Витебск. Возник как раннефеодальное поселение в IX в. В различных исторических документах упоминается под 947, 974 и 1021 гг. Первоосновой города было древнее городище, впоследствии замок на возвышенности при слиянии рек Двины и Витьбы. В XII – XIII вв. Витебск уже крупный торговый центр. Укрепления города состояли из Верхнего (сформировался к XIII в.) и Нижнего (XIV в.) замков. В конце XVI ‒ начале XVII в. возникает укрепленный посад ‒ Взгорский замок. Уникальный графический документ ‒ «чертеж» города Витебска 1664 г.— дает известное представление о его планировке и застройке.
В середине XVII в. рядом с мостом через Витьбу, соединявшим посад и Нижний замок, располагался торгово-общественный центр ‒ гостиный двор и деревянная ратуша (Магдебургское право с 1597 г.). Пространство площади монастыря, Благовещенская и др.) возвышались в основном вблизи рыночной площади и главных проездных башен. По территории Нижнего замка проходила главная в городе Великая улица. Направления нескольких основных улиц, образовавшихся к середине XVII в., стали структурной основой, в соответствии с которой в последующие века развивалась планировочная схема центральной зоны Витебска.
|
|
В прошлом в Витебске было множество выдающихся памятников архитектуры, из которых до наших дней сохранились только единицы. В центральном районе города уцелел небольшой исторически сложившийся комплекс застройки. Его границы проходят вдоль улиц Ленина, Я. Купалы, Суворова, Политехнической и Л. Толстого. В пределах этой зоны отмечается полная преемственность регулярной планировочной сети улиц конца XVIII ‒ первой половины XIX в., которая, в свою очередь, наследовала черты до-регулярной структуры.
В культурное наследие Витебска входят памятники архитектуры второй половины XVIII в., а также здания, представляющие интерес в историко-архитектурном и художественном отношении, фрагменты рядовой застройки и исторически сложившаяся планировочная структура.
Главным объектом центра является бывшая ратуша. Она имеет долгую историю строительства. Последнее возобновление ее относится к 1775 г. До надстройки третьего этажа в начале XX в. ратуша состояла из двухэтажного корпуса, над средней частью которого возвышалась многоярусная башня. Корпус ратуши был своеобразным пьедесталом башни, а собственно башня представляла собой сочетание нескольких различных по высоте и декорации ярусов, в которых преобладали типичные для барокко вогнутые поверхности стен, слоистые пилястры, крепованные карнизы и сложные профили. Особенно вычурна была форма верхнего яруса, который трактовался как оформление городских часов и колокола ‒ символа самостоятельности города.
|
|
В настоящее время в здании ратуши размещен областной Краеведческий музей. Квартал зданий вокруг ратуши имеет островное положение и окружен с одной стороны площадью, с другой ‒ сквером вдоль ул. Маяковского. Для исторического района характерен плотный фасад застройки улиц, где значительную долю занимают жилые здания в стиле классицизма. Вне центра, к югу и северу от него, расположены памятники архитектуры ‒ руины Благовещенской церкви и бывший дворец губернатора.
Благовещенская церковь, построенная в середине XII в., была наиболее значительным памятником зодчества раннефеодальной эпохи на территории Белоруссии. Это тип шестистолпного, однокупольного, трехапсидного храма. Внутреннее пространство членилось на три нефа. Средний, наибольший, имел сводчатые перекрытия, боковые ‒ крестовые.
Храм располагался на левом берегу Западной Двины, на территории бывшего Нижнего замка. Главным фасадом был обращен к реке. Архитектура его лаконична: стены оживлялись лишь полуциркульными нишами и вертикальными лопатками, которые вверху переходили в плоские арки.
На высоком берегу Западной Двины расположено одно из монументальных сооружений старого Витебска ‒ бывший дворец губернатора (конец XVIII в.). Здание построено под влиянием русской классической архитектуры. Основной корпус в три этажа, средняя выступающая часть его обработана ордером. Обращенный к Двине корпус ‒ двухэтажный. Первый этаж рустован, прорезан прямоугольными окнами. Окна второго этажа имеют арочную форму.
Бывший дворец губернатора хранит память о минувшем Витебска за последние полтораста лет. Дворец был резиденцией всех губернаторов Витебской губернии. Летом 1812 г. в нем останавливался Наполеон, направляясь во главе своей армии на Москву. В дни Октября здесь проходила первая Витебская губернская конференция РСДРП, заседал Военно-Революционный комитет, провозгласивший установление Советской власти в городе и губернии. Во дворце в июне 1919 г. выступал на расширенном заседании Витебского губисполкома М. И. Калинин.
У дворца стоит памятник-обелиск, посвященный победе русского оружия в 1812 г. Он был сооружен витебчанами на свои средства в честь столетия изгнания французов из России (архитекторы И. А. Фомин и Т. В. Кибардин).
Бешенковичи (районный центр). Этот небольшой городок на берегу Западной Двины по архивным источникам известен с XV в. В XVI ‒ XVII вв. местечко принадлежало князьям Сапегам, Огинским, Хрептовичам.
С Бешенковичами связано много исторических событий. Сюда ‒ на место расквартирования русских войск ‒ трижды приезжал Петр I; здесь в марте 1708 г. состоялся русско-польский военный Совет, в честь чего Огинский заложил православную церковь (не сохранилась). В Отечественную войну 1812 года здесь размещался наполеоновский гарнизон, штаб императора. Жаркие бои были в окрестностях местечка между армиями Барклая де Толли и Мюрата. В 1821 г. в Бешенковичах состоялся смотр русской гвардии императором Александром I. Дворец Хрептовича, где останавливался Наполеон, а затем Александр I, сохранился до нашего времени, хотя и претерпел значительные изменения. Он состоит из трех корпусов. Центральный из них ‒ наибольший, двухэтажный; боковые флигеля ‒ одноэтажные. Комплекс в плане образует подобие буквы П, где средний объем выдвинут вперед. В центральном корпусе размещались основные залы и кабинеты. Флигеля отводились под жилье.
В архитектуре дворца, построенного в конце XVIII в., нет традиционного для раннего классицизма портика, решение главного фасада в целом плоскостное. Лишь средняя часть его слегка раскрепована и увенчана фронтоном. Ажурный балкон второго этажа, небольшие карнизы и плоские ниши составляют скромный архитектурно-художественный декор постройки.
|
|
Недалеко от дворца размещались оранжерея и разнообразные хозяйственные помещения (часть из них сохранилась). Достопримечательностью являлся великолепный парк с регулярной разбивкой аллей. Главная аллея замыкалась дугообразным прудом. Пруд в виде круга имел в середине островок с беседкой.
К памятникам архитектуры относится и церковь, построенная, очевидно, во второй половине XIX в. в формах псевдорусского зодчества. Памятник является высотной доминантой в панораме города со стороны противоположного берега Двины. Пять шатрообразных завершений церкви образуют силуэтную композицию, которая эффектно выделяется на фоне малоэтажной застройки.
Полоцк ‒ один из самых древних городов страны. Впервые о нем упоминается в «Повести временных лет» в 862 году, но в действительности он гораздо старше. Город возник на месте укрепленного валами городища, расположенного в низовье Полоты ‒ притока Западной Двины.
На рубеже X‒XI вв. укрепленный центр города ‒ детинец ‒ был смещен на юг к месту впадения Полоты в Двину (Верхний замок). Окольный посадский город (Нижний замок) сформировался между детинцем и старым городищем. Заполотье (Старый город) развилось также, как посадское поселение. Таким образом, к XI в. Полоцк имел трехчастную структуру плана, где доминирующее положение занимал детинец. От детинца и Окольного города вдоль Двины с годами начал развиваться Великий посад ‒ самая обширная часть города. К XII в. площадь Полоцка достигала 70‒80 га, что свидетельствует о быстром росте городской территории.
В процессе исторического развития каждая часть Полоцка имела ту или иную систему укреплений, однако основные оборонительные сооружения были сосредоточены вокруг детинца на высоком холме. Здесь за крепостными стенами разместился главный храм княжества ‒ Софийский собор, дворец князя, жилье феодалов, дружины, зажиточных ремесленников. Планировочная структура древнего Полоцка, сеть его основных улиц еще не определены археологами. Раскопки свидетельствуют лишь о том, что жилая застройка города формировалась стихийно, бессистемно. Улицы прокладывались между домами, и потому были извилистые и узкие. Обнаруженные остатки бревенчатых мостовых на лагах свидетельствуют о первых шагах развития городского благоустройства.
|
|
Верхний замок оставался в XVI в. главной частью города. Он располагался на высоком холме при впадении в Двину Полоты и занимал обширную территорию. Своим местоположением в плане, застройкой, системой укреплений он подчинял себе другие районы и представлял главную оборонную мощь города. В 1563‒1579 гг. русскими войсками были созданы в Полоцке новые деревянные укрепления, которые пришли на смену стенам и башням, сожженным во время осады. О характере изменений, происшедших в Верхнем замке, как и во всем городе, позволяет в некоторой степени судить миниатюрный рисунок С. Пахоловицкого (1579), изображающий крепость, и записки капитана А. Гванини.
Первым из числа выдающихся культовых сооружений западных областей Руси можно считать Софийский собор в Полоцке, заложенный между 1044 и 1066 гг. О первоначальном виде собора сведения имеются самые противоречивые. В одних источниках он указан как семиглавый, в других ‒ пятиглавый. В XVIII в. памятник был полностью видоизменен: верх его надстроен, главы исчезли, появились две башни на главном фасаде; храм был превращен в униатскую базилику с барочной обработкой. От собора остались только отдельные части фундаментов, три апсиды, склеп и фрагменты внутренних столбов. Сохранившиеся фрагменты позволяют полагать, что в прошлом памятник представлял собой такое же центрическое сооружение, как Киевская София, но с некоторыми изменениями и упрощениями по сравнению с последней. Его план в форме квадрата был разделен на пять нефов, перекрытых развитой системой сводов. Выделение трех средних нефов создавало иллюзию вытянутости внутренней части собора и приближало его к базиликальным постройкам. Нарядность интерьера усиливалась многокрасочными фресками.
Одна из особенностей полоцкого Софийского собора ‒ граненые апсиды, характерные для деревянных храмов. Ни в Киеве, ни в Новгороде такие апсиды не встречаются. Отличительной чертой собора является также отсутствие внешних обходных галерей и башен. Благодаря этому наружный объем храма был компактным и динамичным.
Софийский собор ‒ первый и еще робкий пример памятника, в котором проявились черты, свойственные искусству Полоцкой земли. После «Софии», преимущественно в XII в., в Полоцке появляются многочисленные памятники с оригинальной интерпретацией крестовокупольной системы.
Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. ‒ небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера.
Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора как памятника Полоцкой земли ‒ преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные «бочки», которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV‒XVI вв. ‒ многоярусные декоративные кокошники.
Известны в Полоцке еще четыре памятника культового строительства XII в. ‒ храмы Борисоглебского монастыря в пригороде Бельчицы на левом берегу Западной Двины. Данные летописей, литературных источников и материалы археологических раскопок указывают на обилие монументальных каменных построек в этом районе, подтверждая мысль о существовании здесь укрепленной княжеской резиденции (Воронин).
Храмы Бельчиц различаются своими масштабами, планировочными особенностями и объемной композицией, свидетельствуют о многообразии архитектурного творчества, широком диапазоне строительного материала. Здесь и небольшая церковь-усыпальница, воздвигнутая под влиянием деревянного зодчества, ‒ бесстолпная постройка с прямоугольной апсидой, и оригинальная церковь с трансептом, план которой растянут, как в базиликальных храмах, и величественный трехапсидный собор.
Выделяется в монастыре церковь Бориса и Глеба, которая была построена зодчим Иоанном несколько раньше Спасо-Евфросиньевского собора. Между обеими постройками имеется композиционная общность: ступенчатое, ярусное построение завершающей части. Все постройки Бельчиц характеризуются одинаковой техникой двухцветной полосатой кладки из кирпича-плинфы наподобие кладки церкви Спаса на Берестове в Киеве (конец XI ‒ начало XII в.). Контраст цветов усиливался за счет покраски мумией выступающих рядов кирпича.После первого раздела Польши по Западной Двине прошла государственная граница. Основная, правобережная, часть Полоцка отошла к России, а малонаселенный район Задвинья остался за Польшей. Поэтому первый проект планировки города, утвержденный в 1778 г., охватил только земли Придвинья, Верхнего и Нижнего замков.
Центральная часть Полоцка с прямоугольной системой планировки исторически сложилась к середине XVIII в. Новый план был составлен с учетом существовавшей уличной сети и комплексов капитальных сооружений. Прямоугольная сеть улиц получила дальнейшее развитие, стала более правильной, геометрически четкой. Этому способствовал в определенной степени равнинный характер большей части городской территории.
Главная площадь была совмещена с существовавшей площадью перед монументальными зданиями иезуитской академии и костела. Эти постройки вскоре были преобразованы в кадетский корпус и кафедральный Николаевский собор. В ансамбль площади вошли также различные «казенные» строения, которые придали ему новое содержание.
Большинство «казенных» зданий на площади было создано в соответствии с типовыми проектами второй половины XVIII в. Их архитектурный облик был подчинен идее создания представительного центра. При этом интересовались не столько раскрытием индивидуального содержания зданий, сколько их ролью в ансамбле. Застройка площади типовыми зданиями ускорила процесс формирования нового центра и обеспечила стилистическое единство ансамбля.
В современном Полоцке кроме рассмотренных выше памятников древней архитектуры сохранилось еще несколько объектов, представляющих историко-архитектурный интерес. Это ‒ Богоявленская церковь XVIII в. в стиле классицизма (ул. Ленина, 24) и монастырский корпус, так называемый дом Симеона Полоцкого, в стиле барокко, построенный в конце XVII в. (ул. Ленина, 22). Черты, присущие барокко, прослеживаются и в доме Петра I, относящемся к концу XVII в. (ул. Ленина, 33). Рядовая жилая застройка сохранилась в виде отдельных домов на площади Ленина, по улицам Горького, Замковой, Ленина и др. Для них свойственна архитектура барокко или классицизма или смешение этих художественных стилей.
Глубокое (районный центр). Впервые упоминается в документах XVI в.
Сведения об архитектурно-планировочном развитии Глубокого незначительны. Застройка сформировалась на берегу двух озер. Торговая площадь с культовыми зданиями являлась композиционным центром городского плана. Несколько улиц, выходящих на нее, имели в общих чертах регулярный характер.
Поставы (районный центр). Впервые упоминаются под 1581 г. До середины XVIII в. представляли собой незначительное поселение, расположенное на берегу двух озер, образованных рекой Мяделкой.
Достопримечательностью Постав являются отдельные постройки центра, возведенные во второй половине XVIII в. В прошлом эта застройка была интересным примером ансамблевого строительства, осуществленного в короткие сроки по одному градостроительному замыслу. Строительство было связано с деятельностью магната А. Тизенгауза, пытавшегося превратить свое родовое имение в культурно-промышленный центр края. Такое же явление отмечалось на Городнице в Гродно.
Главная площадь Постав имеет форму вытянутого прямоугольника, по периметру которого разместились жилые дома разной величины и назначения. Получившие название «тизенгаузовских», эти дома примечательны своей однотипностью. Часто у них была кирпичной только стена главного фасада, ориентированного на площадь. Остальные стены были деревянные, рубленой конструкции. Такой строительный прием отмечался и в Гродно, но впервые он был апробирован в застройке Постав.
Архитектура домов лаконична и вместе с тем достаточно выразительна. Особенно интересны стены с высокими, барочного очертания фронтонами. Эти дома были воздвигнуты по чертежам итальянского архитектора Д. Сакко, деятельность которого связана со многими городами Западной Белоруссии (Гродно, Святск и др.).
Кроме жилых домов на площади размещались торговые ряды ‒ крытый рынок, здания для контор мануфактур, гостиница, аптека, аустерия, постоялый двор, церковь, костел и т. д. Рынок был сильно поврежден во время последней войны и затем разобран. На его месте разбит сквер. Значительно изменились и другие здания, но до сих пор площадь сохранила за собой значение композиционного центра Постав.
Одной из архитектурных доминант композиции исторического центра является церковь, декоративное убранство которой характерно для псевдорусского стиля.
Вблизи площади А. Тизенгаузом был заложен большой каменный дворец, строительство которого закончилось лишь в первой трети XIX в. Дворец создан в стиле классицизма. Здание имеет П-образный контур плана. Внутренняя планировка сейчас полностью видоизменена. Наружный облик мало изменился. Стены дворца украшены вертикальными лопатками, между которыми располагаются большие окна. Примечателен шестиколонный портик, придающий средней части дворца нарядный вид.
Вертикальным акцентом исторического центра является башня костела, сооруженного в начале XX в. на огибаемом речкой участке. В архитектурно-ландшафтной композиции прекрасно сочетаются зеркала прудов, зелень и псевдоготические, из красного кирпича, монументальные формы храма.
Особое очарование старой городской застройке, исторически сложившейся вблизи воды, придают озера, наполняемые рекой Мяделкой. Памятники архитектуры, возвышающиеся над озерами вместе с массивами зелени, образуют живописную панораму города.