Помпеи, Геркуланум и Стабии

В 79 году при извержении вулкана Везувия погибли города Помпеи, Геркуланум и Стабии. Внезапность этой катастрофы способствовала сохранению под слоем пепла и лавы всего, что не было сразу уничтожено огнём. Раскопки Геркуланума и Помпеи, ведущиеся с 18 века, дали богатейший материал для изучения римской культуры и искусства.

Прикладное искусство. Город Помпеи, покинутый жителями, не успевшими ничего захватить, хранит в своих недрах бесчисленное множество бытовых предметов, посуды, мебели, украшений. Характерно, что самые обычные бытовые предметы (столы, вёдра, печки) были художественно украшены. Римское прикладное искусство достигло очень высокого развития. Резные, чеканные золотые и серебряные чаши, роскошные сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали удобные и красивые дома богатых римлян. О замечательных художественных качествах изделий прикладного искусства свидетельствуют относящиеся к 1 в. н.э. серебряные сосуды, найденные в Гильдесгейме и Боскореале – блюда, кубки, кратеры с рельефными фигурными изображениями и растительным орнаментом.

Жилые дома Помпеи республиканского периода, с атриумом и перестилем, в период империи перестраивались, расширялись. Чтобы было теплее, перестили начали застеклять. Неотъемлемой частью декорации римского дома были мозаичные полы – от простых полов, в которых узор выкладывался белой галькой, до тончайших мозаик со сложными многофигурными композициями.

 

 

Живопись (росписи, фреска). По-прежнему большую роль в римском искусстве 1 века н.э. играла живопись. В этот период развиваются третий и четвёртый стили живописи. Третий помпейский стиль (конец 1 в. до н.э. – начало 1 в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Росписи подчёркивают плоскость стены, украшенной лишь тончайшими орнаментальными мотивами (канделябрный стиль). Лучшие образцы росписей третьего стиля сохранились в «Доме столетней годовщины» и в доме Лукреция Фронтина.

                             


Третий стиль помпейской живописи, давший совершенные решения декорации стен, был предметом подражания в европейском искусстве 18 и начале 19 веков. Наряду с этим в стенных росписях широко применяется фреска (особенно в росписях четвертого стиля. Относящиеся ко второй половине 1 века росписи четвёртого стиля свидетельствуют о новых вкусах. Орнаментальная часть росписей приобретает характер фантастических архитектурных композиций, а картины, расположенные на центральных частях стен, имеют пространственный и динамический характер. Живопись разрывает плоскость стены, расширяет пределы комнаты. Особенно высокого мастерства достигают росписи дома Веттиев в Помпеях.



 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: