Архитектура Г. Витебска как объект туризма

Витебск. Возник как раннефеодальное поселение в IX в. В различных ис­торических документах упоминается под 947, 974 и 1021 гг. Первоосновой города было древнее городище, впослед­ствии замок на возвышенности при слиянии рек Двины и Витьбы. В XII – XIII вв. Витебск уже крупный торговый центр. Укрепления города состояли из Верхнего (сформировался к XIII в.) и Нижнего (XIV в.) замков. В конце XVI ‒ начале XVII в. возникает укреп­ленный посад ‒ Взгорский замок. Уни­кальный графический документ ‒ «чер­теж» города Витебска 1664 г.— дает из­вестное представление о его планировке и застройке.

В середине XVII в. рядом с мостом через Витьбу, соединявшим посад и Нижний замок, располагался торгово-общественный центр ‒ гостиный двор и деревянная ратуша (Магдебургское право с 1597 г.). Пространство площади монастыря, Благовещенская и др.) возвышались в основном вблизи рыночной площади и главных проезд­ных башен. По территории Нижнего замка проходила главная в городе Ве­ликая улица. Направления нескольких основных улиц, образовавшихся к се­редине XVII в., стали структурной ос­новой, в соответствии с которой в по­следующие века развивалась планиро­вочная схема центральной зоны Витеб­ска.

В прошлом в Витебске было множе­ство выдающихся памятников архитек­туры, из которых до наших дней сохра­нились только единицы. В централь­ном районе города уцелел небольшой исторически сложившийся комплекс застройки. Его границы проходят вдоль улиц Ленина, Я. Купалы, Суво­рова, Политехнической и Л. Толстого. В пределах этой зоны отмечается пол­ная преемственность регулярной пла­нировочной сети улиц конца XVIII ‒ первой половины XIX в., которая, в свою очередь, наследовала черты до-регулярной структуры.

В культурное наследие Витебска вхо­дят памятники архитектуры второй половины XVIII в., а также здания, представляющие интерес в историко-архитектурном и художественном отно­шении, фрагменты рядовой застройки и исторически сложившаяся планиро­вочная структура.

Главным объектом центра является бывшая ратуша. Она имеет долгую историю строительства. Последнее во­зобновление ее относится к 1775 г. До надстройки третьего этажа в начале XX в. ратуша состояла из двухэтаж­ного корпуса, над средней частью кото­рого возвышалась многоярусная баш­ня. Корпус ратуши был своеобразным пьедесталом башни, а собственно баш­ня представляла собой сочетание не­скольких различных по высоте и деко­рации ярусов, в которых преобладали типичные для барокко вогнутые по­верхности стен, слоистые пилястры, крепованные карнизы и сложные про­фили. Особенно вычурна была форма верхнего яруса, который трактовался как оформление городских часов и ко­локола ‒ символа самостоятельности города.

В настоящее время в здании ратуши размещен областной Краеведческий музей. Квартал зданий вокруг ратуши име­ет островное положение и окружен с одной стороны площадью, с другой ‒ сквером вдоль ул. Маяковского. Для исторического района характерен плотный фасад застройки улиц, где значи­тельную долю занимают жилые здания в стиле классицизма. Вне центра, к югу и северу от него, расположены памятники архитектуры ‒ руины Бла­говещенской церкви и бывший дворец губернатора.

Благовещенская церковь, построенная в середине XII в., была наиболее значительным памятником зодчества раннефеодальной эпохи на территории Белоруссии. Это тип шестистолпного, однокупольного, трехапсидного храма. Внутреннее пространство членилось на три нефа. Средний, наи­больший, имел сводчатые перекрытия, боковые ‒ крестовые.

Храм располагался на левом берегу Западной Двины, на территории бывше­го Нижнего замка. Главным фасадом был обращен к реке. Архитектура его лаконична: стены оживлялись лишь полуциркульными нишами и верти­кальными лопатками, которые вверху переходили в плоские арки.

На высоком берегу Западной Двины расположено одно из монументальных сооружений старого Витебска ‒ быв­ший дворец губернатора (конец XVIII в.). Здание построено под влиянием русской классической архи­тектуры. Основной корпус в три эта­жа, средняя выступающая часть его обработана ордером. Обращенный к Двине корпус ‒ двухэтажный. Первый этаж рустован, прорезан прямоуголь­ными окнами. Окна второго этажа име­ют арочную форму.

Бывший дворец губернатора хранит память о минувшем Витебска за последние полтораста лет. Дворец был резиденцией всех губернаторов Витеб­ской губернии. Летом 1812 г. в нем останавливался Наполеон, направляясь во главе своей армии на Москву. В дни Октября здесь проходила первая Ви­тебская губернская конференция РСДРП, заседал Военно-Революцион­ный комитет, провозгласивший уста­новление Советской власти в городе и губернии. Во дворце в июне 1919 г. выступал на расширенном заседании Витебского губисполкома М. И. Ка­линин.

У дворца стоит памятник-обелиск, посвященный победе русского оружия в 1812 г. Он был сооружен витебчанами на свои средства в честь столетия изгнания французов из России (архи­текторы И. А. Фомин и Т. В. Кибардин).

Бешенковичи (районный центр). Этот небольшой городок на берегу За­падной Двины по архивным источни­кам известен с XV в. В XVI ‒ XVII вв. местечко принадлежало князьям Сапегам, Огинским, Хрептовичам.

С Бешенковичами связано много исторических событий. Сюда ‒ на ме­сто расквартирования русских войск ‒ трижды приезжал Петр I; здесь в мар­те 1708 г. состоялся русско-польский военный Совет, в честь чего Огинский заложил православную церковь (не со­хранилась). В Отечественную войну 1812 года здесь размещался наполео­новский гарнизон, штаб императора. Жаркие бои были в окрестностях ме­стечка между армиями Барклая де Толли и Мюрата. В 1821 г. в Бешенковичах состоялся смотр русской гвардии императором Александром I. Дворец Хрептовича, где останавли­вался Наполеон, а затем Александр I, сохранился до нашего времени, хотя и претерпел значительные изменения. Он состоит из трех корпусов. Централь­ный из них ‒ наибольший, двухэтаж­ный; боковые флигеля ‒ одноэтаж­ные. Комплекс в плане образует подо­бие буквы П, где средний объем вы­двинут вперед. В центральном корпусе размещались основные залы и кабине­ты. Флигеля отводились под жилье.

В архитектуре дворца, построенного в конце XVIII в., нет традиционного для раннего классицизма портика, ре­шение главного фасада в целом пло­скостное. Лишь средняя часть его слег­ка раскрепована и увенчана фронтоном. Ажурный балкон второго этажа, не­большие карнизы и плоские ниши со­ставляют скромный архитектурно-худо­жественный декор постройки.

Недалеко от дворца размещались оранжерея и разнообразные хозяй­ственные помещения (часть из них со­хранилась). Достопримечательностью являлся великолепный парк с регуляр­ной разбивкой аллей. Главная аллея замыкалась дугообразным прудом. Пруд в виде круга имел в середине островок с беседкой.

К памятникам архитектуры относит­ся и церковь, построенная, оче­видно, во второй половине XIX в. в формах псевдорусского зодчества. Памятник является высотной доминан­той в панораме города со стороны противоположного берега Двины. Пять шатрообразных завершений церкви об­разуют силуэтную композицию, кото­рая эффектно выделяется на фоне ма­лоэтажной застройки.

Полоцк ‒ один из самых древних городов страны. Впервые о нем упоми­нается в «Повести временных лет» в 862 году, но в действительности он гораздо старше. Город возник на месте укрепленного валами городища, расположенного в низовье Полоты ‒ прито­ка Западной Двины.

На рубеже X‒XI вв. укрепленный центр города ‒ детинец ‒ был смещен на юг к месту впадения Полоты в Дви­ну (Верхний замок). Окольный посад­ский город (Нижний замок) сформиро­вался между детинцем и старым горо­дищем. Заполотье (Старый город) раз­вилось также, как посадское поселение. Таким образом, к XI в. Полоцк имел трехчастную структуру плана, где до­минирующее положение занимал дети­нец. От детинца и Окольного города вдоль Двины с годами начал разви­ваться Великий посад ‒ самая обшир­ная часть города. К XII в. площадь Полоцка достигала 70‒80 га, что сви­детельствует о быстром росте город­ской территории.

В процессе исторического развития каждая часть Полоцка имела ту или иную систему укреплений, однако основные оборонительные сооружения были сосредоточены вокруг детинца на высоком холме. Здесь за крепостными стенами разместился главный храм княжества ‒ Софийский собор, дворец князя, жилье феодалов, дружины, за­житочных ремесленников. Планировоч­ная структура древнего Полоцка, сеть его основных улиц еще не определены археологами. Раскопки свидетельству­ют лишь о том, что жилая застройка города формировалась стихийно, бес­системно. Улицы прокладывались меж­ду домами, и потому были извилистые и узкие. Обнаруженные остатки бревен­чатых мостовых на лагах свидетель­ствуют о первых шагах развития го­родского благоустройства.

Верхний замок оставался в XVI в. главной частью города. Он располагал­ся на высоком холме при впадении в Двину Полоты и занимал обширную территорию. Своим местоположением в плане, застройкой, системой укреп­лений он подчинял себе другие районы и представлял главную оборонную мощь города. В 1563‒1579 гг. русски­ми войсками были созданы в Полоцке новые деревянные укрепления, которые пришли на смену стенам и башням, сожженным во время осады. О харак­тере изменений, происшедших в Верх­нем замке, как и во всем городе, по­зволяет в некоторой степени судить миниатюрный рисунок С. Пахоловицкого (1579), изображающий крепость, и записки капитана А. Гванини.

Первым из числа выдающихся куль­товых сооружений западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. О первоначаль­ном виде собора сведения имеются са­мые противоречивые. В одних источ­никах он указан как семиглавый, в других ‒ пятиглавый. В XVIII в. памятник был полностью видоизменен: верх его надстроен, главы исчезли, по­явились две башни на главном фасаде; храм был превращен в униатскую ба­зилику с барочной обработкой. От со­бора остались только отдельные части фундаментов, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов. Сохра­нившиеся фрагменты позволяют пола­гать, что в прошлом памятник пред­ставлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упроще­ниями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех сред­них нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным по­стройкам. Нарядность интерьера уси­ливалась многокрасочными фресками.

Одна из особенностей полоцкого Со­фийского собора ‒ граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апси­ды не встречаются. Отличительной чер­той собора является также отсутствие внешних обходных галерей и башен. Благодаря этому наружный объем хра­ма был компактным и динамичным.

Софийский собор ‒ первый и еще робкий пример памятника, в котором проявились черты, свойственные ис­кусству Полоцкой земли. После «Со­фии», преимущественно в XII в., в По­лоцке появляются многочисленные па­мятники с оригинальной интерпретаци­ей крестовокупольной системы.

Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построен­ный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего на­правления древнерусского зодчества XII в. ‒ небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера.

Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора как памятни­ка Полоцкой земли ‒ преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной компози­ции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в реше­нии подкупольного постамента, состоя­щего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче дере­вянные «бочки», которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюб­ленным мотивом русской архитектуры XV‒XVI вв. ‒ многоярусные декора­тивные кокошники.

Известны в Полоцке еще четыре па­мятника культового строительства XII в. ‒ храмы Борисоглебского мона­стыря в пригороде Бельчицы на левом берегу Западной Двины. Данные ле­тописей, литературных источников и материалы археологических раскопок указывают на обилие монументальных каменных построек в этом районе, под­тверждая мысль о существовании здесь укрепленной княжеской резиденции (Воронин).

Храмы Бельчиц различаются своими масштабами, планировочными особен­ностями и объемной композицией, сви­детельствуют о многообразии архитек­турного творчества, широком диапазоне строительного материала. Здесь и не­большая церковь-усыпальница, воз­двигнутая под влиянием деревянного зодчества, ‒ бесстолпная постройка с прямоугольной апсидой, и оригиналь­ная церковь с трансептом, план кото­рой растянут, как в базиликальных храмах, и величественный трехапсидный собор.

Выделяется в монастыре церковь Бо­риса и Глеба, которая была построена зодчим Иоанном несколько раньше Спасо-Евфросиньевского собора. Между обеими постройками имеется компози­ционная общность: ступенчатое, ярус­ное построение завершающей части. Все постройки Бельчиц характеризу­ются одинаковой техникой двухцвет­ной полосатой кладки из кирпича-плинфы наподобие кладки церкви Спаса на Берестове в Киеве (конец XI ‒ начало XII в.). Контраст цветов усиливался за счет покраски мумией выступающих рядов кирпича.После первого раздела Польши по Западной Двине прошла государствен­ная граница. Основная, правобереж­ная, часть Полоцка отошла к России, а малонаселенный район Задвинья остался за Польшей. Поэтому первый проект планировки города, утвержден­ный в 1778 г., охватил только земли Придвинья, Верхнего и Нижнего замков.

Центральная часть Полоцка с пря­моугольной системой планировки исто­рически сложилась к середине XVIII в. Новый план был составлен с учетом существовавшей уличной сети и комп­лексов капитальных сооружений. Пря­моугольная сеть улиц получила даль­нейшее развитие, стала более правиль­ной, геометрически четкой. Этому спо­собствовал в определенной степени рав­нинный характер большей части город­ской территории.

Главная площадь была совмещена с существовавшей площадью перед монументальными зданиями иезуит­ской академии и костела. Эти постройки вскоре были преобразованы в кадет­ский корпус и кафедральный Никола­евский собор. В ансамбль площади во­шли также различные «казенные» строения, которые придали ему новое содержание.

Большинство «казенных» зданий на площади было создано в соответствии с типовыми проектами второй полови­ны XVIII в. Их архитектурный облик был подчинен идее создания предста­вительного центра. При этом интересо­вались не столько раскрытием индиви­дуального содержания зданий, сколько их ролью в ансамбле. Застройка пло­щади типовыми зданиями ускорила процесс формирования нового центра и обеспечила стилистическое единство ансамбля.

В современном Полоцке кроме рас­смотренных выше памятников древней архитектуры сохранилось еще несколь­ко объектов, представляющих историко-архитектурный интерес. Это ‒ Бо­гоявленская церковь XVIII в. в стиле классицизма (ул. Ленина, 24) и монастырский корпус, так называе­мый дом Симеона Полоцко­го, в стиле барокко, построенный в конце XVII в. (ул. Ленина, 22). Черты, присущие барокко, прослеживаются и в доме Петра I, относящемся к концу XVII в. (ул. Ленина, 33). Рядо­вая жилая застройка сохранилась в ви­де отдельных домов на площади Лени­на, по улицам Горького, Замковой, Ле­нина и др. Для них свойственна архи­тектура барокко или классицизма или смешение этих художественных стилей.

Глубокое (районный центр). Впервые упоминается в документах XVI в.

Сведения об архитектурно-планиро­вочном развитии Глубокого незначи­тельны. Застройка сформировалась на берегу двух озер. Торговая площадь с культовыми зданиями являлась ком­позиционным центром городского пла­на. Несколько улиц, выходящих на нее, имели в общих чертах регулярный характер.

Поставы (районный центр). Впервые упоминаются под 1581 г. До середины XVIII в. представляли собой незначи­тельное поселение, расположенное на берегу двух озер, образованных рекой Мяделкой.

Достопримечательностью Постав яв­ляются отдельные постройки центра, возведенные во второй половине XVIII в. В прошлом эта застройка была интересным примером ансамблевого строительства, осуществленного в ко­роткие сроки по одному градострои­тельному замыслу. Строительство было связано с деятельностью магната А. Тизенгауза, пытавшегося превратить свое родовое имение в культурно-промыш­ленный центр края. Такое же явление отмечалось на Городнице в Гродно.

Главная площадь Постав имеет фор­му вытянутого прямоугольника, по пе­риметру которого разместились жилые дома разной величины и на­значения. Получившие название «тизенгаузовских», эти дома примеча­тельны своей однотипностью. Часто у них была кирпичной только стена главного фасада, ориентированного на площадь. Остальные стены были дере­вянные, рубленой конструкции. Такой строительный прием отмечался и в Гродно, но впервые он был апробиро­ван в застройке Постав.

Архитектура домов лаконична и вместе с тем достаточно выразительна. Особенно интересны стены с высокими, барочного очертания фронтонами. Эти дома были воздвигнуты по чертежам итальянского архитектора Д. Сакко, деятельность которого связана со мно­гими городами Западной Белоруссии (Гродно, Святск и др.).

Кроме жилых домов на площади раз­мещались торговые ряды ‒ крытый ры­нок, здания для контор мануфактур, гостиница, аптека, аустерия, постоялый двор, церковь, костел и т. д. Рынок был сильно поврежден во время послед­ней войны и затем разобран. На его месте разбит сквер. Значительно изме­нились и другие здания, но до сих пор площадь сохранила за собой значение композиционного центра Постав.

Одной из архитектурных доминант композиции исторического центра является церковь, декоративное убран­ство которой характерно для псевдо­русского стиля.

Вблизи площади А. Тизенгаузом был заложен большой каменный дво­рец, строительство которого закончи­лось лишь в первой трети XIX в. Дво­рец создан в стиле классицизма. Зда­ние имеет П-образный контур плана. Внутренняя планировка сейчас полно­стью видоизменена. Наружный облик мало изменился. Стены дворца укра­шены вертикальными лопатками, меж­ду которыми располагаются большие окна. Примечателен шестиколонный портик, придающий средней части дворца нарядный вид.

Вертикальным акцентом историче­ского центра является башня костела, сооруженного в начале XX в. на оги­баемом речкой участке. В архитектур­но-ландшафтной композиции прекрасно сочетаются зеркала прудов, зелень и псевдоготические, из красного кирпича, монументальные формы храма.

Особое очарование старой городской застройке, исторически сложившейся вблизи воды, придают озера, напол­няемые рекой Мяделкой. Памятники архитектуры, возвышающиеся над озе­рами вместе с массивами зелени, обра­зуют живописную панораму города.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: