Автомагистрали России и развитие дорожных сетей

Введение. В настоящее время состояние дорог России уступает зарубежным странам по многим показателям. Развитие автомобильных дорог является важным и экономически эффективным аспектом развития социальной сферы жизни общества. Автомобильные дороги являются важными связующими элементами между федеральными округами, регионами и муниципальными центрами страны, поэтому при строительстве важны такие показатели как износостойкость, долговечность и прочность. Чтобы улучшить показатели прочности и износостойкости необходимо переходить на более новые, передовые материалы.

Целью работы является рассмотрение вариантов развития автомобильных сетей и выявление наиболее приемлемых вариантов строительства автомагистралей в России.

Актуальность.

Проблема развития автомобильных дорог, как общего пользования, так и скоростных автомагистралей по сей день остается актуальной для России. Общая протяженность автомобильных дорог составляет лишь 1 396 000 км, что занимает малую часть по сравнению с масштабами нашей страны, в то время как протяженность дорог в США и Китае превышает российскую почти в 3-4 раза.

Преобладающий на Российских дорогах асфальтобетон во многих регионах страны не справляется с нагрузками и тяжелыми климатическими условиями, что приводит к частым реконструкциям дорожного покрытия. Также асфальтобетон является одним из дорогостоящих материалов. Хорошей альтернативой асфальтобетону могут стать бетонные плиты. Строительство с помощью бетонных плит это менее трудоемкий и более выгодный финансовый процесс. Главным аспектом при данном виде строительства является соблюдение правильной технологии укладки плит и подготовки грунта. Что касается долговечности дорожного покрытия, то она полностью зависит от тщательности всех этапов строительства дороги, от подготовительного этапа и вплоть до сооружения дорожного покрытия.

В соответствии с транспортной стратегией России до 2030 года общая протяжённость автодорог России должна достигнуть 1,7 млн км, что составит прирост в 54% к общему числу дорог Российской Федерации.

В настоящее время при строительстве дорог применяется устаревшая, дорогая и неэффективная технология асфальтобетонного покрытия. Асфальтобетонное покрытие является не слишком пригодным материалом для Российского климата. Асфальт по сравнению с другими материалами является менее морозостойким и требует частых реконструкций. По мнению экспертов, использование такой технологии ведёт в финансово-технологический тупик, выходом из которого могло бы стать использование бетонных технологий, в частности бетонных плит, стянутых стальными тросами. Данная технология на протяжение многих лет активно используется в США, позволяя быстро, дешево и качественно строить дороги.

Ситуация может измениться в связи с тем, что проблема используемых дорожных технологий рассмотрена в послании Президента РФ Федеральному Собранию (12 ноября 2009). В связи с данным посланием восточный обход Новосибирска (часть дороги М52) планируется строить с применением цементобетонного покрытия.

Программа по развитию скоростных автомагистралей в России и в части федеральных округов уже подготовлена государственной компанией «Автодор». Данная программа объединяется как с дорожными, так и социально-экономическими планами. В 2017 году данная программа будет утверждаться правительством России.

В настоящее время реализуется первый из ее этапов, который предусматривает создание скоростных автодорожных связей между Центральным, Южным и Северо-Западным регионами. Речь идет о трассах, Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), автомагистраль М11 между Москвой и Санкт-Петербургом, трасса Москва – Нижний Новгород – Казань, и реконструкции автодорог М4 «Дон» и М1 «Беларусь».

Стартовой точкой по расширению сети скоростных автодорог в восточном направлении будет трасса в направлении Москва–Казань–Уфа. Это связано с тем, что участки дороги в Татарстане и Башкортостане находятся в наибольшей степени готовности.

Общая протяженность сети скоростных автодорог в России к 2030 году может составить 20–30 тыс. км. Это необходимый минимум способный дать импульс ускоренному экономическому росту и развитию территорий России. Согласно проведенному «Автодором» анализу, с развитием скоростной автодорожной сети ежегодный дополнительный прирост по ВРП в каждом из российских регионов, где она будет проходить, составит от 3 до 9%.

В то же время в других странах протяженность скоростных трасс гораздо выше. Так, в США она составляет 72 тыс. км, а в Китае — 100 тыс. км [2, 5].

Инновационные технологии для улучшения качества дорог

Для увеличения количества автомобильных дорог в России необходимо не только территориально расширять дорожные сети, но и улучшать качество автодорожного покрытия за счет применения новых технологий строительства, подходящих для суровых российских погодных условий.

Одна из таких технологий это технология "Superpave" получила свое название путем расшифровки английского словосочетания SUperior PERfomance asphalt PAVEments (асфальтовое покрытие с идеальными характеристиками). Особенностью данной технологии является совершенствование вяжущей битумной эмульсии, стойкость по отношению к реальным температурам и возрастной деформации.

Технология "холодного ресайклинга" это аналог привычному горячему способу укладки асфальта. Ее особенность заключается в том, что при изготовлении применяется предварительно приготовленная эмульсионная база. Технология "холодной регенерации" - это восстановление дорожного покрытияя без дополнительного разогревания асфальтобетонных гранулятов. Холодная укладка по определенным физико-механическим показателям лучше способа горячей укладки. Например, для нее не требуется дополнительный разогрев гранулята на асфальтобетонном стационарном заводе. Можно существенно сэкономить на транспортировке материала.

Технология "укрепление грунта" - это относительно молодой метод строительства дорог. Применяется эта технологи в основном для прокладывания дорог на улицах городов и строительстве асфальтированных автотрасс в населенных пунктах. В основе метода "стабилизации грунтов" лежит улучшение грунта плохого качества или повторное его использование. Такой вариант строительства дорог востребован, когда на укладку асфальта выделено мало времени. Также "стабилизация грунта" применяется в тяжелых инженерно-геологических условиях, при нехватке стройматериала. Этот способ укладки асфальта признан самым недорогим и практичным.

Технология "Сларри Сил" используется для восстановление эксплуатационных характеристик покрытия дорог с применением литой минерально-эмульсионной смеси. Дословно этот метод переводится с английского - "герметизация суспензией". "Сларри Сил" широко применяется для профилактического ремонта автомобильных дорог особой загруженности. Она используется для заполнения неглубоких колей, исправление продольных неровностей, поддержание сохранности асфальтобетонного покрытия. Особенность покрытия "Сларри Сил" – это хорошая износостойкость и долговечность.

"Эмульсионные технологии". Чаще всего применяются две самые актуальные и надежные технологии: "Чип сил" и "Новочип". Способ укладки асфальта "Чип сил" - это особая обработка поверхности, позволяющая продлить срок службы покрытия, также она обеспечивает высокую водостойкость, надежную защиту от выхода новых трещин снизу, устраняет дефекты дорожного покрытия и улучшает сцепление колес с асфальтом. Технология "Новочип" совсем недавно появилась на российском рынке. С ее помощью, на старый слой асфальтобетона кладется тонкий новый слой эмульсии и между ними создается крепкое сцепление. Данное покрытие становится более стойким к нагрузкам и приобретает высокий уровень шумопоглощения. [1, 3].

Проблема недостаточной развитости автомобильных дорог и сети автомагистралей в России остается актуальной в настоящее время. Для отдаленных и труднодоступных регионов сраны строительство подъездных дорог даст сильный толчок для развития социальной и экономической сферы жизни.

Заключение.

По результатам исследования были выявлены, пути развития автомобильных сетей:

1) Расширения дорожных сетей в направлении Сибирского и Дальневосточного федеральных округов;

2) Создание круглогодично эксплуатируемых автомобильных дорог в отдаленных регионах страны;

3) Развитие сети федеральных дорог России и скоростных автомагистралей.

Новые строительные материалы также играют большую роль в качестве и долговечности дорожного полотна. Инновационные материалы помогут справиться с быстрым износом дорожного покрытия, тем более в местах с особо холодным, тяжелым климатом. В дополнении, новые материалы смогут продлить срок службы автомобильного полотна в регионах с особой загруженностью дорог.

Таким образом, проблема развитие дорожных сетей и автомагистралей России должна решиться с помощью комплексного подхода, совмещающего в себе новые технологии в области дорожного строительства, а так же выгодного территориальное расширение дорожных сетей в отдаленные регионы, для общего социально-экономического развития страны в целом.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Маркуц В.М. Расчет линий маневрирования и слияния автомобильных дорог и городских улиц // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 11. С. 92-98.

2. Воронцова С.Д. Зарубежный опыт разработки и реализации программ развития дорожной сети // Экономика и управление. 2010. № 1. С. 50-53.

3. Лосева М.В., Лебедева О.А.,Кондрашева Е.П., Лосева А.О. Зарубежный опыт проектирования улично-дорожной сети // Вестник Ангарского государственного технического университета. 2014. № 8. С. 172-175.

4. Сушков Ю.С. Транспортная инфраструктура стран центральной Европы как ориентир для прогнозирования развития транспорта в регионах России // Academia. Архитектура и строительство. 2011. № 2. С. 85-90.

5. Федоров В.Е., Федоров С.В. Оценка влияния состояния дорог на развитие региона // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2013. № 2. С. 141-153.

6. Otto Andrew. Briefing: Assessing gravel roads for upgrading to bituminous standard. Proceeding of the institution of civil engineers-transport. 2017. № 1. Pp. 5-7.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: