По дисциплине «Русский язык», 2-семестр

Экзаменационные тесты

По итоговому контролю для студентов 1 курса неязыковых факультетов

по дисциплине «Русский язык», 2-семестр

 

Комплект тестовых материалов включает: 20 вариантов по 25 вопросов для обучающихся, таблицу критериев оценки выполнения тестовых материалов.

 

1-вариант

1. Какой раздел языкознания изучает звуковую сторону языка?

А) морфология

В) орфография

С) графика

Д) фонетика

Е) словообразование

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =1

 

2. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.

A) мощь

B) блажь

C) муж

D) наотмашь

E) сплошь

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

3. Слово с начальной буквой - З-

A) …доровье

B) …горяча

C) … делать

D)…бежать

E) …держать

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

4. Сложносочиненное предложение с противительным союзом в предложении:

A) Лошадь едет подбористо, точно чует мои думы: видны ее настороженные уши на слабом свете зари.

B) Лицо у нее слегка широкоскулое, зато кожа озарена приятной бледностью.

C) Домой еду полями, хотя земля залита темнотой.

D) Подходит ее мать, она тоже воротилась с ярмарки и принесла мешочек пшена и связку кренделей.

E) Двор был богатый, и семья большая.

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =1

 

5. Определите, в каком из существительных с предлогом по пишется ю.

A) По решени… собрания

B) По окончани… школы

C) По истечени… срока

D) По прибыти… в порт

E) По выход… из партии

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

6. Определите вид придаточного предложения.

И лишь вечером, когда воздушный океан постепенно успокаивается, в степи

становятся слышны и другие звуки.

A ) Места

B) Времени

C) Сравнительное

D) Местоименно-определительное

E) Изъяснительное

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =1

7. Укажите правильный вариант расстановки букв в корнях слов

Зап…вала в хоре, обст…ятельство, обн…вленный, возр…ждение, насл…ждение

A) Е, Е, О, О, А

B) О, А, О, А, Е

C) А, О, О, О, Е

D) Е, О, О, О, А

E) Е, О, Е, О, А

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =1

8. Пропущена буква -з-

A) Бе…вольный

B) И…править

C) Во…становить

D) Бе…шумный

E) Бе…форменный

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

9. Укажите ряд слов с правильным ударением:

А) АгЕнт, алфавИт, апострОф, аристокрАтия, афЕра, аэропОрты В) диспАнсер, добЕла. довЕрху, договОр,

С) кинематографИя, кОклюш, компАс, кОрысть

Д) феномЕн, ходатАйство, хОзяева, хОленый

Е) дрЕмота, жаворОнок, жАлюзИ, завИдно,

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

 

10. Рецензия – это

А) краткий перечень основных тем текста. В нем только называются вопросы, рассматриваемые в тексте.

В) краткое последовательное изложение основного содержания книги, статьи.

С) основной вид переработки текста

Д) разбор и оценка научной работы.

Е) сжатие текста

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =2

 

11. Реферат – это

А) основной вид переработки текста

 В) краткий перечень основных тем текста. В нем только называются вопросы, рассматриваемые в тексте.

С) краткое последовательное изложение основного содержания книги, статьи.

Д) разбор и оценка научной работы.

Е) краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему.

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =2

 

12. Приемы компрессии текста:

А) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свертывание исходной информации за счет обобщения

В) простые, сложные и развернутые 

С) основные части делятся на подтемы

Д ) вторичные и оригинальные   

Е) изучение с карандашом в руке, пометки на полях;

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =2

 

13. Виды планов:

А) вторичные и оригинальные

В) простые, сложные и развернутые

С) текстуальные и свободные

Д) монографические и свободные

Е) разбор и оценка научной работы

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =2

 

14. Отметить пример выражения благодарности в

А) Позвольте выразить большую благодарность…

B) Разрешите предложить вам … 

С) Я предлагаю вам…

D) К большому сожалению вынужден сделать вам замечание…

Е) Вы отлично выглядите

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =2

 

15.  Отметить пример выражения поздравления в речевом этикете

А) Приношу мои извинения…

B) Разделяю вашу печаль…

С) Все будет в порядке

D) Я предлагаю вам…

Е) Примите мои сердечные поздравления…

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =2

 

16. Отметить пример выражения приглашения в речевом этикете

А) Разрешите предложить вам …

B) Разделяю вашу печаль…

С) Позвольте пригласить вас… 

D) Вы отлично выглядите

Е) Приношу мои извинения…

{Правильный ответ} = С

{Сложность} =2

 

17. Аннотирование – это

А) основной вид переработки текста

В) процесс переработки первичных документов с целью их анализа, который завершается составлением вторичного документа

С) краткий перечень основных тем текста

Д) в нем только называются вопросы, рассматриваемые в тексте.

Е) основные положения книги или статьи

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =3

 

18. Аннотация – это

А) краткая характеристика содержания статьи, книг

В) краткий перечень основных тем текста, в нем только называются вопросы, рассматриваемые в тексте.

С) основные положения книги и статьи

Д) разбор и оценка научной работы

Е) основной вид переработки текста

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =3

 

19. Культура речи – это

 А) краткий перечень основных тем текста

В) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свертывание исходной информации за счет обобщения

С) простые, сложные и развернутые.

Д) основные части делятся на подтемы

Е) умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли и чувства

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =3

 

20. Общие для устной и письменной речи нормы:

А) Лексические, грамматические

В) Нормы орфографии

С) Нормы пунктуации

Д) Орфоэпические

Е) Морфологические

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =3

 

21. Библиографическая ссылка - это

А) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свертывание исходной информации за счет обобщения

В) простые, сложные и развернутые.

С) основные части делятся на подтемы

Д) вторичные и оригинальные.

Е) совокупность сведений о цитируемом в тексте документа другом документе, необходимых для его общей характеристики, идентификации и поиска.

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =3

 

22.  Речь называется правильной, если…

А) В ней использована аббревиатура

B) В ней много заимствований, неологизмов

С) В ней применены различные образные средства языка

D) В ней соблюдены все нормы литературного языка

Е) В ней есть просторечная лексика

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =3

 

23. Речь называют точной, если… 

А) В ней строго соотнесены значения составляющих ее слов с содержанием и объемом выражаемых понятий B) В ней есть терминологическая лексика

С) В ней есть просторечная лексика

D) В ней использована аббревиатура

Е) В ней применены различные образные средства языка

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =3

 

24. Речь называют логичной, если…

А) В ней есть терминологическая лексика

B) В ней использована аббревиатура

С) В ней есть просторечная лексика

D) В ней применены различные образные средства

Е) В ней связи значений, свойственные словам, не противоречат законам логики.

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =3

 

 25. Уместность речи – это… 

А) Такая организация языковых средств, которая содействует установлению контакта между говорящим и слушающим     

B) Такая организация языковых средств, которая отвечает задачам и целям общения

С) Такая организация языковых средств, которая более всего подходит для ситуации высказывания

D) Такая организация языковых средств, которая помогает установить контакт

Е) Такая организация языковых средств, которая позволяет привлечь внимание слушающего

{Правильный ответ} = С

{Сложность} =3

2-вариант

 

1. Укажите верный вариант переноса слова:

А) брат-ство, мор-ской, разъ-яс-нить,

В) судь-ба, класс-ный, чер-вя-чка,

С) расс-каз, клас-сный, е-дин-ство,

Д) бегс-тво, е-динс-тво, су-дьба,

Е) бра-тство, морс-кой, ра-зъяс-нить.

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

2. Какую гласную и почему вы напишите в словах пр..брежный, пр..клеить, пр..встать?

А) –и, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

В) –е, т.к. можно заменить приставкой пере-,

С) –е, т.к. приставки близки по значению к слову «очень»,

Д) –и, т.к. приставки обозначают присоединение, неполное действие, близость к чему- либо,

Е) –и, т.к. т.к. можно заменить приставкой пере-.

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =1

 

 3. Указать слово, образованное по модели: корень-суффикс-суффикс-окончание.

A) Разлюбить

B) Холодно

C) Застывший

D) Упражнение

E) Первенство

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =1

 

4. Укажите словосочетание, в котором есть слово с пропущенной - е- после ц

A) Ходить с ранц…м

B) Лакомиться леденц…м

C) Любоваться песц…м

D) Выглядеть юнц…м

E) Угощать холодц…м

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

5. Укажите правильный вариант пропущенных букв в предложении:

Брак ок…зался прочным и пол…жил основу теперь уже утв…рдившейся актерской д…настии.

A) А-А-Е-И

B) А-О-Е-Е

C) А-О-Е-И

D) А-О-Ы-Е

E) О-О-И-И

{Правильный ответ} = С

{Сложность} =1

 

 

6. Укажите неправильную форму употребления существительного с предлогом:

A) Наперекор судьбе

B) Согласно решения

C) Навстречу опасности

D) Вопреки ожиданиям

E) Благодаря усилиям

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =1

 

7. Укажите словосочетание, в котором есть слово с пропущенной - е- после ц

A) Ходить с ранц…м

B) Лакомиться леденц…м

C) Любоваться песц…м

D) Выглядеть юнц…м

E) Угощать холодц…м

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

8. Укажите правильный вариант значения приставок в словах: приморский, приграничный, привокзальный, Прибалтика.

A) Нахождение вблизи чего-то.

B) Присоединение.

C) Указывает на неполное действие.

D) Указывает на высшую степень качества.

E) То же, что и приставка пере-.

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

9. В каких словах ударение падает на последний слог

А) бороду, жаворонок

В) вероисповедание, взрывчатый

С) начала, алфавит, апостроф

Д) избалованный, вероисповедание

Е) сумка, ручка

{Правильный ответ} = С

{Сложность} =1

 

10. Точная, дословная выдержка из текста

А) цитата

В) тезис

С) план

Д) введение

Е) аннотация

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =2

 

11. Система требований (правил, норм), которые разъясняют, как устанавливать, поддерживать и прерывать контакты с другим человеком в определенной ситуации – это…

А) Телефонные переговоры  

B) Речевой этикет

С) Деловое общение

D) Деловые переговоры

Е) Деловая переписка

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =2

 

12. Отметить пример просьбы или совета в речевом этикете

А) Могу ли я попросить Вас

B) Позвольте выразить глубокое соболезнование

С) Разрешите пригласить Вас

D) Сейчас это невозможно

Е) Позвольте выразить благодарность

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =2

 

13. Отметить пример благодарности и комплиментов в речевом этикете

А) Могу ли я пригласить Вас

 B) Я вынужден отказать Вам

С) Убедительно прошу Вас

D) Вы прекрасный собеседник

Е) Скорблю вместе с Вами

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =2

 

14. Выделить строку, которая не содержит форму делового общения

А) Обыденный разговор

B) Деловая беседа

С) Деловые переговоры

D) Деловые совещания

Е) Публичные выступления

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =2

 

15. Назвать качество, которое не относится к этике ведения беседы

А) Не говорите намеками

B) Не стремитесь подавлять своей эрудицией

С) Чрезмерно не жестикулируйте

D) Не смотрите на часы

Е) Обсуждайте свое здоровье

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =2

 

16. Определите стиль текста: Центральному банку Республики Казахстан до 1 сентября издать нормативные акты во исполнение Закона РК «Об иностранных инвестициях в Республике Казахстан».

А) Научный стиль

В) Стиль художественной литературы

С) Публицистический стиль

D) Разговорный стиль

Е) Официально- деловой стиль

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =2

 

 

17. В научном стиле употребляются:

A) Специальная лексика, терминология.

B) Эмоционально окрашенная лексика, междометия.

C) Слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

D) Диалог, неполные предложения.

E) Формы слов, придающие речи непринужденный характер.

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =3

 

18. В тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста-…

А) описать форму предмета

В) рассказать о функции предмета

С) характеристика предмета

Д) классификация предмета

Е) строение предмета

{Правильный ответ} = С

{Сложность} =3

 

19. Данная информация- это…

А) новая информация текста, которую необходимо узнать

В) коммуникативная задача текста

С) заключение

Д) исходная информация, от которой начинается развитие мысли

Е) введение

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =3

 

20. Способы развития информации в тексте- …

А) параллельный, цепной

В) прямой, косвенный

С) данный, новый

Д) коммуникативный, накопительный

Е) познавательный, прагматический

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =3

 

21. Виды аннотации:

А) сложные, тезисные, справочные, рекомендательные

В) развернутые, вопросные, общие, специализированные

С) справочные, рекомендательные, вопросные

Д) вторичные, первичные, комбинированные

Е) справочные, рекомендательные, общие, специализированные

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =3

 

22. Реферирование научного текста- это…

А) процесс переработки первичных документов с целью их анализа, который завершается составлением аннотации

В) краткая характеристика содержании статьи, книг

С) интеллектуальный процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового вторичного текста

Д) общее представление о незнакомой публикации

Е) отбор необходимой информации

{Правильный ответ} = С

{Сложность} =3

 

23. Учебно-научная информации-…

А) владение терминологией данной специальности

В) умение строить выступление на профессиональную тему

С) умение организовать профессиональный диалог

Д) разновидность научной коммуникации, имеющая особую сферу применения, используется в процессе обучения

Е) оценочное отношение к высказыванию

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =3

 

24. В деловой риторике устные виды делового общения подразделяются на

А) главные и второстепенные

В) важные и необходимые

С) простые и сложные

Д) второстепенные и сложные

Е) монологические и диалогические

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =3

 

25. Диалог является характерной чертой какого функционального стиля?
А) научного
В) официально-делового
С) разговорного
Д) публицистического
Е) никакого из перечисленных

{Правильный ответ} = С

{Сложность} =3

 

 

3-ваариант

1. Выберите верный вариант написания слов:

А) конечный результат, папин плащ, настежь,

В) лес дремуч, намажьте маслом, много училищь,

С) замуж, портьера, пустош,

Д) невтерпежь, испечь, хорош,

Е) среди тучь, почки, сможешь

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

2. В каких словах есть Ъ?

А) п..еса, об..ект, с..узить,

В) пред..октябрьский, трех..этажный, без..аварийный,

С) с..экономил, сверх..интересно, от..утюжить,

Д) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный,

 Е) пред..юбилейный, барел..еф, из..ясняться.

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =1

 

3. Укажите вариант с О после шипящих:

А) ш..пот, круч..ный, щ..лочь,

В) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный,

С) стаж..р, реш..тка, освещ..нный, ещ..,

Д) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н,

 Е) холщ..вый, зайч..нок, ч..ткий.

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =1

 

4. Укажите, в каком слове нужно вставить О

A) Чертеж…й

B) Нож…й

C) Улиц…й

D) Сердц…м

E) Птенц…в

{Правильный ответ} = Е

{Сложность} =1

 

5.Укажите правильный вариант написания окончаний имен прилагательных. В последн…ю встречу, птиц…но гнездо, в дремуч…м лесу, бывш…му другу, о блестящ…м дебюте

A) Ю, Ы, Е, Е, Е

B) У, Ы, Е, Е, Е

C) Ю, Ы, И, Е, Е

D) Ю, Ы, Е, Е, И

E) Ю, И, Е, Е, Е

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

6. Укажите числительное, в котором не пишется мягкий знак

A) пят…надцать

B) пят…сот

C) пят…десят

D) девят…сот

E) сем…десят

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =1

 

7.Выберите словосочетание, в котором пропущена буква –я- в суффиксе причастия

A) Се…щий дождь

B) Та…щий снег

C) Крас…щийся материал

D) Ре…щий флаг

E) Кол…щий предмет

{Правильный ответ} = С

{Сложность} =1

 

8. Не с наречиями пишется раздельно

A) Приходил (не)давно, жил (не)далеко

B) Задумывался (не)редко, догадаться (не)трудно

C) Глядеть (не)доуменно, прийти (не)ожиданно

D) Совсем (не)грустно. Приходить (не)редко, а часто

E) Увидеть (не)пременно, обидеть (не)чаянно

{Правильный ответ} = Д

{Сложность} =1

 

9. Укажите слово с приставкой пре-:

A) пр…ближаться

B) пр…обладание

C) пр…соединиться

D) пр…вокзальный

E) пр…встать

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =1

 

10. Укажите правильный ответ: Термин – это …

А) речь монографий, научных статей, учебников

В) слово, являющееся официально принятым и узаконенным наименованием какого-либо понятия в науке

С) конструкции, выражающие процесс и результат действия 

Д) слова, употребляемые в основном в разговорной речи людьми определенной профессии

Е) конструкции, выражающие квалификацию предмета и его характеристики

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =2

 

11. Вид аннотации характерен для:

А) разговорного стиля

В) научного стиля

С) публицистического стиля

Д) официально-делового стиля

Е) художественного стиля

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =2

 

 

12. В оканчивающихся на - “провод” (водопровод, нефтепровод и т.п.) сложных словах:

А) ударение на последнем слоге

В) ударение на первом слоге

С) не ставится

Д) ударение на втором слоге

Е) ударение на третьем слоге

 

{Правильный ответ} = А

{Сложность} =2

 

13 .При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.

А) Спасибо за комплимент

В) Спасибо, но вы мне льстите

С) Благодарю

Д) Спасибо.






Е) Благодарствую

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =2

 

14. При разговоре по телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к разговору не может употребляться выражение:

А) Вас слушают

В) Это кто?

С) Да

Д) Алло

Е) Слушаю

{Правильный ответ} = В

{Сложность} =2

 

15. При прощании используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них может быть использована в строгой официальной обстановке


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: