Русская церковь в XV - начале XVI вв

Конец XV-XVI вв. – крупнейший собственник.

Определяет идейную жизнь страны Þ

1) стремление государства подчинить себе церковь;

2) внутрицерковная борьба по вопросам веры

XIV в., Новгород – ересь стригольников [1]. Вера станет крепче, если она будет опираться на разум.

XV в., Новгород, Москва – ересь жидовствующих [2]. Отрицали власть священников и требовали равенства людей Þ отсутствие власти монастырей над крестьнами; отутствие права монастрей на землю.

Какое-то время ИIII поддерживал еретиков.

Воинствующие церковники (глава – Иосиф Волоцкий, основатель Успенского собора в Волоколамске) выступили резко против еретиков.

Иосифляне (впоследствии – стяжатели) отстаивали праов церкви за власть над землей и крестьянами.

Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) – против еретиков, против права церкви на землю и крестьян.

1502 г. – на церковном сборе ИIII поддержал стяжателей. Еретики казнены.

Русская церковь – и государственная, и национальная.

Самодержец = царь земной, богомпомазанный.

Церковное и монастырское землевладение сохранялось.


[1] При пострижении на голове выстригаетя крест.

[2] Зачинателем считали еврейского купца.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: