не менее. до наших дней дошло не одно и не два имени отечественных художников, уцелевшие на полях и затыльях (оборотах) икон, на стенах храмов, на страницах исторических документов. Например, Киево-Печерский русский иконописец XI - начала XII в. монах Алимпий. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе (т.е. в конце XI - первой четверти XII вв.). Это поясное изображение Святого Георгия из соборного храма Юрьева монастыря в Новгороде. В княжеско-дружинной среде Георгий почитался как Победоносец - покровитель ратников и ратного дела. Воин, изображенный на иконе, одухотворен, ему присуще аристократическое изящество. Цветовая гамма не насыщена, в ней преобладают алый и коричневый оттенки. Огромные глаза святого Георгия под тонкими, плавно изогнутыми бровями задумчиво устремлены на зрителя. Нежность овала прекрасного юношеского лика подчеркнута мягкостью контура. Но в правой руке Георгия - копье. А в левой он держит перед собой меч, который в средневековой Руси был символом и эмблемой княжеской власти

Развивалось прикладное искусство. Круглая скульптура в искусстве Древней Руси не получила развития. Однако русские мастера, имеющие богатый опыт резьбы по дереву, перенесли его на изделия мелкой пластики, в искусство алтарных преград, в резьбу по камню, в литье (в том числе монет)

 

 

Искусство Владимиро-Суздальского княжества 12 -13 вв.

Архитектура. Развитие однокупольного типа четырехстолпного храма. Особенности зодчества: членение стен, закомары, аркатурно-колончатый пояс. Архитектура Владимира. Успенский собор. Дмитриевский собор. Церковь Покрова на Нерли. Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея. храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: