Класс. Литература. 9 апреля 2020 года (четверг)
Тема: « Литературный процесс середины и второй половины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета – эмоциональное богатство русской поэзии».
Проверка домашнего задания.
Сегодня вы познакомились с необычным произведением М. Булгакова «Похождения Чичикова». Некоторые литературные критики называют его фельетоном. Согласны ли вы с таким определением жанра?
ФЕЛЬЕТОН — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
Михаил Булгаков был не только писателем, но и драматургом, режиссёром. Его пьеса «Похождения Чичикова» не раз была показана на театральной сцене.
Предлагаю для просмотра фрагмент спектакля.
Фрагмент спектакля камерного театра «Авось» по одноимённой повести М.Булгакова «Похождения Чичикова».
https://yandex.ru/video/preview/?text=Похождение%20чичикова%20презентация&path=wizard&parent-reqid=1586868598520636-120851890443260899900320-production-app-host-vla-web-yp-141&filmId=11685013360868212166
Задание
После просмотра видеоролика напишите небольшой отзыв об увиденном.
(Примерные вопросы)
Совпало ли ваше впечатление, оставшееся от прочитанного произведения, с тем, что увидели на сцене?
Игра какого героя запала в душу?
Внешность какого театрального героя не соответствует вашему представлению о персонаже пьесы?
Сумели ли актёры передать главную идею произведения М. Булгакова?
Подсказка.
Какова главная идея? Каковы уроки произведения?
Фрагмент лекции прошлого урока.
Первый – несколько неожиданный: классику надо знать. Если бы ответственные люди читали Гоголя, то скандала бы не было. Ни тогда, ни потом, уже в наше время, когда многочисленные Чичиковы “строят” финансовые пирамиды, создают независимые телеканалы, монопольные компании, тресты, а потом благополучно убегают за границу. (Правда, не все. Некоторые благополучно сидят в Думе или на высоких чиновничьих должностях!)
Второй – теоретический: пока есть благодатная почва для Чичиковых, они, как Невзоров-Ибикус у А. Толстого, бессмертны. Где служат лицам или ведомствам, а не общему делу, где льстят и угодничают, ища расположения начальства; где сиюминутная выгода важнее государственных интересов, а жажда власти и наживы опережает здравый смысл и гражданскую порядочность – там Чичиковы всегда будут кстати.
Родовые черты Чичикова, если обратиться к давней и близкой нашей истории, нетрудно обнаружить у всех, для кого личные или групповые интересы важнее судьбы народа и страны. Конечно, параллели в какой-то мере условны, но механизм приспособления и мошенничества у литературных негодяев и их реальных “прототипов” выразительно схож. Сегодня мы уже знаем немало подробностей жизни и деятельности многочисленных Загорецких, Молчалиных, Шприхов и Чичиковых.
3. Новый материал: « Литературный процесс середины и второй половины XIX века. Творчество Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета – эмоциональное богатство русской поэзии».
С творчеством поэтов 19 века Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета мы неоднократно знакомились на уроках литературы в 5-8 классах. По программе на эту тему отведено 2 часа.
Предлагаю написать краткую биографическую справку о каждом поэте (этапы жизни и творчества). Информацию самостоятельно найти в интернете. Такая форма работы неоднократно использовалась на уроках литературы в 8 классе. Срок: до урока литературы, который состоится во вторник (21 апреля)
Домашнее задание: биографические справки о поэтах 19 века: Ф. Тютчеве, А. Фете, Н. Некрасове.