«Чем был – тем стал»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти деревом, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: Домиком для берлоги, домик для бобра, берлога для медведя.
Ход игры: При уточнении понятия относительности размера
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал взрослым медведем.
Воспитатель: Было
Игра на определение подсистемных связей объектов.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Волшебный светофор»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).
Воспитатель: Заяц (поднимает зеленый кружок).
Дети: Заяц относится к природному миру, к живой системе, к диким животным. Он живет в лесу.
Воспитатель: Поднимает красный кружок.
Дети: У зайца есть голова, уши, туловище, хвост, лапы, нос, шерстка.
Воспитатель: Почему заяц меняет шубку зимой?
Дети: Чтобы скрываться от врагов: лисы, волка.
Воспитатель: поднимает желтый кружок.
Дети: Зайчик – это доброе, безобидно животное, он никого не обижает. Он нужен для того, чтобы в лесу жили животные и было красиво.
Игры на сравнение систем
«Давай поменяемся»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект (можно на одну тему) и говорит, что он умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.
Ход игры:
Р1: Я – слон. Я могу обливаться водой из хобота.
Р2: Я- еж. Я могу сворачиваться клубком.
Р3: Я – заяц. Я могу быстро скакать.
Затем идет обмен функциями. Еж теперь может обливаться водой из хобота. Как это? А слон объясняет, как он научился быстро скакать, а заяц сворачиваться клубком.
Игры на сравнение систем
«Теремок»
(проводится со средней группы)
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль едущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. Кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле.
Игры на сравнение систем
«Найди друзей»
(проводится с середины средней группы)
Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.
Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».
Ход игры:
Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?
Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.
Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?
Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.