Славянские мифологические существа

09.04.2020.

ТЕМА 4. «Великие темы жизни»

Тема урока: Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох. Рисование славянских мифологических существ.

Задания на урок:

1. Ознакомиться с материалом урока:

Слово «жанр» произошло от французского genre, т.е. «род», «вид». Жанр представляет собой деление произведений живописи в соответствии с темой и объектом изображения. Сюжетно-тематический жанр разделяют на исторический, мифологический, бытовой, батальный.

Исторический жанр.

Этот жанр посвящен историческим событиям и персонажам, ему свойственно героическое содержание, утверждение положительного героя.

Исторический жанр зародился в древности, соединяя в себе реальные исторические события с мифами. Именно поэтому картины данного жанра нередко насыщены мифологическими и библейскими персонажами.

Сюжеты античной мифологии, христианских легенд являются основой для создания картин исторического жанра.

Исторические события находили своё отражение в скульптурах Древней Греции, рельефах Древнего Египта, где изображались сцены военных походов, триумфов.

В средневековом искусстве Европы исторический жанр выражался в миниатюрах хроник, в иконах.

Мифологический жанр

Мифологический жанр в изобразительном искусстве посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Данный жанр тесно связан с историческим и получает наибольшее признание в эпоху Возрождения. Основой для создания картин мифологического жанра являются античные легенды.

Славянские мифологические существа

Амбарник - хранитель амбаров и иных построек для зернопродуктов.

По народным поверьям в круг обязанностей амбарника входило поддержание в амбаре чистоты и забота о сохранности зерна в нём. Однако, эти функции им выполнялись только при условии проявления уважения со стороны человека — владельца амбара, который сам должен был не отлынивать от работы. Если же человек не проявлял должного почтения к амбарнику, то тот начинал создавать хозяевам мелкие проблемы: ломать хранящуюся в амбаре утварь, рассыпать муку, портить и раскидывать зерно.

Ди́вы - человекоподобные существа, злые духи, имеющие вид великанов. Большого роста, сильны, глупы, изображаются с небольшими рожками. Обычно считается, что дивы живут в горных пещерах и ведут звероподобный образ жизни — хотя в некоторых сказках дивы живут в домах, носят одежду, содержат скот и т.д.

Ба́ба-яга́ - уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя.

Блуждающие огни — существа в виде огоньков, воплощение душ грешников.

Они имеют видимый облик, а огоньки лишь самые заметные его части: блестящие рубашки, светящиеся головы, свечки в руках, фонари на грудях или в руках. Иногда было видно только руку, держащую свечу. Форма и цвет огня также описываются различно: синие огоньки, огарки свечки, большие свечи с человеческими лицами и др. Появляются как по-одиночке, так и нечётными группами. Их сопровождают стуки и стоны. Могут летать, прыгать, появляться и исчезать, мерцать.

Появляются они чаще на кладбище, болоте, дорогах, лугах, полях, над водой. По времени: ночью, особенно в полночь, а также в ночь перед Рождеством, в поминальные дни.

Обычно они заставляют человека блуждать, сбивают с дороги, заманивают в труднопроходимые места.

Были распространены представления, что огоньки безвредны, если обращаться с ними вежливо: спросить, что им нужно, помолиться за их души, дать им кусок хлеба. Если их попросить, то они могут указать дорогу, после чего их нужно обязательно поблагодарить.

         

Упырь - полумертвец либо мертвец, ведущий ночной образ жизни или являющийся в облике летучей мыши, сосущий кровь у спящих людей, насылающий кошмары. Считается, что вампирами становились преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью или заражённые от укусов других упырей.

Васили́ск — мифический чудовищный змей. В частности, считали, что василиск — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

 Змей Горы́ныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов. Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых.

Ведьма́к является начальником над ведьмами; может действовать заодно с ними или, наоборот, защищать людей от их проделок, заговорами лечить болезни людей и животных. Обладая магическими способностями, ведьмак может по своему усмотрению оборачиваться мотыльком, конём, волком или другими животными. Перед смертью ведьмак должен передать свои знания другому человеку. Когда он умирает, наступает засуха или идут нескончаемые дожди. По одним поверьям, после смерти ведьмака следует отрубить ему голову, положить ее лицом вниз и забить в рот кол. В могилу кладут кусок осины, гвозди, бумагу, стружку, у могилы трижды рассыпают мак.

 Вий — персонаж из преисподней, чей взгляд убивает. Его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами, которые он не может поднять без посторонней помощи.

 Волкола́к — человек-оборотень, на определённое время принимающий образ волка. Волколака чаще описывали как обычного волка, иногда указывались странности во внешнем виде и поведении, указывающие на его человеческое происхождение. Волколак сохраняет разум, но не может говорить.

 Коргору́ши или колове́рши — существа мелкого размера, служащие на посылках у ведьм или домовых. Люди видят их в основном в образе кошек, преимущественно чёрной масти. Коргоруши приносят своему хозяину припасы или деньги, воруя их.

Леда́щий или лядащий — дух соломы, который всю зиму проводил во сне, весной просыпался и всё лето ожидал новую спячку, но уже — в копне свежей соломы.

Среди крестьян считалось, что этого духа почти никто не видел, но многие слышали, как он громко зевает, вздыхает из соломы. Если же его всё-таки удавалось встретить, он неизменно должен был предстать с соломой в волосах выглядя «весь запухший ото сна» из-за того, что очень любит сон. Разбудить его может только наступление весны.

Ночницы - ночные духи женского пола, враждебно настроенные по отношению к людям. Ночницы нападают на детей, готовящихся отойти ко сну, причиняя им беспокойство и вызывая бессонницу. Славяне верили, что причина детского плача, ночного крика и плохого сна является результатом деятельности ночниц.

Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу. Сказочный Морозко одаривает невинно гонимую падчерицу богатством за её «правильные» ответы на вопрос, тепло ли ей или холодно; он же губит дочерей злой мачехи, которые проклинают лютый холод.

Полу́дница - дух, связанный с летним солнечным светом и жаром; демон, проявляющий себя в период цветения и созревания хлебов. Полудница настигает тех, кто работает в поле в полдень (по народному обычаю в полдень следовало отдыхать) и может даже отрезать голову нарушителю традиций. Отрицательно относится к младенцам: оставленного в поле без присмотра ребёнка похищает или же может заменить своим собственным. Если встретить полудницу в полдень, то она может начать загадывать загадки, если не разгадать — может защекотать до полусмерти.

 

Рарог -образ птицы или дракона с искрящимся телом, пламенеющими волосами и сиянием, вырывающимся изо рта, а также в виде огненного вихря.

Солове́й-разбо́йник - чудовищный противник героя, поражающий врагов страшным посвистом.

Изображается либо в виде человека, либо в виде загадочного громадного существа с птичьими крыльями, под которым сгибается дуб. Согласно былинам, у Соловья-разбойника крепкий двор и терем, в котором живёт его семья.

Стжига – демон. Чтобы стржига не могла вредить людям, нужно было выкопать её и проколоть ей сердце дубовым колышком или осиновым колом, либо отрезать ей голову и затем ударить её по ногам. Если кого-то при жизни могли заподозрить, что после смерти он станет стржигуном, то его хоронили ртом вниз и вставляли ему под губы камень; другим способом были похороны с серпом у головы или посмертное обезглавливание и похороны головы отдельно от тела.

Юда - злое мифическое существо женского пола, которое живёт в горах, у озера и носится вихрем по воздуху.

Юды относятся враждебно к людям и, завидев кого-нибудь купающимся, опутывают своими длинными волосами, как сетями; пойманных замучивают различными способами, причём с особенным удовольствием выдирают им глаза.

 

Богинка — злое уродливое существо c высокой нескладной фигурой, непропорционально большой головой, вздутым животом, кривыми ногами, чёрными зубами. Богинки обитают в пещерах, на болотах, у водоёмов, в оврагах. Появляются ночью в ненастную погоду.

 

Бу́кавац - демоническое существо мифологии, похожее на оборотня. Букавац иногда описывается, как шестиногий монстр с оленьими рогами. По народным представлениям живёт в больших водоемах, выйдя из воды в ночное время наводит много шума, прыгает на людей, животных и душит их.

 

Чёрт — то же, что бес и близок понятию дьявол. В славянской мифологии — злой дух, озорной и игривый. Считалось, что простого упоминания чёрта достаточно, чтобы он услышал это и приблизился к неосторожному человеку, а то и навредил ему.

3. Нарисовать одно из СЛАВЯНСКИХ мифологических существ (можно из числе предложенных, можно свое).

4. Фото работ предоставить до 16 апреля в ВК в личных сообщениях Ивановой Е.В.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: