На этапе поиска и сбора информации я изучала архив семейный архив, районный архив, архив военкомата.
В ходе исследования я также опиралась на воспоминания моего прадеда и бабушки.
В процессе работы в сети Интернет мне помогала мама. Нами найдены новые сведения о наших родных, воевавших на войне.
При проведении исследования использовала анкетирование среди обучающихся 4 классов и 2 классов для изучения знаний о родственниках участвовавших в Великой Отечественной войне у учеников, а также социологический опрос среди классных руководителей и родителей, чтобы выяснить их отношение к данной проблеме (Приложение 15)
Результаты и их обсуждение
Мне хотелось узнать, как знают историю ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкету «Моя семья в годы войны». Было проведено анкетирование учащихся 4 классов и 2 классов. В нем участвовало 143 учащихся. Из них 62 девочки и 81 мальчик. С помощью анкеты (Приложение 13) я смогла выяснить:
| Вопросы | Ответы % |
| Хорошо знают о войне | 62% |
| Как жила семья во время войны, знают | 8% |
| Дома о ВОВ говорят с родителями | 7% |
| Кто из Вашей семьи воевал в годы Великой отечественной войны? | 9% |
| От кого Вы впервые узнали о войне? | Школа – 7% Родители – 5% Другие источники – 2% |
| Что напоминает в вашем доме о войне? | Затрудняюсь ответить |
Общие результаты отражены в диаграмме (Приложение 13, рис. 1)
Ученики нашей школы (2 и 4 классы) читают военную детскую литературу – 43%, смотрят детские фильмы о войне – 15%, есть дела более интересные – 42%. (Приложение 14, рис. 1) Но этого мало (58%), для того чтобы хорошо знать историю Великой Отечественно войны.
Социологический опрос был проведен среди педагогов школы и родителей учащихся 2 и 4 классов, чтобы выяснить их отношение к данной проблеме. В опросе приняли участие респонденты:
классные руководители – 5 человек;
родители учащихся 2 и 4 классов – 37 человек;
всего респондентов – 42 человека.
Результаты социологического опроса оформлены в виде сводной таблицы (Приложение 15, таблица 1) и диаграмме (Приложение 15, рис. 1)
Надеюсь, что моя работа послужит отличным примером и хорошим начинанием для наших учеников. И они будут узнавать историю своей семьи, в том числе и военное прошлое.
В ыводы
Проведённое исследование убедило меня в том, что учащиеся 2 и 4 классов имеют слабые представления о своих родственниках, живших в годы Великой Отечественной войны. Многие из опрошенных ребят не знают, кто из их семей был участником Великой Отечественной войны, но при этом хотят узнать и поделиться с окружающими историями своих семей.
Заключение
Наша страна заплатила за Победу страшную цену – она унесла миллионы жизней. Война настигла каждую семью, так или иначе она отразилась на судьбе каждого человека.[2]
Молодежь сохранит память о потомках, пронесет ее через годы и передаст следующим поколениям. Молодое поколение может гордиться тем, что их предки и в трудные годы сделали все от них зависящее, чтобы сохранить жизнь и свободу своим потомкам. Благодаря их военным и трудовым подвигам мы живем в свободной и великой стране.
О прабабушках и прадедушках не написано в книгах, не снято фильмов, но для меня и моих близких они – герои и они навсегда останутся в памяти. А сколько еще таких героев, память о которых храниться только в сердцах их родственников…
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях. Война живет в памяти всего народа.
Описывая историю моих прадедов, я поняла, что они прожили достойную жизнь, преодолевая жизненные трудности, не жалуясь на судьбу, выполняя свой долг перед семьей, страной, Родиной, вырастили достойных детей и внуков, правнуков.
Я никогда не забуду, что именно наши деды и прадеды, ценою собственной жизни ковали эту победу. Четыре страшных года ушло на то, чтобы уничтожить фашистов и принести всем людям долгожданный мир и ясное небо над головой.
Спасибо Вам, дорогие ветераны, огромное спасибо!
Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.
Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко.
И рвущий душу бомб разрыв.
Мы видим их - солдат России,
Что в тот далёкий грозный час.
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас...

Список литературы
1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Современная энциклопедия, 1995. – 527 с.
2. Всемирная история: Вторая мировая война. Под ред. Н.Бадан, И.Е.Войнович и др. М.: АСТ, 2000. – 592 с.
3. Материалы из районного архива.
4.Материалы архива семьи Анны Тихоновны Шустовой (Казанцевой)
5. Материалы интервью с Анной Тихоновной Шустовой (Казанцевой)
6. Материалы архива семьи Сибгатуллиных.
7. https://obd-memorial.ru/html/ ОБД Мемориал
8. http://podvignaroda.ru Подвиг народа
Приложение 1







