VI. Неправильное построение сложного предложения

Как правильно установить соответствие между грамматической ошибкой и предложением в 8 задании?

Важно: Вы должны ТОЧНО понимать, какого типа ошибка допущена в предложении. Аргументация «мне кажется, что здесь что-то не так» приведет к потере баллов в задании. Предлагаем чек-лист, позволяющий выработать алгоритм действий.

 

Чек-лист

 Типовые ошибки в предложениях 8 задания.

I. Неправильное построение предложения с причастным оборотом.

Находим предложение с причастным оборотом.

 

Что проверяем?

 

ü Согласование причастия с определяемым словом (причастие должно стоять в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово), иное неправильно.

Правильно: о детях, игравших на площадке

Неправильно: о детях, игравшИМИ на площадке.

 

 

ü Положение определяемого слова в предложении. Определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. Положение определяемого слова внутри оборота неправильно.

Правильно: о детях, игравших на площадке

Неправильно: об игравших ДЕТЯХ  на площадке.

 

ü Время и наклонение причастия.

 

Правильно: Мы посмотрели фильм, снятый в прошлом году на киностудии.

Неправильно: Мы посмотрели фильм, СНЯВШИЙСЯ в прошлом году на киностудии (фильм сам себя снять не мог).

 

II. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Находим предложение с деепричастным оборотом.

 

Что проверяем?

 

ü Подлежащее в  предложении должно совершать 2 действия: (а) действие, названное сказуемым, и (b) действие, названное деепричастием, иное неправильно.

 

Правильно: Извиваясь среди гор, дорога простиралась на сотни километров (дорога простиралась и извивалась).

Неправильно: ИЗВИВАЯСЬ среди гор, ДЛИНА  дороги составляла сотни километров (логически неверно: получается, что длина «извивалась»).

 

III. Неправильное построение предложения приложением.

Находим предложение с приложением. Приложением часто бывает название книги, фильма, пьесы и пр.

Что проверяем?

ü При наличии главного (определяемого слова) приложение не изменяется в падеже: в романе «Война и мир», НО в «Войне и мере» (если не стоит слово роман)

Правильно: В кинотеатре «Эльдар» сегодня показ нового фильма.

Неправильно: В кинотеатре «ЭльдарЕ» сегодня показ нового фильма.

 

IV. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

 

Что проверяем?

ü Связь иноязычных слов. (Неодушевленные существительные какао, радио, метро и пр. относятся к среднему роду, а вот одушевленные шимпанзе, какаду, кенгуру, как правило,  относятся к мужскому).

Правильно: Кенгуру испуганно смотрел на нас.

Неправильно: Кенгуру испуганно смотрелО на нас. (кенгуру – мужского рода).

ü Связь иноязычных имен собственных (Тбилиси). Чтобы понять, какого они рода, подставляем родовое понятие: Тбилиси (город) – м.р.; Перу (государство) – ср. р.

Правильно: Тбилиси поразил нас своей древней и современной красотой.

Неправильно: Тбилиси поразилО нас своей древней и современной красотой. (Тбилиси – город, следовательно, он м. рода).

ü Связь местоимений со сказуемым. Запомним: местоимения КТО и ЧТО бывают связаны со сказуемым в ед. числе, а местоимение ВСЕ – во мн. числе).

Правильно: Все, кто сдал работы, могут быть свободны.

Неправильно: Все, кто сдалИ работы, могут быть свободны (должно быть «сдал»).

Неправильно: Все, кто сдал работы, МОЖЕТ БЫТЬ СВОБОДЕН (должно быть «могут быть свободны).

 

V. Неправильное построение предложения с однородными членами.

Находим предложение с однородными членами.

Что проверяем?

 

ü Однородными не могут быть сказуемые, у которых разное управление.

Правильно: Он хорошо знал местность и пользовался компасом.

Неправильно: Он хорошо ЗНАЛ  и пользовался компасом. (Должно быть:  Знал ЧТО?, а пользовался ЧЕМ?).

 

ü Однородными не могут быть существительные с разными предлогами:

Правильно: Он был в Италии, Франции и на Кипре.

Неправильно: Он был в Италии, Франции, Кипре (при сущ. Кипре не хватает предлога НА).

 

 

ü Если однородные члены связаны двойным союзом (не только …, но и….; как…., так и…; если не…, то…), то следует проверить 2 момента:

 

1) Правильно ли употреблена ВТОРАЯ ЧАСТЬ союза:

 

Правильно: Ему нравились не только боевики, но и ужастики.

Неправильно: Ему нравились не только боевики, А и ужастики.

 

2) Связывает ли такой союз ИМЕННО ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (т.е. одинаковые по смыслу вещи):

 

Правильно: Ему нравились не только боевики, но и ужастики.

Неправильно: Ему не только НРАВИЛИСЬ боевики, но и ужастики (однородные здесь – боевики и ужастики, глагол НРАВИЛИСЬ ни при чем).

 

VI. Неправильное построение сложного предложения.

Находим сложное предложение.

Что проверяем?

 

ü Одна придаточная часть прикрепляется только одним союзом, иное неправильно.

 

Правильно: Я стал писать сочинения лучше, чем это делала моя мама в детстве.

Неправильно: Я стал писать сочинения лучше, НЕЖЕЛИ чем это делала моя мама в детстве (лишний союз НЕЖЕЛИ).

ü Придаточная часть сложного предложения  и причастный оборот не могут быть однородными.

 

Правильно: Это была девушка, которую он  вчера  встретил в кафе   и которая тогда улыбнулась ему.

Неправильно: Это была девушка, которую он вчера встретил в кафе и улыбнувшаяся ему.

VII. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Находим сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным (это и есть предложение с косвенной речью: Он сказал, что  любит меня; Он спросил, буду ли я дома; Он попросил меня, чтобы я его позвала).

Что проверяем?

ü Правильно ли стоят местоимения в придаточной части? Нет ли прямого цитирования после союза «что»?

Правильно: Архимед сказал, что если ему дадут точку опоры, то он перевернет мир.

Неправильно: Архимед сказал, что «дайте мне точку опоры, и я переверну мир».

 

VIII.  Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Что проверяем?

ü Внимательно следим за окончаниями существительных после предлогов (список таких «опасных» примеров велик. Правильные варианты: по приездЕ Екатерины, благодаря умУ, памятник ПушкинУ, отзыв о работе, рецензия на работу и пр.).

 

Правильно: Благодаря Архимеду мы знаем некоторые законы физики.

Неправильно: Благодаря АрхимедА мы знаем некоторые законы физики (должно быть: благодаря Архимеду).

IX. Неправильное употребление форм числительного.

Что проверяем?

ü Наличие собирательных числительных в предложениях (двое, трое, семеро, оба/обе).

 

Собирательные числительные двое – десятеро нельзя употреблять с существительными ж.р.

Числительное обе употребляется с ж.р., оба – с мужским, средним родом или для объединения в группу «мужчин» и «женщин».

Правильно: Двое студентов и две студентки зашли в аудиторию.

Неправильно: Двое студентов и ДВОЕ СТУДЕНТОК зашли в аудиторию.

 

Правильно:  Даша и Лена поступили в университет, который обе окончили с отличием.

Неправильно: Даша и Лена поступили в университет, который ОБА окончили с отличием.

 

 

X. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Что проверяем?

 

ü Ищем грубое несоответствие времен или вида глаголов  в предложении.

Правильно: Когда она только перешла к нам в класс, все восхищались ее красотой.

Неправильно: Когда она только перешла к нам в класс, все ВОСХИЩАЮТСЯ ее красотой. (Дело отнесено к прошлому, так что никаких форм настоящего времени быть не может).

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: