В тетрадь пишем всё, что выделено жирным курсивом.
После выполнения по графику работы, присылаем сканкопию
(фото только в вертикальном положении) мне сообщением в ВК).
Эту работу выполняем на двойном листочке в линию!!!
Четвёртое мая
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Контрольная работа
Работа с текстом
Перепишите текст, вставляя буквы и расставляя недостающие знаки препинания.
Напуган-ый двумя дурными по его мнению пр-дзнаменованиями наш пр-водник отказался и-ти дальше. Мы пытались его уг-ворить. Это по всей вероятности нам удалось(бы) но один из путников реш-л над ним по-шутить. Пр-водник ра-сердился пов-рнулся и быстро пош-л по тропе обратно. Задерж-вать теперь его было коне-но бе-полезно. Через несколько минут он скрылся в ч-ще леса. Обсудив положение мы реш-ли пр-должать путь без пр-водника но к вел-чайшей нашей досаде совсем пот-ряли тропу и (не) могли ее найти. Мы направились на шум пр-боя. Но наши пр-ключения (не) закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш с-ратник ч-ть было (не)сорвался.(К)сч-стью он (во)время ухватился за корни старой ели. Знач-т необходимо д-ржат-ся от берега на (не)значительном ра-тоянии слышать и видеть морскую гладь. (К)несч-стью мы ещ- попали в бурелом. -делав значительный крюк назад мы благополуч-но из него выбрались. Пос-ветовавш-сь мы решили и-ти прямо к морю и продолжать путь.
Отступить 2 линии.
Грамматические задания.
1. Графически выделите в тексте вводные конструкции.
2. Произведите синтаксический разбор предложений.
1 вариант: Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше.
2 вариант: Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли ее найти.
3. Произведите морфологический разбор слова:
1 вариант: дурными.
2 вариант: величайшей.
Пятое мая
Классная работа
Синтаксис и морфология. Повторение
Прочитайте. Ответьте на вопросы.
1. Почему синтаксис и морфология объединены в общем разделе лингвистики - грамматике?
2. Какова первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи?
Синтаксис и морфология объединены в общий раздел лингвистики — грамматику, которая изучает строй языка.
Морфология, изучающая слово как часть речи, классифицирует все единицы словарного состава языка по группам с общим значением предметности, действия, признака и т. д. Описывая окружающую человека действительность, предложение передаёт информацию о каком-либо событии, происходящем при каких-либо обстоятельствах, которое совершается каким-нибудь предметом, обладающим определёнными признаками. Таким образом, единицы морфологии являются строительным материалом для основной единицы синтаксиса — предложения.
Все части речи имеют первичные синтаксические функции. Так, существительные и личные местоимения чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения; личные формы глагола — в роли сказуемого; прилагательные, причастия — в роли определения; наречия, деепричастия — в роли обстоятельства.
Однако существуют ещё и вторичные синтаксические функции различных частей речи. Например, существительное, так же как и инфинитив, может быть любым членом предложения.
Синтаксический разбор
Как писал поэт: «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку».
Устный разбор
Это предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей: комментирующей (Как писал поэт) и части, в которой буквально, точно воспроизводится чужая речь (Кукушка хвалит петуха за то. что хвалит он кукушку). Первая часть произносится с предупредительной интонацией. Вторая — спокойно, убедительно.
Письменный разбор
Повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей. Первая часть — комментирующая; вторая передаёт чужую речь.