Отличающийся малой силой, мощностью

4) плохой, неискусный.

 

V. Работа по написанию сочинения-рассуждения.

1.-Вспомните, что помогает определить проблему текста? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? ( На заглавие: "Человеческий коридор", на ключевые слова во вступлении и в финале ). «Почему рассказ назван «Человеческий коридор»?

-Назовите ключевые слова ("Человеческий коридор", "страдая от голода", "больших и верных людей", "отвалили по целой порции жизни").

-Итак, мы уже можем сформулировать проблемы текста. В таких жестоких условиях дети получали уроки вечных ценностей: человечности, нравственности, добра, справедливости, сострадания.

2.ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и комментируем его. (Слайды).
а) -Как можно оформить вступление? Какие способы вы знаете? (В виде риторических вопросов, в виде лирического отступления, в виде прямого заявления проблемы).

-Попробуйте написать вступительную часть сочинения, работая по группам. Самостоятельная работа учащихся. ( Первая – в виде риторических вопросов, вторая – в виде лирического отступления, третья - в виде прямого заявления проблемы).

б) -Прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста А.И.Приставкина, это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия междуопределением слова человечность и примерами-аргументами из указанного текста (и вашего жизненного опыта); в тексте названо несколько отличительных признаков слова человечность, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из текста.

Объясняя смысл слова человечность, избегайте такой формулировки: человечность - это когда...;
в)- Выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ:
а) назвать понятие (человечность),
б) назвать более широкое понятие ( например, проявление),
в) указать отличительный признак ( например, проявление чего...);
г)Другие варианты определения слова человечность:

  • Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим.(Толковый словарь русского языка Ушакова).
  • Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность. (Философский словарь).
  • Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Ant. мизантропия, человеконенавистничество.

(Словарь русских синонимов).

  • Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.

д) -Сформулируйте тезис. (Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому.)

е) -Итак, тезис сформулирован, теперь необходимо его прокомментировать.

Что входит в комментарий? Попробуйте ответить на вопросы:

  • Насколько актуально то, о чём пишет автор?
  • Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

-Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете не изложение, а сочинение, поэтому необходимо передать идеи автора своими словами. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, как действуют герои, а комментируя, мы говорим о том, что стремится донести до нас автор.

ж) Комментарий. (К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляют по отношению к другим равнодушие, черствость, эгоизм. Такого быть не должно! )
- Логически свяжите
эту часть сочинения с последующей. Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.)

з) Самостоятельная работа учащихся. Вступление.( Человечность – это проявление сострадания, милосердия, сочувствия, желание бескорыстно помочь другому. К сожалению, люди часто забывают о человечности, проявляю по отношению к другим равнодушие, черствость, эгоизм. Такого быть не должно! Аргументируя свой ответ, приведу два примера, подтверждающих мои рассуждения.(33 слова)).

3.ШАГ 2. Приводим АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.
- Аргумент 1.(Клише: обратимся к тексту А.Приставкина. В нём повествуется о...; во-первых, в отрывке из рассказа...).
Самостоятельная работа учащихся Аргумент 1. (Во-первых, в отрывке из рассказа "Человеческий коридор" (из повести "Ночевала тучка золотая") А.И. Приставкина, рассказывается о людях, проявивших сострадание и сочувствие к детям – сиротам из Москвы, уступив им свою очередь за едой. Война не убила в людях человечности, милосердия, умения сострадать, в ущерб себе помогать другому. Зло не всесильно, оно не способно сломить всех. В таких жестоких условиях колонисты получали уроки вечных ценностей: нравственности, добра, справедливости, сострадания. В этом отрывке звучит мотив доверия к жизни, к ее нравственным основам. (57 слов)).

4 . ШАГ 3. Приводим АРГУМЕНТ из собственного жизненного опыта.
Аргумент 2.
а) -Выберете аргумент, подтверждающий тезис (должен подходить к примеру из текста).













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: