Особенности таких направлений, как символизм, акмеизм, футуризм

Класс. Литература. 30 апреля 2020 года (четверг)

Тема: Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений. Русская поэзия Серебряного века.

 Символизм. Акмеизм. Футуризм.

Открыли тетради, подписали тему урока.

Переносим в тетрадь определение и содержание двух таблиц.

Сере́бряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (первая треть XIX века).

 

 

Направления литературы и писатели в начале ХХ века

Особенности таких направлений, как символизм, акмеизм, футуризм

 

 

Закрепление.

Предлагаю для просмотра видеофильм

 

Серебряный век, как различать поэзию модернизма | Символизм, Акмеизм, Футуризм (9 минут)

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=o52yIgYY6dY&feature=emb_logo

Домашнее задание.

Чтение произведения М.Горького «Челкаш».

 

Проверьте задание прошлых уроков.

 

Ответы на вопросы по творчеству А.Чехова.

1. Какие три профессии постиг Антон Чехов в жизни? (портной, врач, писатель)

2. Как назывался журнал, в котором печатались короткие зарисовки А.Чехова из таганрогской жизни? («Заика»)

3. Название первого водевиля, написанного А.Чеховым? («Недаром курица пела»)

4. Название журнала, в котором была опубликована юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.»? («Стрекоза»)

5. Кто такой Павел Архангельский? (заведующий Воскресенской земской больницей)

6. Как назывался сборник рассказов А. Чехова, который не вышел в печать? («Шалость»)

7. Сколько псевдонимов было у А.Чехова? (около 50)

8. Какой писатель раскритиковал А. Чехова за растрату таланта? (Дмитрий Григорович)

9. В каком году после долгой разлуки А.Чехов вновь побывал на своей малой родине? (1887)

10. С какой целью А.Чехов отправился на остров Сахалин? (исследовать быт русских тюрем).

11-12. Были ли среди приятелей А.Чехова русские художники? А русский граф? (Левитан, Толстой)

13. Во время эпидемии какой болезни А.Чехов работал санитарным врачом? (холера)

14. В каком селении на деньги А.Чехова была построена колокольня? (Мелихово)

15. Последняя пьеса, написанная А.Чеховым? («Вишнёвый сад»)

16. Было ли у А.Чехова произведение под названием «Мужики в овраге»? («Мужики», «В овраге»)

17. В каком году умерла жена А.Чехова – Ольга Книппер? (1959)

Сочинение по рассказу А.Чехова. Убедительная просьба – прочитать статью. Это хорошая подготовка к ОГЭ.

 

История создания. Рассказ был опубликован «Петербургской газете» в январе 1886 года в отделе «Летучие заметки». Затем он был занесён в сборник «Пёстрые рассказы» с небольшими поправками. Позже, в 1898-1901 годах, Чехов включил его в свой третий том сочинений. Лев Толстой также выделил это произведение как одно из лучших чеховских творений.

Жанр.  «Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица. Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

Смысл названия. «Тоска» — это центральный образ произведения, воплощённый в главном герое. Это – и чувство, поглотившее его, и в то же время это важная и сложная проблема, над которой автор предлагает задуматься читателям. Значение слова «тоска» в данном случае равнозначно значению слова «одиночество». Вот, как можно объяснить название: «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города.

Суть. О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы. В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении.

Композиция. В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

Главный герой рассказа – старый извозчик Иона. Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда. Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор.

Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы, так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов. Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.

 

Темы, проблемы

Тоска главного героя, у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами. Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе.

Взаимоотношения людей и их питомцев. Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа. Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.

Одиночество «маленького человека» в большом многолюдном городе. Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.

Равнодушие. Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: