Уровень | Критерии | Показатели |
Высокий | Бережное отношение к результатам чужого труда. | - понимает цену труда; - понимает полезность результатов труда; - проявляет благодарное чувство к взрослым за работу; - прослеживаются положительные эмоции в мимике, жестах, речевой интонации. |
Желание (мотивация) трудиться. | - привлекает процесс трудовой деятельности; - стремление оказывать взрослым посильную помощь; - стремление самостоятельно выполнить поручения без напоминания; - по предложению воспитателя оказывает помощь сверстникам и взрослым. | |
Знания и представления о труде. | - ребенок имеет представление, что такое труд; - знает, какие результаты приносит труд; - знает назначения предметов труда; - может самостоятельно рассказать о хорошо знакомых трудовых процессах; - может назвать компоненты труда и установить связь между ними (по вопросам взрослого). | |
Средний | Бережное отношение к результатам чужого труда. | - проявляет активный интерес к человеку, который трудится, к результатам его труда; - понимает цену труда; |
Желание (мотивация) трудиться. | - выполняет действия самостоятельно взрослого в выполнении целостных трудовых процессов; - требуется помощь в контроле качества трудовой деятельности; - стремится в самостоятельности в самообслуживании, есть желание самоутвердиться. | |
Знания и представления о труде. | - может словесно ответить на конкретные вопросы о том, кто сделал работу (вымыл чашку, вытер пыль), зачем это сделано; - может словесно ответить, как сделали предмет: с чего начали, какие были нужны материалы, инструменты, порядок действий, результат. | |
Низкий | Бережное отношение к результатам чужого труда. | - не понимает цену труда; - не понимает полезность результатов труда; -нет стремления оказывать взрослым посильную помощь; |
Желание (мотивация) трудиться. | - интерес к процессу и результатам труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потребностями; - стремление к самостоятельной трудовой деятельности недостаточно выражено: ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах. | |
Знания и представления о труде. | - по просьбе взрослого ребенок может показать указательным жестом, кто выполнил данный трудовой процесс, из чего сделан предмет, как его делали; - отвечая на вопросы взрослого, часто использует мимику, жесты, так как пассивный словарь значительно преобладает над активным. |
Критерии оценки уровня знаний детей о труде взрослых
Высокий: Ребенок знает профессии людей, правильно называет и верно объясняет их назначение. Ребенок выделяет основные трудовые процессы, правильно называет предметы и орудия труда, необходимые для работы. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях, легко демонстрирует их.
Средний: Ребенок называет профессии людей, объясняет их назначение. Называет основные трудовые процессы, предметы, необходимые для работы, но допускает при этом некоторые ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает определенные трудности.
Низкий: Ребенок испытывает затруднения в названии профессий людей, в назывании трудовых процессов и орудий труда. Часто ошибается, не может объяснить их назначение. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.