Фрагмент лекции прошлого урока

Класс. Литература. 9 апреля 2020 года (четверг)

Тема: « Литературный процесс середины и второй половины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета – эмоциональное богатство русской поэзии».

 

Проверка домашнего задания.

Сегодня вы познакомились с необычным произведением М. Булгакова «Похождения Чичикова». Некоторые литературные критики называют его фельетоном. Согласны ли вы с таким определением жанра?

 

ФЕЛЬЕТОН — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.

 

 

Михаил Булгаков был не только писателем, но и драматургом, режиссёром. Его пьеса «Похождения Чичикова» не раз была показана на театральной сцене.

Предлагаю для просмотра фрагмент спектакля.

 

Фрагмент спектакля камерного театра «Авось» по одноимённой повести М.Булгакова «Похождения Чичикова».

 

https://yandex.ru/video/preview/?text=Похождение%20чичикова%20презентация&path=wizard&parent-reqid=1586868598520636-120851890443260899900320-production-app-host-vla-web-yp-141&filmId=11685013360868212166

 

Задание

После просмотра видеоролика напишите небольшой отзыв об увиденном.

 

(Примерные вопросы)

Совпало ли ваше впечатление, оставшееся от прочитанного произведения, с тем, что увидели на сцене?

Игра какого героя запала в душу?

Внешность какого театрального героя не соответствует вашему представлению о персонаже пьесы?

Сумели ли актёры передать главную идею произведения М. Булгакова?

Подсказка.

Какова главная идея? Каковы уроки произведения?

Фрагмент лекции прошлого урока.


Первый – несколько неожиданный: классику надо знать. Если бы ответственные люди читали Гоголя, то скандала бы не было. Ни тогда, ни потом, уже в наше время, когда многочисленные Чичиковы “строят” финансовые пирамиды, создают независимые телеканалы, монопольные компании, тресты, а потом благополучно убегают за границу. (Правда, не все. Некоторые благополучно сидят в Думе или на высоких чиновничьих должностях!)
Второй – теоретический: пока есть благодатная почва для Чичиковых, они, как Невзоров-Ибикус у А. Толстого, бессмертны. Где служат лицам или ведомствам, а не общему делу, где льстят и угодничают, ища расположения начальства; где сиюминутная выгода важнее государственных интересов, а жажда власти и наживы опережает здравый смысл и гражданскую порядочность – там Чичиковы всегда будут кстати.
Родовые черты Чичикова, если обратиться к давней и близкой нашей истории, нетрудно обнаружить у всех, для кого личные или групповые интересы важнее судьбы народа и страны. Конечно, параллели в какой-то мере условны, но механизм приспособления и мошенничества у литературных негодяев и их реальных “прототипов” выразительно схож. Сегодня мы уже знаем немало подробностей жизни и деятельности многочисленных Загорецких, Молчалиных, Шприхов и Чичиковых.

 

3. Новый материал:   « Литературный процесс середины и второй половины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета – эмоциональное богатство русской поэзии».

 

С творчеством поэтов 19 века Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета мы неоднократно знакомились на уроках литературы в 5-8 классах. По программе на эту тему отведено 2 часа.

 

Предлагаю написать краткую биографическую справку о каждом поэте (этапы жизни и творчества). Информацию самостоятельно найти в интернете. Такая форма работы неоднократно использовалась на уроках литературы в 8 классе. Срок: до урока литературы, который состоится во вторник (21 апреля)  

 

Домашнее задание: биографические справки о поэтах 19 века: Ф. Тютчеве, А. Фете, Н. Некрасове.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: