Притча «Сад мастера чайной церемонии Рикю

Сад мастера чайной церемонии Рикю славился цветами повилики. Взглянуть на них решил и сегун Хидеёси. Но, придя в сад, он обнаружил, что цветы срезаны. Его глазам предстало лишь пустынное пространство, посыпанное песком. Повелитель вошел в комнату для чайной церемонии и увидел икебану из одного стебля повилики. Рикю пожертвовал всеми цветами, чтобы подчеркнуть их красоту в одном, лучшем. Стало ясно, что художник не пожалел прекрасного сада для того, чтобы дать воз-можность гостю полнее насладиться красотой цве-тов, увидев самый лучший из них. Не случайно совре-менный японский писатель Ясунари Кавабата сказал: «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка». Принцип сосредоточенности на одном пронизывает всю японскую культуру. В икебане он имеет особое значение. Такую притчу рассказывают каждому японцу на первом уроке икебаны, объясняя, что это искусство сродни ваянию и с каждой отдельной ветки с листьями и цветами надо безжалостно удалять лишнее, как скульптор с куска мрамора.

Скульптуры из цветов - так называют произведения икебаны — японского искусства составления цветочных композиций. Сравнение точно выражает его характер: из различных растений мастера создают определенную пространственную структуру, в которой, как в скульптуре, средствами выразительности являются форма, линия, ритм. Немаловажную роль играет цвет. Подлинный мастер икебаны — истинный творец. Художественный вкус, наблюдательность, любовь к природе — без этих качеств невозможно создать композицию, которая бы волновала, радовала так же, как любое другое произведение искусства.

 

История зарождения икебаны

Рисунок 4
Искусство составления композиций из цветов зародилось не в Японии, а в Индии, и проникло на острова Тихого океана через Корею и Китай. Но лишь в Японии искусство икебаны стало частью культуры, вышло за рамки ритуала. Прошло не одно столетие, пока обостренно-чуткое отношение японцев к цветам, травам, деревьям, слившись с древним обычаем буддизма подносить цветы изображениям божеств, привело к появлению икебаны. Впервые такие букеты появились в буддийских храмах в VI в. Совершенная форма вазы и пышное великолепие букета воплощали первоначально лишь торжество буддийского вероучения, и только в XV в. икебану ("ике" — жизнь, "бана" — цветок) стали считать искусством. "Жизнь продолжается в срезанных цветах, только в другой форме", — учит оно. Тогда же священнослужитель Икенобо Сенкей основал первую школу икебаны в Японии — Икенобо. Теперь существует пять основных стилей икебаны: рикка, сёка, мори-бана, нагэирэ и новый — дзиюка. Каждый по-своему изыскан. Но в основе любой композиции всегда лежит разносторонний треугольник, символизирующий Небо, Человека и Землю. Однако современная японская аранжировка позволяет отступать от правил, и в дзиюке, например, нет никаких ограничений по композиции, форме цветка и виду материала.

 

Стили икебаны

В середине XV века сложился стиль, получивший название Рикка (стоящие цветы). Торжественные, монументальные композиции выражали философский образ мироздания. Они воплощали мифическую гору Меру, которая символизировала Вселенную. Самое высокое растение здесь олицетворяло гору, остальные — холмы, водопады и даже город. Цветочная композиция могла быть более полутора метров высотой и около метра в ширину. Для каждого элемента брались соответствующие растения. Например, в качестве главного акцента чаще других использовали сосну; белые цветы означали водопад, а для холмов наиболее подходящими считались ветви цветущих кустарников.

На XVII век приходится расцвет стиля Рикка. Он вошел в повседневную жизнь людей, приобретя менее сложный, чем прежде, характер. Композициями в этом стиле украшали жилища по случаю важных событий. Свадьба, рождение ребенка, отправление самурая в военный поход — все это сопровождалось композициями из цветов, созданными по строгим правилам. Так, при отъезде самурая запрещалось использовать камелию, поскольку по мере увядания цветок отрывался от стебля. Это ассоциировалось с отрубленной головой и могло быть плохим предзнаменованием. Не допускалось использование четырех цветков; по-японски «четыре» — «син», так же звучит слово «смерть».

Позже появились другие стили. В XVI веке возникло направление, получившее название Нагэирэ (вброшенные цветы). Сохранилась легенда, рассказывающая о его зарождении. Однажды знаменитый мастер чайной церемонии Сэнно Рикю в жаркий летний день сидел в саду вместе с правителем страны. Поблизости росли ирисы. Рикю предложили создать цветочную композицию. У него не было необходимых инструментов и приспособлений. Он срезал цветы кинжалом, привязал их к рукоятке и бросил в бадейку с водой. Присутствовавшие признали совершенную красоту его импровизации. Ирисы — цветы, которые растут вблизи водоемов и прекрасно выглядят в сочетании с водной поверхностью. Мастер сумел просто и в то же время эффектно подчеркнуть этот момент. Со стилем Нагэирэ стала связываться абсолютная свобода исполнения; он представлял полную противоположность строго систематизированной школе Рикка.

Тот же мастер создал и другую разновидность цветочных композиций — Тябана, предназначавшуюся для специальной ниши (токонома) в чайном домике. Она отличалась минимальным количеством цветов; иногда использовалось всего одно растение или бутон. Тябана неразрывно связана со всем обликом чайной комнаты.

 

Сегодня в Японии существует много ее школ. Одна из самых популярных — Согэцу (луна и травы), основанная в 1926 году. С момента создания и по сей день она постоянно развивается. Композиции обладают большим сходством с произведениями современного изобразительного искусства. Им свойственны смелость в использовании самых неожиданных материалов. Целью школы Согэцу является создание свободных композиций, в которых художник вроде бы не связан никакими правилами. На самом деле они есть, хотя и не вполне конкретны; их обусловливают такие понятия, как выразительность линии, цвета, пространственной структуры. Для того чтобы начинающий мог научиться свободно выражать свои мысли, настроения, существуют учебные формы. Они создаются по определенным схемам, в которых обозначены размеры и углы наклона трех главных линий, составляющих основу композиции. Как и в древности, эти линии символизируют Небо, Человека и Землю.

 

Особенности стилей|

Сегодня во всех школах икебаны приняты два основных варианта: вертикальный, получивший название Нагэирэ, и горизонтальный — Морибана (нагроможденные цветы). Первый ставится в высоких вазах с помощью целого ряда приспособлений из палочек. Второй — в низких плоских сосудах с применением специальной наколки-держателя (кэнзана).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: