Как правильно установить соответствие между грамматической ошибкой и предложением в 8 задании?
Важно: Вы должны ТОЧНО понимать, какого типа ошибка допущена в предложении. Аргументация «мне кажется, что здесь что-то не так» приведет к потере баллов в задании. Предлагаем чек-лист, позволяющий выработать алгоритм действий.
Чек-лист
Типовые ошибки в предложениях 8 задания.
I. Неправильное построение предложения с причастным оборотом.
Находим предложение с причастным оборотом.
Что проверяем?
ü Согласование причастия с определяемым словом (причастие должно стоять в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово), иное неправильно.
Правильно: о детях, игравших на площадке
Неправильно: о детях, игравшИМИ на площадке.
ü Положение определяемого слова в предложении. Определяемое слово должно стоять до или после причастного оборота. Положение определяемого слова внутри оборота неправильно.
Правильно: о детях, игравших на площадке
Неправильно: об игравших ДЕТЯХ на площадке.
ü Время и наклонение причастия.
Правильно: Мы посмотрели фильм, снятый в прошлом году на киностудии.
Неправильно: Мы посмотрели фильм, СНЯВШИЙСЯ в прошлом году на киностудии (фильм сам себя снять не мог).
II. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Находим предложение с деепричастным оборотом.
Что проверяем?
ü Подлежащее в предложении должно совершать 2 действия: (а) действие, названное сказуемым, и (b) действие, названное деепричастием, иное неправильно.
Правильно: Извиваясь среди гор, дорога простиралась на сотни километров (дорога простиралась и извивалась).
Неправильно: ИЗВИВАЯСЬ среди гор, ДЛИНА дороги составляла сотни километров (логически неверно: получается, что длина «извивалась»).
III. Неправильное построение предложения приложением.
Находим предложение с приложением. Приложением часто бывает название книги, фильма, пьесы и пр.
Что проверяем?
ü При наличии главного (определяемого слова) приложение не изменяется в падеже: в романе «Война и мир», НО в «Войне и мере» (если не стоит слово роман)
Правильно: В кинотеатре «Эльдар» сегодня показ нового фильма.
Неправильно: В кинотеатре «ЭльдарЕ» сегодня показ нового фильма.
IV. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Что проверяем?
ü Связь иноязычных слов. (Неодушевленные существительные какао, радио, метро и пр. относятся к среднему роду, а вот одушевленные шимпанзе, какаду, кенгуру, как правило, относятся к мужскому).
Правильно: Кенгуру испуганно смотрел на нас.
Неправильно: Кенгуру испуганно смотрелО на нас. (кенгуру – мужского рода).
ü Связь иноязычных имен собственных (Тбилиси). Чтобы понять, какого они рода, подставляем родовое понятие: Тбилиси (город) – м.р.; Перу (государство) – ср. р.
Правильно: Тбилиси поразил нас своей древней и современной красотой.
Неправильно: Тбилиси поразилО нас своей древней и современной красотой. (Тбилиси – город, следовательно, он м. рода).
ü Связь местоимений со сказуемым. Запомним: местоимения КТО и ЧТО бывают связаны со сказуемым в ед. числе, а местоимение ВСЕ – во мн. числе).
Правильно: Все, кто сдал работы, могут быть свободны.
Неправильно: Все, кто сдалИ работы, могут быть свободны (должно быть «сдал»).
Неправильно: Все, кто сдал работы, МОЖЕТ БЫТЬ СВОБОДЕН (должно быть «могут быть свободны).
V. Неправильное построение предложения с однородными членами.
Находим предложение с однородными членами.
Что проверяем?
ü Однородными не могут быть сказуемые, у которых разное управление.
Правильно: Он хорошо знал местность и пользовался компасом.
Неправильно: Он хорошо ЗНАЛ и пользовался компасом. (Должно быть: Знал ЧТО?, а пользовался ЧЕМ?).
ü Однородными не могут быть существительные с разными предлогами:
Правильно: Он был в Италии, Франции и на Кипре.
Неправильно: Он был в Италии, Франции, Кипре (при сущ. Кипре не хватает предлога НА).
ü Если однородные члены связаны двойным союзом (не только …, но и….; как…., так и…; если не…, то…), то следует проверить 2 момента:
1) Правильно ли употреблена ВТОРАЯ ЧАСТЬ союза:
Правильно: Ему нравились не только боевики, но и ужастики.
Неправильно: Ему нравились не только боевики, А и ужастики.
2) Связывает ли такой союз ИМЕННО ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ (т.е. одинаковые по смыслу вещи):
Правильно: Ему нравились не только боевики, но и ужастики.
Неправильно: Ему не только НРАВИЛИСЬ боевики, но и ужастики (однородные здесь – боевики и ужастики, глагол НРАВИЛИСЬ ни при чем).
VI. Неправильное построение сложного предложения.
Находим сложное предложение.
Что проверяем?
ü Одна придаточная часть прикрепляется только одним союзом, иное неправильно.
Правильно: Я стал писать сочинения лучше, чем это делала моя мама в детстве.
Неправильно: Я стал писать сочинения лучше, НЕЖЕЛИ чем это делала моя мама в детстве (лишний союз НЕЖЕЛИ).
ü Придаточная часть сложного предложения и причастный оборот не могут быть однородными.
Правильно: Это была девушка, которую он вчера встретил в кафе и которая тогда улыбнулась ему.
Неправильно: Это была девушка, которую он вчера встретил в кафе и улыбнувшаяся ему.
VII. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Находим сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным (это и есть предложение с косвенной речью: Он сказал, что любит меня; Он спросил, буду ли я дома; Он попросил меня, чтобы я его позвала).
Что проверяем?
ü Правильно ли стоят местоимения в придаточной части? Нет ли прямого цитирования после союза «что»?
Правильно: Архимед сказал, что если ему дадут точку опоры, то он перевернет мир.
Неправильно: Архимед сказал, что «дайте мне точку опоры, и я переверну мир».
VIII. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Что проверяем?
ü Внимательно следим за окончаниями существительных после предлогов (список таких «опасных» примеров велик. Правильные варианты: по приездЕ Екатерины, благодаря умУ, памятник ПушкинУ, отзыв о работе, рецензия на работу и пр.).
Правильно: Благодаря Архимеду мы знаем некоторые законы физики.
Неправильно: Благодаря АрхимедА мы знаем некоторые законы физики (должно быть: благодаря Архимеду).
IX. Неправильное употребление форм числительного.
Что проверяем?
ü Наличие собирательных числительных в предложениях (двое, трое, семеро, оба/обе).
Собирательные числительные двое – десятеро нельзя употреблять с существительными ж.р.
Числительное обе употребляется с ж.р., оба – с мужским, средним родом или для объединения в группу «мужчин» и «женщин».
Правильно: Двое студентов и две студентки зашли в аудиторию.
Неправильно: Двое студентов и ДВОЕ СТУДЕНТОК зашли в аудиторию.
Правильно: Даша и Лена поступили в университет, который обе окончили с отличием.
Неправильно: Даша и Лена поступили в университет, который ОБА окончили с отличием.
X. Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Что проверяем?
ü Ищем грубое несоответствие времен или вида глаголов в предложении.
Правильно: Когда она только перешла к нам в класс, все восхищались ее красотой.
Неправильно: Когда она только перешла к нам в класс, все ВОСХИЩАЮТСЯ ее красотой. (Дело отнесено к прошлому, так что никаких форм настоящего времени быть не может).