Икона Владимирской Божьей Матери

Икона «Ярославская оранта». В ярославской школе иконописи сформировался выдающийся по мастерству образ Богоматери Оранты (от лат. огапэ - "молящийся", в раннехристианском искусстве изображение молящейся фигуры с поднятыми руками. В средние века сложился иконографический тип Богоматери, известный под названием "Великая Панагия". "Панагия" - изображение Богородицы типа "Оранта", но в полный рост. На Руси было известно более трехсот иконографических сюжетов изображения Богоматери. Помимо Богоматери Оранты и Богоматери Панагии назовем также Богоматерь Одигитрию (греч. "путеводительница") - когда младенец Христос сидит на коленях Богоматери, не прикасаясь к ее щеке, и смотрит строгим взором перед собой, сложив пальцы правой руки в благословляющий жест; и Богоматерь Умиление - когда на иконе изображена Богоматерь с младенцем, который прикасается своей щекой к щеке матери. Рассматриваемая икона ярославской школы, связанная с киевской традицией, поражает изысканностью колорита, обилием золота, рождающим ощущение драгоценности живописной поверхности, скульптурной отточенностью и аристократизмом форм, торжественной священной неподвижностью, погруженностью в вечность. Здесь воплощен идеал царственной красоты той эпохи, как его понимали высшие слои древнерусского общества. Народ предпочитал искусство более простодушное и ярко декоративное.

 

 

Искусство Новгорода 11 – 15 вв.

Причины прочного положения Великого Новгорода в Древней Руси: выгодное географическое расположение, демократическое устройство (вече – народное собрание), письменность (берестяные грамоты) и др.

Архитектура Новгорода. Новгородский Кремль. Храм св. Софии. По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде (1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

 

 

Софийский собор в Великом Новгороде

 

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Церковь Федора Стратилата. Церковь Спаса на Ильине улице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: