Тема 25 Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу

Вопросы

1. Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

2. Основания к опротестованию и пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.

3. Круг должностных лиц, уполномоченных на истребование дела, приостановление исполнения решения и принесение протестов.

4. Судебные органы, в компетенцию которых входит пересмотр дел в порядке надзора.

5. Процессуальный порядок рассмотрения протестов в порядке надзора.

6. Полномочия суда надзорной инстанции.

7. Отличия судебно-надзорной проверки решений и определений от кассационной проверки

§ 1 Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Надзорное производство является исключительной стадией гражданского процесса, где проверяется законность судебных актов нижестоящих судов. вступивших в законную силу.

§ 2. Основания к опротестованию и пересмотру судебных постановлений в порядке надзора. Гражданское дело может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора, а протест в порядке надзора принесен на вступившее в законную силу судебное постановление только при наличии установленных настоящей статьей поводов и оснований.

В силу ст. 437 ГПК поводами к истребованию дел, а также к принесению протестов в порядке надзора являются:

1. надзорные жалобы юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением.

2. представление судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;

 3. представления председателей судов;

4. инициатива должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора, на вступившие в законную силу судебные постановления.

Перечень поводов является ограниченным.

Основаниями к принесению протеста в порядке надзора на судебные постановления являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые были допущены судебными органами.

Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.

Круг должностных лиц, уполномоченных на истребование дела, приостановление исполнения решения и принесение протестов.

Правом принесения протеста в порядке надзора наделен определенный круг лиц. Согласно ст. 439 ГПК к лицам, имеющим право принесения протеста в порядке надзора относятся: Протесты в порядке надзора вправе приносить:

1) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

1-1) заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, заместители Генерального прокурора Республики Беларусь - на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

2) председатели областного, Минского городского судов, прокуроры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры - на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;

3) председатель Белорусского военного суда, Белорусский военный прокурор - на решения и определения межгарнизонных военных судов и кассационные определения судебной коллегии по гражданским делам Белорусского военного суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: