Тема. Структура экосистем. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.
Цели:
формировать понятие “экосистема”, раскрыть экологические основы формирования и поддержания экосистемы, понимание значения круговорота в природе.
продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
формировать навыки бережного отношения к объектам природы.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Земля, которая, несмотря на свою величину в данный момент уместилась у меня на ладонях.
А что для каждого из вас значит Земля? Продолжите фразу “Для меня Земля – это…”, передавая по кругу модель земного шара
Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 3.5 млрд. лет, не прерываясь.
Модель земного шара передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.
|
|
Из всех ваших высказываний я поняла, что вы очень трепетно относитесь к планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.
Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока - “ Экологические системы”. Экосистема – по сути это то, что мы обычно называем природой.
В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю такие слова:
«Мы живем на нашей планете среди вопросительных знаков, которые щедро и повсюду поставила перед нами природа» Бернар Эвельманс
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке вы узнаете:
-что связывает компоненты экосистемы вместе?
-почему пищевые цепи состоят из небольшого числа звеньев?
-почему экосистемы устойчивы?
- Что называется природным сообществом? (Совместно обитающие на одном участке популяции разных видов животных, растений, грибов и бактерий).
Живое органическое вещество можно встретить повсюду: и в глубинах океанов, и на вершинах самых высоких гор, и в вечных снегах Приполярья, и в горячих водных источниках вулканических районов. Природное сообщество образуют живые организмы, но в сообществе живые организмы связаны не только друг с другом, но и с неживой природой. Тесная связь между живыми и неживыми компонентами природы определяет экосистему.
Чем отличается природное сообщество от экологической системы или биоценоз от биогеоценоза?
Круговорот веществ.
Одно из важнейших проявлений жизни – это обмен веществ. Чрезвычайно высокая интенсивность потоков вещества из неорганической природы в живые тела давно привела бы к полному исчерпанию всех необходимых для жизни соединений. Но этого не происходит, и жизнь не прекращается уже более 3,5 млр. лет, т.к. необходимые соединения обратно возвращаются в окружающую среду, благодаря круговороту веществ.
|
|
Круговорот веществ -относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения вещества в природе.
Как же возникает круговорот веществ?
- Ребята, назовите главное условие существования биологического круговорота. Энергия солнца.
Природной единицей биологического круговорота является экосистема.
- Какую роль выполняют растения в природе?
Растения потребляют минеральные соединения и, используя энергию солнца, синтезируют органические вещества, которые затем потребляют живые организмы. Таким образом, растения не только питаются сами, но и кормят других.
- Какую роль выполняют животные в природе?
Животные питаются живым органическим веществом растительного и животного происхождения.
- Какую роль выполняют бактерии и грибы в природе?
Бактерии и грибы потребляют органическое вещество (омертвевшие ткани растений и запасы растительной пищи, животные останки) и полностью разлагают его до минеральных соединений – жизненно необходимых биогенных веществ (например, азота, калия, кальция, меди, цинка и т.д.), которые затем потребляют зеленые растения
- Внимательно посмотрите на схему и сформулируйте определение понятия экосистемы.
Экосистемой называют природное сообщество и компоненты неживой природы, связанные круговоротом веществ
- Термин экосистема впервые предложил английский ботаник Тенсли в 1938 году.
Познакомимся с биографией этого ученого.
Основоположником науки об экосистемах является русский ботаник В. Н. Сукачев.
Несколько слов об этом ученом.
Структура экосистемы.
Данная схема тоже показывает, что все организмы связаны между собой и снеживойприродой. Круговорот веществ в экосистеме может происходить, если есть запасы необходимых для жизни биогенных веществ и три группы организмов, образующих природное сообщество,- производители, потребители, разрушители органических веществ.
Прокомментируйте, как происходит круговорот веществ, используя эту схему.
Ответы учеников: Растения (производители) создают органические вещества из минеральных веществ, воды, углекислого газа, используя энергию солнца. Животные (потребители) используют в процессе питания готовые органические вещества, а грибы, бактерии (разрушители) разрушают их до биогенных веществ.
- Какое название еще имеют производители, потребители, разрушители?
(Продуценты, консументы, редуценты)
Пищевые связи организмов.
В любом сообществе между видами существуют пищевые взаимоотношения: организмы одного вида служат пищей другим видам. Пищевые взаимоотношения в биоценозах обеспечивают организмы энергией. Ряд живых организмов, в экосистеме, по которому происходит передача энергии, заключенной в органических веществах, называется цепью питания.
1-й комментарий: в цепи питания каждое последующее звено теряет часть органического вещества, получаемого с пищей, теряет часть извлеченной из нее энергии. Пища перерабатывается, усваивается и используется на образование клеток тела, рост тканей в пределах 10% от общей массы съеденного корма.
2-й комментарий: равное убывание биомассы каждого последующего звена в цепи питания, заканчивающееся последним консументом, называется пищевой пирамидой.