double arrow

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ по выбранной теме


Минимальный объем сочинения – 250 слов, рекомендуемый – 350 слов

Работа оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

При написании итогового сочинения необходимо помнить, что ваша работа не должна сводиться к анализу определенного литературного произведения или его пересказу. Основная задача - написать небольшое рассуждение на заданную тему, подкрепляя свою позицию примерами из художественной литературы, жизни, показать способность ясно и грамотно выражать свои мысли.

Первый шаг к успеху – правильно выбранная тема. Она должна быть понятной Вам и не вызывать вопросов в формулировке. На следующем этапе нужно найти основную проблему в теме, подумать над тезисом и аргументами и, после этого, составить черновой вариант сочинения с четкой структурой.

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ по выбранной теме

Структура сочинения состоит из вступления, основной части и заключения. Схематично работа должна выглядеть следующим образом:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Первый тезис+аргумент
  • Второй тезис+аргумент
  • Третий тезис+аргумент
  • Заключение

1.Вступление (до 10 предложений) Это может быть пословица, афоризм, цитата знаменитого человека, Ваши размышления по теме сочинения. Вступление может быть в виде вопроса (Как вы понимаете значение слова «честь»?) или какой-либо цитаты. В этой части важно обозначить проблему дальнейшего повествования и выделить основной смысл.




 

2.Основная часть

 

Основная и самая объемная часть работы состоит из тезиса и его аргументации. Тезис – основная мысль, которую вы высказываете в сочинении. Его можно выделить как ответом на поставленный во введении вопрос («Размышляя на эту тему, можно прийти к выводу, что честь – это»), так и утверждением («Давно понятно, что честь – это»). Следом за тезисом следуют аргументы, основанные на литературных произведениях. Их количество не ограниченно, однако желательно привести от двух литературных примеров. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы. Главное — нужен не пересказ произведения, а размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа. Разумеется, лучше выучить наизусть наиболее важные цитаты из стихотворных отрывков произведений для подтверждения высказанных тезисов. Отрывки из произведений художественной прозы можно передать своими словами.

 

Пример анализа аргумента, то есть художественного произведения

 

 Что важнее в жизни – деньги, дорогие вещи или образование, дружба, родные люди? У каждого будет свой ответ на этот вопрос. Мне понравились размышления А.П.Чехова по поводу роли материальных и духовных ценностей в жизни человека. Его небольшие, но емкие рассказы заставляют задуматься о том, как и чем ты живешь. У каждого из нас есть мечта. Была она и у героя произведения «Крыжовник». Цель, которую поставил перед собой брат рассказчика, – усадьба с кустами крыжовника. В мечтах Николай Иванович рисовал план будущего имения. В нем не было множества пунктов. Вроде бы все реально: дом для себя и прислуги, огород, крыжовник. Ничего нет особенного в мыслях человека. В голове возникают дорожки по цветущему саду, пруды с карасями. Достичь цели было сложно. Средств на покупку усадьбы не было. Николай старается себя во всем ограничить: «недоедал, недопивал». Живя в страшной нищете, мужчина носит свои небольшие доходы в банк. Цель стала единственным смыслом жизни. Рассказчик скупо рисует реалии жизни мечтающего. Нет ощущения, что желания возвышают человека. Они наоборот съедали его изнутри. Мечты толкают его на безнравственный поступок. Николай Иванович женится по расчету. Некрасивая старая вдова нужна ему только из-за денег. Автор постепенно переводит стиль речи в саркастическую и страшную по смыслу.



Деньги превращаются в произведении Чехова в деньжонки. Николай стал держать женщину в черном теле: «…впроголодь…». Обобрав жену, мужчина положил все ее накопления в банк на свое имя. Рассказчик не может ни сравнить его с другими людьми, сделавшими деньги смыслом жизни, обезумевших от жадности. Один купец съедает все свои «деньги и выигрышные билеты», чтобы после его смерти никто не смог ими воспользоваться. Другой барышник потерял ногу, но расстраивался о 20 рублях, оставшихся в сапоге. Такое сравнение ужасает. Иван Иванович уже готовит читателя к завершению истории. Вдова зачахла от такой жизни, ее хватило только на 3 года замужества с Николаем Ивановичем. Брат приобретает желаемое имение. Насколько омерзительны картины сбывшейся мечты: канавы, ряды елок, «собака, похожая на свинью», кухарка такого же вида. Николай Иванович становится помещиком, располневшим и обрюзгшим. Создавалось впечатление, что и он сейчас захрюкает. Реалии изменили человека. Из нищего бедняги чиновника он превращается в барина – «ваше благородие». Усадьба раскрыла все, спрятанное на долгие годы в глубине души. Помещик строил из себя щедрого господина: он выставлял в праздник полведра водки, и был уверен, что его любит народ. Сбылась мечта и о крыжовнике. Кусты, которые пришлось посадить на участке, начали плодоносить. Волнение переполняло душу Николая. Он ел ягоды с жадностью, как будто это было именно то, без чего его существование теряло смысл. Крыжовник возвысил нового барина в своих глазах. Человек добился всего желаемого. Новое положение изменило даже отношение к своему происхождению. Чехов использует всегда одно числительное: 20. Именно такое количество кустов в имении, столько раз повторяет Николай Иванович, что он дворянин. Рассказ о новых корнях у чиновника из усадьбы удивляет. Родной брат, знает, что в их роду нет дворян: дед – мужик, отец – солдат.



   Нет ощущения радости в речи рассказчика и автора. Мечта сбылась, а к чему она привела? К превращению человека в животное? Много ли таких людей на Руси? Отчаяние переполняет душу Ивана Ивановича. Может вообще не стоит мечтать? Сколько «счастливых» вокруг, которых их не волнуют живущие рядом. Автор говорит, что это общий гипноз. Для счастливых нет тех, кто страдает, голодает, болеет. Они уходят в свой мир грез и удовольствия. Страшно оказать рядом с такими людьми.

А.Чехов в своем рассказе заставил меня задуматься о том, что мечта – слово возвышенное. Оно должно заставлять человека идти к цели, развиваться и приносить пользу и радость окружающим.

  О том, что сама жизнь, наши близкие, наше умение сочетать материальное и духовное, то есть когда деньги способствуют духовному развитию личности размышляет в своем произведении (рассказе, романе, повести) и …….Ваш второй литературный пример

 

3.Завершить работу следует общим выводом ваших рассуждений. Хорошо, если это будет краткая мысль-итог, передающая основную суть вашей работы. Можно повторить важные мысли из основной части, но только другими словами. В этой части сочинения может быть выражено личное отношение пишущего к теме или проблеме сочинения. Желательно в заключение сказать и об актуальности поднятых проблем. Заключение должно быть органично связано со вступлением.

 

4.Стоит обратить внимание на то, что основная часть работы является наибольшей, превосходя по объему вступление и заключение вместе.







Сейчас читают про: