Ход игры
Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят:
Что ты делаешь – мы знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.
Например:
Чистит пылесосом пол
Забивает гвоздь
· Пилит
· Едет на машине
· Стирает
· Несет ведро с водой
· Протирает зеркало
· Трет на терке
«Назови профессию»
Цель: Учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком.
Задачи: Научить детей правильно называть профессию. Сформировать представления о видах машин. Продолжать развивать интерес к трудовой деятельности
Ход игры
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Например:
· Трактор – тракторист
· Машина «Такси» – шофер (таксист)
· Экскаватор – экскаваторщик
· Комбайн – комбайнер
· Подъемный кран – крановщик
|
|
· Поезд – машинист
· Корабль – капитан
· Самолет – летчик (пилот)
· Космический корабль – космонавт
· Пожарная машина – пожарный
· Бульдозер – бульдозерист
«Угадай профессию»
Цель: Расширять у детей представление о профессиях.
Задачи: Продолжать формирование элементарных представлений о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Закрепить знания о профессиях, которые им уже известны
Ход игры
Воспитатель показывает детям карточки с изображениями предметов. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Например:
· Сад – садовод
· Цветы – цветовод
· Пчела – пчеловод
· Гаечный ключ – слесарь
· Ведро и швабра – уборщица
· Билет – кондуктор
· Касса – кассир
· Рубанок – столяр
· Краска и кисть – маляр
· Мастерок – штукатур
· Кульман – инженер
· Компьютер – программист
· Шприц – медсестра
· Огнетушитель – пожарный
«Кто где работает?»
Цель: Уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Задачи: Продолжать формирование элементарных представлений о профессиях людей, труд которых им уже известен. Расширить знания о трудовых процессах
Ход игры
Воспитатель показывает детям карточки с изображениями людей определённой профессии. Дети называют учреждение (место) где они работают.
Пример:
Воспитатель – в детском саду
учитель – в школе
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе.
|
|
«Кто это знает и умеет?»
Цель: Расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Задачи: Продолжать формировать представления о разных профессиях. Сформировать представления о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Ход игры: Воспитатель называет знания и умения человека определённой профессии, а дети должны назвать, кто обладает эти знаниями и умениями.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
Дидактические игры на формирование трудовых умений в старшей группе
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Задачи: Научить детей правильной пересадки комнатных растений. Формировать интерес к трудовой деятельности. Закрепить навыки выполнения трудовых поручений
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий. • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение. • Мытье горшка. • Укладывание камушков на дно горшка. • Засыпание в горшок песка (высота 1 см). • Засыпание в горшок поверх песка немного земли. • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения. • Срезание загнивших корней. • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей. • Уплотнение земли. • Установка горшка с растением на поддон. • Полив растения под корень.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Задачи: Продолжать формировать представления о разных профессиях. Сформировать понятие значимости разных профессий. Закрепить знания о трудовых действиях.
Ход работы: Воспитатель говорит, дети продолжают
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то …
и т.д.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Задачи: Продолжать формировать представления о разных профессиях. Сформировать понятие значимости разных профессий. Закрепить знания о трудовых действиях.
Ход работы: Воспитатель говорит, дети продолжают
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду)
Прачка стирает… (полотенца, постельное белье, халаты)
Воспитатель утром с детьми… (делает зарядку, завтракает, проводит занятия)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки)
и т.д.
«Кто больше назовет действий?»
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Задачи: Продолжать формировать представления о разных профессиях. Сформировать понятие значимости разных профессий. Закрепить знания о трудовых действиях.
Ход игры: Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
|
|
Задачи: Продолжать формировать представления о разных профессиях. Сформировать понятие значимости разных профессий. Закрепить знания о трудовых действиях.
Ход работы: Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например:
Врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
Дидактические игры на формирование трудовых умений в подготовительной группе
«Генеральная уборка»
Цель: Приучать детей оказывать посильную помощь взрослым.
Задачи: Закреплять умение использовать бытовые трудовые навыки. Сформировать интерес к уборке.
Оборудование: детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг, кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать. Если ребенок затрудняется или отказывается помогать, то воспитатель разделяет обязанности среди детей самостоятельно, одновременно мотивируя их. Воспитатель с детьми осуществляют уборку в группе.
«Что нужно маме?»
Цель: Закреплять знания о предметах необходимых для трудовой деятельности по дому.
Задачи: Закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности. Закрепить знания о трудовых действиях.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Дети стоят кругом. Воспитатель, кидая мяч каждому ребенку, по очереди задает вопрос и просит показать, как нужно выполнять ту, или иную деятельность. Например: «Что нужно для мытья посуды? Как нужно мыть посуду?». Ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос воспитателя, показывая соответствующее действие.
«Путаница»
Цель: Закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности по наведению порядка в доме, уходу за растениями.
|
|
Задачи: Прививать интерес к трудовой деятельности. Закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности. Закрепить знания о трудовых действиях.
Оборудование: предметы для уборки по дому: тряпочки, мыло, пылесос, утюг, пуливизатор, лейка и т.д.
Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на предметы обихода, лежащие все вместе в одной куче. Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, правильно ли, что все предметы лежат вместе в одной куче?». Ребята, а у вещей есть свои места, или их можно класть и кидать куда угодно? Правильно, у каждого предмета и вещи есть свое место. Посмотрите, все предметы перепутаны между собой. Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем ли месте оказались предметы или нет.
«Конкурс»
Цель: Приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых.
Задачи: Закреплять бытовые трудовые навыки в повседневной жизни. Прививать интерес к трудовой деятельности. Закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности. Закрепить знания о трудовых действиях.
Оборудование: музыка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик». Правила игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную обувь, верхнюю одежду. Побеждает тот, у кого в шкафу будет порядок, правильно сложенные и разложенные вещи, аккуратно расставленная обувь, верхняя одежда, весящая на петельки. Дети под веселую музыку приступают к наведению порядка в своем шкафу. Воспитатель в процессе трудовой деятельности детей корректирует их действия, обращает их внимание на правильности их выполнения.
«Доскажи словечко»
Цель: учить детей слушать до конца вопрос и договаривать, четко произнося слово. Задачи: Закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Прививать интерес к трудовой деятельности. Закреплять навыки правильного выполнения трудовой деятельности. Закрепить знания о трудовых действиях.
Оборудование: фоновая мелодичная музыка.
Ход игры: Вопросы могут задаться как группе детей, так и индивидуально каждому ребенку. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру, где необходимо, внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по смыслу слово. Например: грабли, метелка и савок нужны … (дворнику). Мастерок, цемент, лопата, кирпичи нужны … (строителю). Лейка, садовые ножницы, шланг нужны … (садовнику). И т.д.