double arrow

Задача: Познакомить родителей с эффективными способами преодоления нарушенийзвуко-слоговой структуры слова через использование игровых упражнений.


Консультация для родителей

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКО - СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ.

Задача: Познакомить родителей с эффективными способами преодоления нарушенийзвуко-слоговой структуры слова через использование игровых упражнений.

Звуко-слоговая структура слова. Что это такое? Если в речи школьника имеются перестановки, пропуски звуков, слогов, или добавляются звуки, слоги, значит, структура слова произносится неверно. А слоговое нарушение слов  приводит к нарушению чтения и письма.  Важно,  чтобы у ребёнка была фонетически чистая и правильная речь. Слоговая структура является необходимым элементом для формирования и грамматического строя речи, так как первоклассники на основе проговаривания читают и пишут.

Предлагаем вашему вниманию упражнение, которое поможет   вашему ребёнку развить слуховое внимание, память без участия речи (различение неречевых звуков) Для этого вы можете использовать различные предметы которые, вас окружают это бумага, картон, ложку, вилку, чашку, книгу, ножницы воду и. т. д.

Упражнение: «Запомни и назови»

Задача: Внимательно посмотри и запомни предметы (5,6) разложенные на столе. Повернись к столу спиной. Внимательно слушай и, не глядя, рассказывай о том, что я буду делать (мять бумагу, переливать воду, стучать ложкой по чашке, резать картон ножницами, перелистывать книгу, стучать вилкой о ложку).




Следующее упражнение поможет вашему ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи и различить слова контрастные по длине.

Упражнение: «Лишнее слово»

Задача: Внимательно прослушай ряд слов и назови не похожее  по звучанию на остальные.

Мак, бак, так, банан.

Сом, ком, индюк, дом.

Ветка, сетка, метка, лето.

Дом, гном, сом, дорога.

Предлагаем  вам интересную игру, которая поможет ребёнку развить слуховое внимание к звучащей речи, распознать дефектное произношение звукослогового состава слова в чужой речи, и определить правильно ли произносятся слова, с опорой на предметы которые разложены на столе.

Упражнение: «Правильно – неправильно»

Задача: Один мальчик в детском саду всё время терял то звук, то слог и его слова становились непонятными. Послушай внимательно слова и подними руку, если услышите неправильное слово.

Моноток – молоток

Тул – стул

Зуйка – зайка

Мутюг –утюг

Ломоко – молоко

Шинама – машина

Босака –собака

Рокова – корова

Лимана-малина

Керата-ракета.

 А как правильно сказать? Исправь, пожалуйста.

.

Выполним ритмическую игру, которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.



Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши. и. т. д.

Ритмическая игра: «Дятел»

Задача: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.Повтори.

Долбит дятел в лесу стук раздаётся -!! ,

Долбит дятел в лесу стук раздаётся -! ,

Долбит дятел в лесу стук раздаётся -!!! ,

и. т. д.! !;  !!! ; ! !! ; ! !  !!.

Молодцы,  если очень точно повторили ритмический рисунок.

Следующая ритмическая игра, которая поможет развить чувство ритма, передать ритмический рисунок по памяти (в движении и с помощью звукоподрожания).

Ритмическая игра: «Кукушки на опушке»

Задача: отстучи столько раз, сколько услышишь звуков кукушки:

Две кукушки на опушке говорили, как подружки.

(Ребенок может встать или сидеть на стуле).

Взрослый  дает ритмическое задание, каждый раз меняя его.

Взрослый: «Ку – Ку», пауза «Ку – Ку»,пауза «Ку – у» ( ребенок отстукивает  ритмический рисунок -!! !! !)

«Ку – Ку», пауза «Ку –у », пауза «Ку -у» (ребенок отстукивает - !! ! !)     Интересная игра, которая поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику слова. Ребёнку можно предлагать такие стихотворные строки, в которых он способен произнести предполагаемое слово. Если ребёнок испытывает затруднение, то можно показать предметную картинку.

 

Игра «Доскажи словечко»

Пчёлка, пчёлка!

Золотая холка!

Полети на лужок!

Принеси мне (медок)



Лето, лето к нам пришло

Стало сухо и (тепло)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится (мыло)

Не менее интересное игровое упражнение «Следы» поможет развить навык фонематического анализа и синтеза, умение делить слова на слоги(анализировать слоговой состав слова). Вырежьте импровизированные следы из бумаги. Лучше, если их будет 5 или 6 штук. Каждый след- это слог из слова. Разложите следы на полу. Когда будете делить слова на слоги, то можно их будет «прошагать» и проговорить по следам. Понадобится картинки с одним слогом; с двумя слогами;  картинки с тремя слогами.

(например, слова из 1 слога- мак, дом, кот, рой, бак, слова из двух слогов- миска, кошка, рыбка, ветка, палка, галка; слова из 3 слогов- рябина, рубашка, дерево, солдаты, пылесос, картина и т.п).

Можете выполнить упражнение, которое поможет детям развить внимание к звучащей речи с опорой на ритмику. Закрепить звуковую структуру слова в процессе использования грамматически правильной речи. Для этого нам понадобится мяч.

Упражнение: «Так бывает?»

Задача: Взрослый бросает мяч и спрашивает, а ребенок отвечает.

Обратите внимание на то, что структура на первый взгляд  очень проста, но здесь идет проговаривание небольшого словосочетания с ритмичным рисунком фразы  и  с добавлением грамматики(сочетания слов во фразе).

У жабы шуба? Нет у жабы шубы.

У рыбы руки? Нет у рыбы рук.

У мухи лапы? Да у мухи лапы.

У кота зубы? Да у кота зубы.

У кита ноги? Нет у кита ног.

У деда сани? Есть у деда сани.

У мамы бусы? Есть у мамы бусы.

У Вовы часы? Есть у Вовы часы.

У дома ухо? Нет у дома уха.

Следующая  игра «Что рисуют дети», поможет закрепить звукослоговую структуру слова, используя слова близкие по звучанию.

Игра: «Что рисуют дети?»

Задача: Взрослый (или ребенок самостоятельно читает) начинает говорить фразу со словом, а ребенок должен подобрать слово близкое по звучанию к первому, и добавить его к концу фразы( слово подбирается в рифму).

Игорь  рисует глобус (ветку, галку, квас, мороженное, миску, мак, почку

А Ирина ...автобус (конфетку, палку, ананас, пирожное, киску, лак,бочку)

Уважаемые родители, мы познакомились с играми и упражнениями, которые способствуют преодолению нарушений слоговой структуры слова на начальном этапе. Эти игры вы можете использовать в работе с детьми дома.

Удачи Вам и Вашему ребенку!

 







Сейчас читают про: