Практическое занятие №11
Синтаксис как учение о словосочетании, предложении и сложном синтаксическом целом. Синтаксические нормы.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме; изучить основные синтаксические нормы; научиться корректировать письменный текст с учетом синтаксических норм.
Литература: дидактический материал.
Ход выполнения занятия
1) Проработать теоретический материал.
2) Выполнить письменно тренировочные упражнения.
3) Срок выполнения-до следующего занятия.
Теоретическая часть.
Словосочетание и предложение как основные синтаксические единицы
Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.
Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
|
|
Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.
Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.
|
|
В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.
Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка». М., 1858. § 110).
Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» («Синтаксис русского языка». СПб, 1912. С. 50).
Представитель формально-грамматического направления Ф.Ф. Фортунатов рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи, господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы вправе назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» («О преподавании грамматики русского языка в низших и старших классах общеобразовательной школы». М., 1899. С. 36).
Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений.
Ошибки в предложениях с однородными членами
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правильные примеры |
Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий | В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба | В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи |
Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий | По улице шли солдаты, мужчины и женщины | По улице шли солдаты |
Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий | Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами | Демонстранты шли с плакатами |
Смешение компонентов двойных союзов – создание неправильной пары союзов | Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов | Хорошо отвечали на экзамене как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов |
Пропуск предлога | Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах | Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, в скверах |
Употребление сказуемых, управляющих разными падежами, при одном зависимом слове | Во время войны народ надеялся и верил в победу | Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё |
Нарушение однородности понятий | Мы любим футбол и стрелять | Мы любим футбол и стрельбу |
Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова | В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия | В форуме принимали участие представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии) |
Ошибки в предложениях с причастным оборотом
Следует обратить внимание на согласование определения, выраженного причастным оборотом, с определяемым словом.
Типы ошибок | Примеры с ошибками | Правильные примеры |
Разрыв причастного оборота с определяемым словом | Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны | Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны |
Нарушение согласования причастия с определяемым словом | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем | Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечерасмоченной дождем |
Замена страдательных причастий действительными | Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений | Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений |
Нарушение однородности синтаксических элементов предложения | Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов | Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов |
Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот | Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас | Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас или Родственники, приехавшие из Сибири, остановились у нас |
|
|