Повесть «Господин из Сан-Франциско»

И.А. Бунин. Сборник «Тёмные аллеи».

Таблица Дата Событие
1870 год, 10 (22) октября В городе Воронеже родился Иван Алексеевич Бунин.
1881 Родители Ивана Бунина отдают сына в Елецкую гимназию.
1886, март Иван Бунин был исключен из гимназии. Причиной послужило отсутствие оплаты за обучение, к тому же Бунин не вышел с каникул на учебу.

1887

Иван Алексеевич Бунин впервые печатается – его стихотворения «Деревенский нищий» и «Над могилой С. Я. Надсона» публикуются в патриотической газете «Родина»; в конце этого года эта же газета опубликовала еще два произведения Бунина: «Нефедка», «Два странника».

 

1889

Молодой писатель переезжает в Орёл, где поступает на работу в «Орловский вестник».

 

1891

В Орле выходят «Стихотворения 1887 – 1891 гг.».

 

1893-1894

Иван Бунин попадает под влияние Л.Н. Толстого, причем настолько, что писатель собирается стать бондарем. Только с Л.Н. Толстой при встрече в 1894г. смог уговорить Ивана Алексеевича бросить эту идею.

 

1893-1894

Иван Бунин попадает под влияние Л.Н. Толстого, причем настолько, что писатель собирается стать бондарем. Только с Л.Н. Толстой при встрече в 1894г. смог уговорить Ивана Алексеевича бросить эту идею.

 

1895

Писатель переезжает в Петербург, а чуть позже в Москву, где начинает знакомиться со столичным литературным кругом: А.П. Чеховым, А.И. Куприным, В.Я.Брюсовым.

 

1896

Иван Бунин переводит поэму «Песнь о Гайавате» американского писателя Г.У.Лонгфелло. Позже этот перевод писатель будет усовершенствовать и несколько раз переиздаст его.

 

1897

Книга рассказов «На край света»

 

 

1898

Писатель издает сборник своих стихов «Под открытым небом»;

Иван Бунин женится. Его женой становится Анна Николаевна Цакни, которая ему подарит чуть позже сына, Колю.

 

1899

Развод

 

1900

Писатель едет в Ялту, где знакомится с основателями МХАТА;

пишет рассказ «Антоновские яблоки».

 

1901

Выходит сборник стихотворений «Листопад».

 

1903

Бунин удостаивается Пушкинской премии за перевод «Песни о Гайавате» и за сборник «Листопад».

 

1903-1904

Путешествует по Франции, Италии и Кавказу.

 

1905

Умирает единственный сын Ивана Бунина, Коля.

 

1909

Иван Бунин получает вторую пушкинскую премию за книгу «Стихотворения 1903 – 1906»;

становится академиком Российской академии наук.

 

1911

Повесть «Суходол»

 

1912, 27-29 октября

25-летие литературной деятельности Ивана Бунина.

 

1917

Писатель живет в Москве. События февральской революции воспринимает как крушение государства.

 

1918-1919

«Окаянные дни».

 

1920, 26 января

Бунин навсегда покинул Россию, отплывши в Константинополь.

 
  1924

«Роза Иерихона».

  1925

«Митина любовь»

  1927

«Солнечный удар»

  1929

Выходит, книга Бунина «Избранные стихи».

  1927-1933

Иван Алексеевич Бунин работает над романом «Жизнь Арсеньева».

  1931

«Божье дерево»

  1933

Ивану Бунину присуждают Нобелевскую премию.

  1950

В столице Франции Иван Алексеевич выпускает книгу «Воспоминания».

  1953, 8 ноября

Иван Алексеевич Бунин умер в Париже.


· Отзыв

Сочинение-отзыв

«Тёмные аллеи»

 

 

В этом произведении автор повествует о первой и неравной любви Николая Алексеевича и Надежды. Но проблема в том, что любовь может быть разная. Не только дающая смысл жизни и вдохновляющая, но еще и игнорируемая, несчастливая, безответная.

В этом произведении читатель столкнется с двумя разными проявлениями любви. К примеру, Николай Алексеевич, отставной военный, встретив женщину, которая подарила ему ту самую первую любовь, предпочел сбежать от своих чувств. Он уезжает, а в дороге его спутниками остались лишь пустые поля и низкое желтое солнце. Представляя этот пейзаж, сразу становится тоскливо и тревожно. Эта дорога ведет в мир повседневности, обыденности и безразличия. Герой снова остался в одиночестве. Холодное осеннее солнце уже никогда не подарит ему «лучших минут жизни».

Вторая разновидность любви – верная, вдохновляющая, постоянная. Наверное, автор не случайно назвал главную героиню Надеждой. Все тридцать лет эта женщина надеялась на чудо, которое непременно сделает ее счастливой, она смогла сохранить свои чувства, пронесла их сквозь годы, и они не угасли. Представляя Надежду, в памяти всплывает образ настоящей русской женщины, для которой нет ничего важнее любви, не существует никаких преград и границ для того, чтобы любить и хранить все самые лучшие воспоминания и чувства.

Само название рассказа символично указывает и на потемки человеческой души, и на неопределенность, неясность будущего. Как сложились бы судьбы героев, следуя Николай Петрович голосу сердца, а не традиционным представлениям общества об отношениях? Были бы они счастливы вместе? Было бы правильным такое решение? Автор не дает определенного ответа, он лишь сопровождает читателя в путешествии по своей темной аллее.

В этом рассказе Бунин коротко и метко описывает внутреннее состояние героев, их будущее с помощью времени года и выразительных пейзажей, ведь природа России символически отображает и душу русского человека — тревожную, изменчивую, печальную.

В этом произведении затронуто сразу несколько тем: первая любовь, предательство, непрерывная связь человека и природы, а также автор сумел мастерски описать загадочную русскую душу – верную, любящую, но, тем не менее, выбирающую страдание.

 

 

Сочинение-отзыв

«Холодная осень»

В цикле Рассказов Бунина «Тёмные аллеи» (1943) нет, наверное, ни одного рассказа посвящённого счастливой любви. Бунин утверждает, что, несмотря, ни на что, любовь прекрасна.

Так, в рассказе «Холодная осень» рассказчица, проживает свою долгую и трудную жизнь, подводит её итог: «Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер».

Действие рассказа начинается в июне 1914г., в имении родителей главной героини, куда приезжает погостить её жених, сын давнего друга отца.

Как и рассказ «Тёмные аллеи», «холодная осень» произвела на меня хорошее, но грустное впечатление. Бунин умеет показать любовь с грустной стороны. Мне стало грустно от того, что главная героиня теряет свою любовь. Жених героини умирает в Галиции. Этот жизненный путь она проходит одна, неся на своих плечах свою собственную жизнь, переживает войну и потерю родителей.

Мне понравилась главная героиня. Она вышла замуж, родила дочь. После смерти мужа она скиталась по разным местам вместе с дочерью. Во всей её жизни остаётся только один яркий день. День той самой холодной осени. Она искренне верит, что настанет тот день, когда она встретит своего любимого.

Интересным показалось то, что за всю жизнь героини она помнит только один день, и что всю жизнь ждёт встречи с любимым.

Благодаря этому произведению я задумалась о том, что нужно любить и ценить близких сегодня и сейчас, говорить им всё, что мог сказать раньше, потому что в один миг их может не стать.

Мне понравилось это произведение. Люди должны прочесть его, потому что благодаря ему они смогут задуматься о ценности жизни любимых людей.

 

3.Вопросы

· Разработав заранее маршрут, согласно которому господин должен был побывать в Италии(Насладиться солнцем, памятниками древности, тарантеллой, серенадами бродячих певцов, любовью молоденьких неаполитанок), заскочить в Монте-Карло(Карнавал он думал провести в Ницце), пожить в Риме(Чтобы слушать там Miserere), побывать в Париже, оказаться в Англии, Греции, и заехать даже в Японию. В конце произведения господин из Сан-Франциско умирает.

· Господин из Сан-Франциско

· «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый. Смокинг и крахмальное бельё очень молодыми господина из Сан-Франциско»

· «Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысая голова.

Жена

· «Богато, но по годам была одета его жена, женщина крупная, широкая и спокойная»

Дочь

· «Сложно, но легко и прозрачно, с невинной откровенностью — дочь, высокая, тонкая, с великолепными волосами, прелестно убранными, с ароматическим от фиалковых лепешечек дыханием и с нежнейшими розовыми прыщиками возле губ и между лопаток, чуть припудренных...»

Принц

· «Он по росту казался среди других мальчиком, он был совсем не хорош собой и странен, — очки, котелок, английское пальто, а волосы редких усов точно конские, смуглая тонкая кожа на плоском лице точно натянута и как будто слегка лакирована»

· «Его сухие руки, его чистая кожа, под которой текла древняя царская кровь; даже его европейская, совсем простая, но как будто особенно опрятная одежда таили в себе неизъяснимое очарование»

Хозяин отеля

· «Вежливо и изысканно поклонившийся хозяин, отменно элегантный молодой человек, встретивший их»

Прислуга

·  «К ним приставили самую красивую и умелую горничную, бельгийку, с тонкой и твердой от корсета талией и в крахмальном чепчике в виде маленькой зубчатой короны, самого видного из лакеев, угольно-черного, огнеглазого сицилийца, и самого расторопного коридорного, маленького и полного Луиджи, много переменившего подобных мест на своем веку.»

Кармелла

· «…смуглая, с наигранными глазами, похожая на мулатку, в цветистом наряде, где преобладает оранжевый цвет, пляшет, должно быть, необыкновенно, подумал он.»

3)Символы

· Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности.

· Внешний облик героя предельно "материализован" деталью, приобретающей символический характер: блеск золота, ведущая цветовая гамма - желтый, золотой, серебряный, то есть цвета мертвенности, отсутствия жизни, цвета внешнего блистания.

· Капитан, подобный"языческому богу" или "идолу"

· Весь мир "Атлантиды" символичен - это мир, где царят сластолюбие, чревоугодие, страсть к роскоши, гордыня и тщеславие, мир, где Бог подменяется "идолом".

· Образ руин, нависающих над обрывом, - деталь,

· подчеркивающая непрочность искусственного мира "Атлантиды", его обреченность.

· Огромный мир природы, самого Бытия, всего сущего, воплощением которого становятся в рассказе Бунина Италия и океан.

· Образ океана восходит к мифологическому образу воды как первоначальной стихии бытия, породившей жизнь и смерть.

· Символом разнообразия вечно движущегося и многогранного мира

· является в рассказе Бунина Италия

· В этом рассказе много библейских аллегорий.

Трюм корабля можно сравнить с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью.

· Идея

Главная идея рассказа «Господин из Сан-Франциско» - идея суетности той жизни, смысл которой наполнен лишь погоней за деньгами, состоянием и развлечениями, утехами.

Но в тоже время Бунин подталкивая нас к подобным размышлениям, автор даёт нам ещё одно. Даёт нам вопрос, который мы должны задать себе: «А твоя жизнь не является пустой и тщетной?». На этот вопрос каждый ответит сам.

 

3.А.И. Куприн. Повесть «Олеся»

1. Таблица

1 1

Дата Событие
1870 год, 26 августа (7 сентября) Будущий писатель родился в городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника Ивана Ивановича Куприна и Любови Алексеевны, урождённой княжны Кулунчаковой.
1874 Вместе с матерью переезжают в Москву.
1880-1890 Годы учения во 2-м Московском кадетском корпусе и в Александровском юнкерском училище.
1889 Первая публикация: рассказ «Последний дебют» в журнале «Русский сатирический листок»
1890-1894 Находится на военной службе.
1894-1897 Выходит в отставку и переезжает в Киев; выходят в свет: сборник очерков «Киевские типы» (1896), повесть «Молох» (1896), первая книга рассказов «Миниатюры» (1897).
1898 Создан цикл «Полесских рассказов», среди которых повесть «Олеся»
1901-1903 Переезжает в Петербург; знакомится с А.П. Чеховым и М. Горьким; сотрудничает с издательством «Знание»; женится на М.К. Давыдовой.
1904-1906 Выходит первое Собрание сочинений
1905 Публикует повесть «Поединок».
1907-1908 Разводится с М.К. Давыдовой и женится на Е.М. Гейнрих; публикует рассказы «Гамбринус», «Изумруд», «Суламифь».
1909-1912 Награждён академической Пушкинской премией; пишет рассказ «Гранатовый браслет».
1912-1915 Выходит в свет Полное собрание сочинений
1914 Поручик Куприн призван в армию
1920 С женой и дочерью эмигрирует во Францию
1927-1933 Выходят книги «Новые повести и рассказы», «Купол св. Исаакия Далматского», «Елань», «Колесо времени»; автобиографический роман «Юнкера»
1937 Возвращается в Советскую Россию; выходят в свет книги «Избранное» (в 2 томах), «Поединок» и др
1938, 25 августа Умер А.И. Куприн в Ленинграде; похоронен на Волковой кладбище

4.Характеристика

Олеся

Внешность

· "...Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло‑розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом..."

· "...рослая смеющаяся девушка. Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник..."

· "...Ее тонкие черные брови недовольно сдвинулись..."

· "...На ее красивом лице лежала тень..."

· "...как неожиданно изменилось ее красивое лицо! Прежней суровости в нем и следа не осталось: оно вдруг сделалось светлым, застенчивым, детским..."

· "...и старуха и эта красавица боятся каких-нибудь утеснений..."

· "...хорошенькая полесска ведьма..."

· "...резко выделялись на белой, нежной коже..."

· "...Я обнял ее и откинул платок с ее густых темных волос..."

Характер

· Олеся - смелая и независимая девушка. Она может сама за себя постоять:

"...В этих насмешливых, но своеобразно гордых словах прозвучало столько грубой независимости, что я невольно подумал: «Однако недаром ты выросла среди полесского бора, – с тобой и впрямь опасно шутить».."

"...Чего мне бояться? Ничего я не боюсь. – И в ее голосе опять послышалась уверенность в своей силе..."

· Олеся - гордая и самоуверенная девушка:

"...эта гордая уверенность в свои силы, сквозившая в немногих обращенных ко мне словах..."

"...предположить из слов гордой Олеси..."

"...Я видел, что самолюбивая девушка сердится на меня..."

· Олеся - цельная, самобытная и умная девушка. При этом она верит в колдовство:

"...Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины..."

"...ее гибкий, подвижный ум..."

· Олеся - деликатная, чуткая и тактичная девушка:

"...Олеся – эта выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка – во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врожденный такт..."

Судьба

Любовь становится для Олеси смыслом жизни. Она отдается этому поглотившему ее чувству со всей своей страстью, до поры дремавшей в ее душе. И все же Олеся удивительно точно определила собственную роль в жизни Ивана Тимофеевича. Девушка понимает, что у их отношений нет будущего. В дальнейшем любимый может стыдиться необразованной, простой девушки, показавшейся ему сказочной красавицей на фоне леса. Истинная любовь всегда заставляет человека идти на жертвы. Именно это и случилось с Олесей. Она прекрасно знает, как к ней относятся местные жители, злобные и жестокие в своей религиозной фанатичности. Юная девушка и ее бабушка в их сознании тесно связаны с чем-то нечистым, колдовским. И поэтому местные жители уверены, что «ведьме» не место в их обществе.

Роль Олеси в судьбе главного героя

У Олеси случается любовная история с одним мужчиной - Иваном Тимофеевичем, которая заканчивается печально. Расставаясь, Олеся оставляет возлюбленному на память красные бусы:

"...яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви..."

Авторское отношение к героине

Авторские выводы звучат трагично – невозможно совместное счастье двух людей, когда счастье для каждого из них в отдельности – разное. Для Ивана невозможно счастье в отрыве от цивилизации. Для Олеси – в отрыве от природы. Но при этом, утверждает автор, цивилизация жестока, общество может отравить отношения между людьми, морально и физически уничтожить их, а природа – нет.

 

 

           

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: