Становление и развитие Российской прокуратуры

С уважением Луиза Николаевна Першакова.

ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

Лекция 1

Становление и развитие Российской прокуратуры

Прокуратура всегда рассматривалась и использовалась как инструмент укрепления режима законности, как необходимое средство развития общественных отношений в Российском государстве.

В 2022 г. 12 января Российской прокуратуре исполнится 300 лет. Какова же история становления и развития прокуратуры?

Основы Российской прокуратуры заложены Петром 1 в Указах от 12 и 18 января 1722 г. В данных указах предусматривалось создание прокуратур при Сенате, коллегиях и надзорных судах (гофгерихтах). 11 мая этого же года император распорядился образовать прокуратуру и при Святейшем Правительственном Синоде.

Основная цель учреждения прокуратуры – осуществление гласного надзора за соблюдением законности в деятельности органов государственной власти Империи. Данное положение отчетливо было прописано в Указе Петра 1 от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора «генерал-прокурор как «око государево» и «стряпчий о делах государственных» должен осуществлять надзор за законностью деятельности Сената. Кроме того, он наделялся и правом законодательной инициативы. Ему подчинялся обер -прокурор, прокуроры коллегий Сената и провинций. Осуществляли прокуроры и надзор за законностью в деятельности и др. государственных органов, например вели наблюдение за интересами казны, осуществляли надзор за арестантскими делами, местами содержания заключенных под стажей. Для этой цели они были наделены правом опротестования незаконных решений государственных органов и внесением предложений по устранению нарушений законов. Однако деление прокурорского надзора имело в этот период особенности, он делился на 2 ветви: прокуроры Сената и Синода, которые были равноправны и подчинялись только власти, В свою очередь нижестоящие прокуратуры – центральных органов власти 10 коллегий 6 надворных судов подчинялись Генерал-прокурору Сената, обер-прокурору Синода починялся только Монастырский Указ. Особенность и в назначении на должность прокуроров. Прокуроров назначал как Петр 1, так и Правительствующий Сенат. Первый генерал-прокурор и обер-прокуроры были назначены Петром1 – Ягужинский П.И. был первым генерал-прокурором, назначен Петром 1, а его преемник Барятинский был назначен Сенатом. Как видим, прокуратура создавалась как единый централизованный надзорный орган. После смерти Петра 1 прокуратура фактически бездействовала.

Была восстановлена лишь при Елизавете указом императрицы от 22 декабря 1741 г., и была наделена теми же полномочиями, что и при Петре 1. Дополнительно прокуратура была наделена функцией надзора за губернскими и уездными органами власти, в том числе и за судами – проверяли соответствие принимаемых судами решений закону, в обязанность входило охранять интересы в судах «немощных» (несовершеннолетних, глухонемых и др.), а также предупреждение нарушений законов, принятие мер к пресечению нарушений, опротестование законных актов. В 1802 г. Было создано Министерство Юстиции, Министр стал одновременно занимать должность генерал – прокурора, а губернские прокуроры и стряпчие стали входить в состав органов юстиции на местах.

В 1862 г. Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре», в котором были определены основные положения о прокуратуре. полномочия, организация: Закреплены принципы независимости, несменяемости, подчиненность нижестоящих – вышестоящим. Генерал – прокурор и губернские прокуроры назначались Указом Императора, а нижестоящие Генерал-прокурором.

В связи с реформой процессуального законодательства созданием самостоятельной судебной системы, авторами судебных уставов предпринимается попытка преобразовать прокуратуру из органов надзора в орган судебного обвинения, ввести ее в состав судебных органов, при судах. Что и было сделано, были введены при Министерствах судебные палаты, введены должности товарищей прокурора. На них возлагалась дача заключений в судах, надзор за предварительным следствием, но они небыли подконтрольны судам, прокуроры выступали участниками процесса, имели право опротестования в апелляционном и кассационном порядке, осуществляли надзор за местами отбытия наказания по приговору суда.

В период с 1917 по 1922 г. Прокуратура в России не функционировала, была упразднена Декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 24 ноября 1917 г. «О суде».

Воссоздана она была 28 мая 1922 г., на III сессии ВЦИК было утверждено «Положение о прокурорском надзоре». Организационно Прокуратура входила в состав Народного комиссариата юстиции. Возглавлял ее Прокурор республики, который одновременно был народным комиссаром юстиции. Назначение, перемещение и отстранение от должности прокурора в соответствии с Положением производилось прокурором республики. На прокуратуру возлагалось осуществлять постоянно надзор от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и граждан, опротестование незаконных постановлений и распоряжений, возбуждение уголовного преследования, наблюдение за органами производящими расследование, поддержание гособвинения, наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражу.

24 июня 1929 г. принято Положение О «Верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР. Прокурор Верховного Суда СССР руководил деятельностью прокуроров и возглавлял прокурорский надзор. В республиках прокурор работал автономно в соответствии с принятыми Положениями, строилась работа прокуратур на местах на основе централизации, подчинении нижестоящих прокуроров прокурорам республик.

17 декабря 1933 г. приято Положение о Прокуратуре СССР и она была выведена из состава Верховного Суда СССР и стала самостоятельным органом. В республиках оставалась в составе республиканских народных комиссариатах республик.

20 июля 1936 г. Прокуратура была централизована в единый гос. орган. И выведена из состава комиссариатов юстиции, передана в состав Прокуратуры России.

Конституцией СССР от 5 декабря 1936 г. на Генпрокуратуру СССР был возложен высший надзор. Стала независимым централизованным органом.

24 мая 1955 г. принято Положение о прокурорском надзоре. Возложен был на прокуратуру высший государственный контроль за законностью в СССР: обязанность опротестовывать всякое незаконное решение.

Конституцией СССР 1977 г. закреплены задачи и цели прокуратуры, ее организационная система, определен порядок назначения на должность прокурора.

В настоящее время правовые основы организации закреплены в Конституции России ст. 129, Федеральным Законом о Прокуратуре Российской Федерации, др. федеральными законами, международными актами, Указами Президента, правовыми актами Генерального прокурора (Приказами, распоряжениями).

 Из сказанного можно сделать вывод, что становление прокуратуры в России можно выделить шесть периодов развития:

 

· 1722 -1762 г.г. период возникновения прокурорского надзора

· 1762 -1811 г.г. период развития прокурорского надзора при формировании разделения властей

· 1811-1855 – период развития прокуратуры в системе исполнительной власти

· 1855-1917 г. г.период правовых реформ - тенденция вовлечения прокуратуры в состав органов судебной власти

· 1917 – 1991 г.г.-Советский период

· 13 января 1992 г. – Российский этап развития прокуратуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: