Государственные и муниципальные служащие: понятия, функции

Курсовая работа

На тему: «Конфликты на государственной и муниципальной службе: сущность и виды»

Выполнил:                                                               Проверил:

Студент гр. КН-61, ИСТР                                          Скалабан И.А.

Толмачев Д.С.                                                        

«»               2018 г.                                          «»            2018 г.

_________________                                              _________________

                                                                                          

Новосибирск

2018



Оглавление

1. Глава. Понятие и содержание конфликтов на муниципальной и городской службе.

1.1.  Государственные и муниципальные служащие: понятия, функции…..6

1.2.  Конфликт в государственной сфере: понятие, содержание, проблемы..13

1.3. Анализ конфликтного потенциала государственной и муниципальной службы……………………………………………………………………………19

1.4. Социальные аспекты управления конфликтами в государственной службе…………………………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………….……………36

Список использованной литературы………………………..………………….38

 

Введение

Государственная и муниципальная служба является очень важной частью государства, так как благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого жителя принимать участие в этом управлении.

Под Государственной службой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти — главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Но сразу стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники всевозможных судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

Под муниципальной службой в России принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах управления — администрациях и советах городов, районов, поселений.

Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должности муниципальной службы является обязательным и определяющим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего.

Американский социолог Л.Козер рассматривал конфликт как важный элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению и укреплению связей системы.

Конфликт как явление общественных отношений имеет множество определений и концептуальных подходов к изучению и пониманию, сформировавшихся на теоретико-методологических основах тех научных направлений, в рамках которых рассматривается конфликт: философском, политологическом, социологическом, психологическом и т.д. Кроме того, конфликты проявляются в различных сферах человеческой деятельности. Однако конфликты, возникающие в профессиональной деятельности государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, непосредственно влияют не только на управленцев и на выполнение ими профессиональных обязанностей, но и опосредованно на общество или отдельных граждан. В связи с этим изучение и анализ конфликтов в управленческой деятельности приобретает не только актуальность, но и общественную значимость.

    Исследованию сущности конфликта, его характерных признаков, причин возникновения, типологии конфликтов посвящены труды таких современных российских и украинских ученых, как А. Анцупов, С. Баклановський, А. Бобро, М. Васильев, A. Гирнык, Н. Гришина.

На сегодняшний день мы имеем обилие конфликтов в этих службах, самых разных типов и видов и, наряду с этим, невозможность или неспособность их разрешить. Одним из объяснений существующего в урегулировании конфликтов непростого положения является слабая разработанность конфликтной проблематики, несмотря на то, что исследованию конфликтов в последнее время уделяется большое внимание. А ведь, возможно, именно углубленная научная разработка этой проблематики приведет к подготовке обоснованных рекомендаций, предвосхищению последствий предпринимаемых для разрешения конфликта шагов, а в будущем и создание общественного и государственного механизмов по предотвращению зарождающихся конфликтов и способов их урегулирования. Объектом исследования являются конфликтные ситуации в деятельности сотрудников этих служб.

Предметом же исследования будут являться сущность и типология конфликтов

Целью данной работы будет исследование сущности и типологии конфликтов в данной сфере. Изучение причин возникновения, способов регулирования и возможностей снижения конфликтных ситуаций в системе государственных и муниципальных служб.

Для реализации поставленной цели в работе решаются такие задачи как: Рассмотреть и охарактеризовать Государственную и муницпипальную службу как вид деятельности, пояснить что это такое и чем занимается. Так же рассмотреть виды и причины конфликтов на государственной службе. Установить сущность конфликтов, их особенности и их типологию.

Изучению и исследованию данной проблемы, помогут анализы статей, документов и практик.

 


 


Государственные и муниципальные служащие: понятия, функции.

Институт государственной службы еще находится в стадии развития, исторически в России утвердилась система закрытой государственной службы или система карьеры. Государство для выполнения своих функций создает и поддерживает свой аппарат, то есть совокупность людей, профессионально занятых проведением в жизнь установленных норм и правил. Государственная служба в нем понимается как профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов, а не государства. То есть государственные служащие исполняют полномочия государства через свой государственный орган. Смысл государственной службы видится в том, чтобы развернуть государственный аппарат к обществу, усилить его социальные взаимодействия, заставить его заботиться о нуждах человека, охранять его права и свободы, создавать условия для инициативы, предпринимательства.

Институт государственной службы является неотъемлемой частью составляющей правовой системы государства, а государственные служащие – основными исполнителями проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований.

Российское законодательство выделяет два вида государственных служащих: федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации.

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе, являются только федеральными государственными служащими).

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ – это профессиональная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативных актах (ст. 2 ФЗ № 119).

Такое определение понятия государственной службы предполагает выявление главных структурных элементов, составляющих это понятие, а также раскрытие содержания следующих категорий:

— государственная должность – базовая структурная единица государственной администрации, включающая часть компетенции государственного органа. В соответствии с законодательством не все лица, занимающие государственные должности, осуществляют деятельность, которую можно отнести к государственной службе, то есть не все государственные должности являются государственными должностями государственной службы.

— государственный орган — учрежденное в структуре аппарата государства в установленном порядке образование, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями и специальной компетенцией. По действующему законодательству государственной службой считается исполнение государственным служащим своих полномочий и должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах (исключая учреждения, предприятия, объединения и т.д.). Этим понятием в настоящее время государственная служба отграничивается от других видов деятельности в системе организации и функционирования государственной администрации, в сфере деятельности государственных учреждений, предприятий и объединений.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация – это совокупность людей, коллектив. Организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Орган представляет собой конкретную разновидность организации, то есть всякая организация совершает действия через образуемые ею органы. Поэтому орган – это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению. Каждый государственный орган является частью государства и исполняет функции государства. Государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера; они принимают нормативные правовые акты, осуществляют правоприменительную и правоохранительную деятельность. Государственный орган получает соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, после принятия об этом органе положения, утвержденного указом Президента РФ или постановлением правительства, главой администрации, и т. д.

— профессиональная деятельность – вид деятельности, являющейся профессией для государственного служащего и требующей определенной подготовки, учебы и получения специального образования. Государственная служба в этом смысле – одна из многих профессий, для которых необходимы профессиональные навыки, убеждения, специальное образование служащих, сдача ими соответствующих экзаменов. Выполнение служащими задач и функций государственной службы на профессиональной основе должно гарантировать постоянство и стабильность государственно-служебных отношений, благосостояние общества и силу государства, безупречность и эффективность управленческой деятельности, ее независимость от возможных политических перемен.

— компетенция — принадлежащие государственному органу круг ведения, пределы его действия по осуществлению государственных функций и решению государственных задач; это круг вопросов, предусмотренных нормативным правовым актом, которые правомочен разрешать государственный орган; в компетенцию включаются полномочия государственного органа, его ответственность, право вые средства, формы и методы реализации прав и исполнения обязанностей.

— полномочия – принадлежащие государственному органу и государственному служащему права и возможности действовать в различных ситуациях, функции и задачи, направленные на выполнение компетенции государственных органов.

— должностные обязанности – обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, установленные в нормативном акте, соответствующем положении о государственном органе, его структурном подразделении и должностных инструкциях.

— государственно-служебная деятельность – работа служащих, являющаяся постоянным видом деятельности, оплачиваемая из бюджета и состоящая в исполнении полномочий государственных органов.

Изучая государственную службу можно выявить ряд специфических признаков:

— это разновидность публичной службы;

— это деятельность, осуществляемая в интересах общества, государства и регионов;

— это деятельность специальных субъектов права (государственных служащих);

— это деятельность профессиональная, осуществляемая постоянно, непрерывно, за плату;

— это деятельность обеспечительного характера;

— это служба в государственных органах;

-это особый вид трудовой деятельности, финансируемой за счет средств соответствующих бюджетов.

Цели и задачи государственной службы.

Целью государственной службы является:

— обеспечение стабильности государственного устройства;

— обеспечение полномочий государственных органов;

— обеспечение действия конституционных норм.

Государственная служба имеет задачи, которые определяются через обязанности государственных служащих (статья 10 Федерального закона № 119):

— обеспечение эффективного исполнения функций государственных органов;

— обеспечение эффективности государственного управления;

— совершенствование государственного управления;

— обеспечение поддержки конституционного строя, реализации федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации;

— обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;

— своевременное, полное и точное рассмотрение обращений граждан;

— обеспечение и сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Понятие “муниципальная служба” используется в нормативных актах и обозначает деятельность лиц, занятых осуществлением функций в органах местного самоуправления. Муниципальная служба — это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Понятия “муниципальная служба”, “муниципальные служащие” вошли в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении, разработкой теории муниципального права. Можно считать, что эти понятия объединяют всех служащих, занятых исполнением различных функций в органах местного самоуправления, как бы последние ни назывались.

Муниципальная служба – это особый вид общественно полезной деятельности. Её (как, впрочем, и государственной службы) своеобразие состоит в том, что служащий выступает в качестве агента публичной власти, носителя части полномочий того органа власти, в котором он занимает штатную должность. Он служит не частному лицу, не хозяину, преследующему личный интерес, а общему безличному – то есть более высокому и значительному – началу. В этом, собственно, и состоит публичный характер его деятельности.

В законодательных актах субъектов Российской Федерации устанавливаются правовые основы муниципальной службы и статус служащих органов местного самоуправления. Например, областные законы Свердловской и Челябинской областей о муниципальной службе.

Суммируя сказанное, можно выделить основные признаки муниципальной службы:

— это особый вид публичной службы, то есть служба в органах местной публичной власти.

— это профессиональная деятельность в органах местного самоуправления, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное содержание из местного бюджета (бюджета муниципального образования).

— это деятельность по исполнению полномочий этих органов, то есть деятельность служащих, находящихся в подчинении муниципального образования.

— это деятельность, организуемая на постоянной основе, то есть муниципальные служащие осуществляют полномочия органов местного самоуправления в качестве основной работы в течение неопределенного времени (постоянно); выборные должностные лица, напротив, действуют в течение определенного промежутка времени (временно). “Постоянная основа” деятельности муниципальных служащих будет обеспечивать профессионализм муниципальной службы, её стабильность, и в определенном смысле она сравнима с принципом не сменяемости чиновников в европейских странах.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Таким образом, под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: