Андрей Яковлевич Эшпай (1925-2015)

Е задание по муз.литературе для НДДхВ 4 курса от 28 апреля

Тема: А.Эшпай. Кр.биография, обзор тв-ва. «Песни горных и луговых мари»

Задание: Прочитать лекцию, послушать «Песни горных и луговых мари» с нотным текстом

Андрей Яковлевич Эшпай (1925-2015).

Андрей Эшпай - выдающийся советский композитор, яркий представитель российской музыкальной культуры.

Родился 15 мая 1925 г. в г.Козьмодемьянске. Отец, Яков Андреевич Эшпай (1890-1963), композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. Он был разносторонне одаренным человеком. Яков Эшпай - создатель первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. Подлинным примером служения искусству является подвижнический труд Я.Эшпая по записи и обработке народных мелодий (свыше 500 записей). Свое научное исследование он посвятил народным инструментам, защитил диссертацию и был удостоен ученой степени кандидата искусствоведения.

Мать Андрея Эшпая, Валентина Константиновна (1898-1982), учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с юности пела в учительском хоре. Она - племянница композитора А.Н.Тогаева, жившего в Мариинском Посаде (Чувашия), в доме которого и познакомились будущие родители А.Эшпая.

В доме Эшпаев всегда звучала музыка – классическая и народная. Часто это был струнный квартет, в котором отец играл на скрипке или альте.

В 1928 году семья Эшпаев переехала в Москву. Отец учился в аспирантуре Московской консерватории, мать - в педагогическом институте. Начались музыкальные занятия у старшего сына Валентина. Трехлетнему Андрею тоже не терпелось поиграть на пианино, но его занятиям мешала детская непоседливость.

Каждое лето братья проводили на Волге, в Мариинском Посаде, в семье Тогаевых. Хозяин дома, Анатолий Николаевич Тогаев, композитор, автор многих задушевных песен, создатель нескольких хоровых коллективов, учитель пения, играл на гуслях и скрипке. К Тогаевым «на огонек» стекались все, кому дорого искусство, - от народного певца до маститого художника. Здесь бывали Мариан Коваль, Виктор Белый, венгр Ференц Сабо. В каждый свой приезд сюда непременными участниками импровизированных концертов становились и родители А.Эшпая.

Первым педагогом Андрея Эшпая в музыкальной школе имени Гнесиных стала Валерия Владимировна Листова. Их знакомство состоялось, когда Андрею было всего 4 года. Но в этом ребенке она сумела разглядеть задатки настоящего, большого музыканта.

Школьные годы Андрея были окружены заботой и вниманием многих наставников. Среди них знаменитые сестры Гнесины - Елена, Ольга и Елизавета Фабиановны. В роковом 1941 году музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано В.Листовой окончили два ярких ученика - Андрей Эшпай и Станислав Нейгауз... Учебу в 10-м классе средней школы Эшпай продолжил в Мариинском Посаде, в эвакуации. Андрей рвался добровольцем на фронт, но его время тогда еще не пришло.

В январе 1943 года он поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулеметное училище, затем окончил курсы военных переводчиков при ВИИЯКА, и с конца 1944 года Андрей Эшпай находился в действующей армии на 1-м Белорусском фронте. После окончания войны еще до сентября 1946 года Эшпай служил в управлении информации (Берлин, Карлсхорст).

Именно на фронте А.Эшпай осознал свое призвание, почувствовал неодолимую тягу к творчеству. После демобилизации он стал студентом музыкального училища при Московской консерватории, где обучался на двух факультетах: фортепианном (класс Р.Чернова) и композиторском (класс Е. Месснера). Сильное воздействие на формирование композиторского почерка А. Эшпая оказало изучение стилистики народных песен. Эта область была ему особенно близка. Он приступил к обработке песен, придавая им форму вокальных и инструментальных миниатюр. Я.А.Эшпай помогал сыну отбирать в народных образцах самое интересное из записанного им в фольклорных экспедициях.

В 1948 году Андрей поступил в Московскую консерваторию и снова на два факультета: композиторский (класс Н.Ракова, Н.Мясковского, Е.Голубева) и фортепианный (класс В.Софроницкого). В итоге композиторские и исполнительские достижения Эшпая были признаны отличными. Открывалась дорога в школу высшего мастерства - аспирантуру, куда он был принят в класс А.Хачатуряна (обучался в аспирантуре с 1953-1956).

Опусы А.Эшпая студенческих лет свидетельствуют о том, как быстро росло и развивалось мастерство молодого композитора. Он сочинил Сонатину для фортепиано, пьесы для скрипки, кларнета, флейты, «Колыбельную» и «Танец» для двух роялей (1952), Пассакалию для органа (памяти Н.Мясковского, 1950). Много позже, в 1977 году, Эшпай посвятил памяти своего учителя еще одно произведение – Второй скрипичный концерт.

Для программы государственного экзамена в консерватории были написаны «Венгерские напевы». Впервые они были исполнены 24 января 1953 года в Концертном зале имени Чайковского Государственным симфоническим оркестром СССР под управлением К.Иванова, солист - Э.Грач. В 1955 году "Напевы" были удостоены первой премии на конкурсе молодых композиторов V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.

За год до окончания консерватории, в 1952 году, Андрей Эшпай был принят в Союз композиторов СССР и стал одним из самых молодых его членов.

В 1954 году А.Эшпай обратился к новому для себя жанру в сфере симфонической музыки - он написал Первый фортепианный концерт («Памяти Мориса Равеля»). Первое исполнение Фортепианного концерта состоялось 5 декабря 1954 года в Большом зале консерватории. Государственным симфоническим оркестром СССР дирижировал Е.Светланов. Солисткой выступила Т.Николаева.

25 октября 1956 года в Колонном зале Дома союзов состоялась премьера Первого концерта для скрипки с оркестром (с посвящением Э.Грачу) Андрея Эшпая. Исполнителями были Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио, дирижер Е.Светланов, солист Э.Грач.

Шли годы. Накапливался духовный опыт, осмысливалось пережитое, а боль от утраты старшего брата Валентина и гибели друзей не утихала. Вот как рассказывал Эшпай о создании песни «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной», 1957): «Это просто поразительно! Все, о чем говорится в песне «Сережка с Малой Бронной», было у меня в жизни. Поэт-фронтовик Женя Винокуров, конечно, этих подробностей не знал. Марк Бернес принес мне готовые стихи и предложил написать песню. Я прочел стихи и был буквально ошеломлен».

В феврале 1963 года умер Я.А.Эшпай - отец Андрея, человек мудрый и проницательный в искусстве, в жизни - ранимый и беззащитный, сама доброта и отзывчивость. Оборвалась живая связь, но сын навсегда сохранил нежные чувства к отцу и верность его делу.

К 100-летию Московской консерватории (1966) А.Эшпай, наряду с другими педагогами, бывшими учениками Н.Я.Мясковского, написал оркестровую Вариацию на темы из его Шестнадцатой симфонии. В юбилейном концерте консерватории все эти вариации, объединенные в единый цикл, были исполнены студенческим симфоническим оркестром под управлением Г.Рождественского.

В этом же году Эшпай принял участие в конкурсе на обязательную скрипичную пьесу для III Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Он сочинил Сонату, введя в нее фрагмент из Струнной серенады Чайковского. Это создавало момент неожиданности и вносило какую-то особую праздничность, приподнятость, подчеркивая связь произведения с проводимым конкурсом.

Почти через четверть века после окончания войны Эшпай написал оперетту «Нет меня счастливей» (либретто В.Константинова и Б.Рацера, 1969). В ней нашли отражение дни мужественного сопротивления нашей Родины фашизму.

30 апреля 1976 года в Большом театре состоялась премьера балета А.Эшпая «Ангара» (либретто Ю.Григоровича и В.Соколова по пьесе А.Арбузова «Иркутская история»,постановщик Ю.Григорович).

1 апреля 1986 года в Большом зале консерватории Государственный симфонический оркестр СССР под управлением Е.Светланова впервые исполнил Пятую симфонию Андрея Эшпая.

Седьмая симфония для большого симфонического оркестра написана Андреем Эшпаем в 1991 году, в самом начале коренных изменений и преобразований в стране. Спала до недавнего времени непроницаемая завеса над учением Христа, стало возможным и в России свободное обращение к евангельской теме, как в Шестой «Литургической». В Седьмой симфонии нет текстового материала, она решена чисто инструментальными средствами, но от этого не стала менее значимой. Сочинение затрагивает извечный вопрос: что такое жизнь? И своей музыкой Эшпай отвечает почти по Блезу Сандрару: «... это - мы, и Бог, и я - и Вечность это».

Памяти Д.Шостаковича Эшпай посвятил Струнный квартет «Concordia discordans» (согласие несогласного). «Тот не умер, кто не позабыт». Вся интонационная сфера квартета в каждом его разделе оттеняет образ того, чьей памяти посвящено сочинение.

В 1999 году композитор закончил «Четыре стихотворения» для симфонического оркестра, хора и чтеца (стихи М.Лермонтова, М.Цветаевой, С.Есенина, Ф.Глинки), перекинув невидимый мост от старославянского языка Шестой симфонии к высокой русской поэзии.

Накануне 2000 года Андрей Эшпай осуществил замысел, на который никто из композиторов до него не отваживался, - завершил «золотую серию» Концертов для всех инструментов симфонического оркестра (кроме тубы в силу специфики ее звучания): четыре скрипичных, два фортепианных, Концерты для альта, гобоя, флейты, саксофона, виолончели, контрабаса (или фагота), кларнета, валторны, двойной Концерт для трубы и тромбона, Концерт для оркестра с солирующими трубой, фортепиано, вибрафоном и контрабасом.

На протяжении всей своей жизни в искусстве Эшпай писал киномузыку. Он - автор музыки более чем к шестидесяти кино- и телефильмам, поставленным на разных студиях страны.

Облик композитора Андрея Эшпая будет неполным, если не коснуться других сторон его деятельности: педагогической - с 1965 по 1971 год он вел класс композиции в Московской консерватории, в 1978 и 1979 годах проводил в Болгарии международные семинары молодых композиторов; общественной - на посту секретаря Союза композиторов СССР (он - организатор фестивалей и праздников искусств во многих городах и весях огромной страны); председателя Всесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью; председателя жюри первого Всесоюзного конкурса пианистов имени С.Рахманинова (1985); председателя жюри конкурса пианистов на VI (1978), VIII (1986), XI (1998) Международных конкурсах имени П.Чайковского.

А.Эшпаю присвоено звание «Народный артист СССР» (1981), он удостоен Ленинской премии (1986) за Концерт для гобоя с оркестром и «Песни горных и луговых мари» и Государственной премии СССР (1976) за Второй фортепианный концерт. За заслуги перед Отечеством в мирное время он награжден орденами Ленина (1985), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны II степени (1985), «Знак Почета» (1967).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: