Подведём итоги. Ответьте на вопросы

Классный час

 «Колокола Чернобыля»

(1 кл.)

 

Цель: познакомить учащихся с аварией на Чернобыльской АЭС и ее последствиями.

Задачи:

1.Показать значимость и масштаб катастрофы.

2. Дать представление о нормах поведения людей в условиях чрезвычайной ситуации.

4. Повысить экологическую грамотность обучающихся на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

 

Ход классного часа:

  Ребята, нам всем нужен свет, не правда ли? А для чего он нужен? Чтобы было светло, чтобы можно было пользоваться бытовыми электроприборами. Если не будет света мы не сможем посмотреть телевизор, предприятия не смогут работать, остановятся станки и д.т. Чтобы работали все бытовые приборы нужна электроэнергия. А для получения электроэнергии, люди построили электростанции. Вспомните, какие виды электростанций вы знаете.

 На Украине вблизи города Припять, и в 18 км от города Чернобыль построили Чернобыльскую атомную станцию.

 

Днепр. Припять … Места красивейшие на удивление. 35 лет назад они были местом отдыха тысяч людей... Сюда всегда так стремились горожане! В этом благословенном уголке тихого украинского Полесья, грибы «косой косили», рыбу ловили на «пустой крючок», из-под ног брызгала красным соком земляника. Население города Припять составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей.

Но кто знал тогда о Чернобыле? Давайте послушаем, что писал о тех местах Александр Белкин.

Красивый город, берег Припяти,

Слегка шумит сосновый бор,

Как будто грудь крутую выпятив,

Весну встречает крошка-порт.

А там, вдали, там за деревьями,

Трубою высится АЭС.

Вокруг поля, поля с деревнями,

И речка и зеленый лес.

Весенний день уже кончается,

Еще один апрельский день.

И ночь тихонько подбирается,

На город, опуская ТЕНЬ. (А. Белкин)

 

 Но известность этот скромный полесский городок получил за другие «заслуги» – 26 апреля 1986 года в 1ч.24 мин произошел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции, который взбудоражил мир. Здание частично разрушилось, в помещениях и на крыше начался пожар. Из разрушенного здания, в воздух стали выходить опасные радиоактивные вещества

До утра не дожив,

Тишина раскололась,

На зловещий тот взрыв.

В темноте напоролась.

И, пошла! Все крушить,

Раскаленная каша.

Суд великий вершить.

Над беспечностью нашей.

Полетело все вверх:

Перекрытия, блоки.

И огонь заплясал.

На разрушенном блоке.

По дорогам уже завывают сирены.

Прямо в лоб им летят

Невидимки-рентгены.

 Произошла трагедия.

 Подберите слова-синонимы к слову трагедия (беда, страх, смерть, слезы, болезни..)

Первый, самый страшный удар приняли на себя пожарные города Припяти. Они тушили пожар в зоне сильнейшей радиации – над реактором.

Вот одно из воспоминаний:

«Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с потолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».

Пожарные тушили пожар. После пожара важно было не допустить расширение зоны радиоактивного заражения. С этой целью боролись с пылеобразованием, опрыскивая поверхность специальной смесью, вручную протирали объекты тканью, пропитанной специальным раствором. Летчики совершали более 100 полетов над радиоактивной зоной. Они сбрасывали с вертолетов 1000 и 1000 мешков песка, глины, доломита для того, чтобы закрыть воронку теплопоглощающими материалами.

Ликвидаторы – так называли людей, которые боролись с аварией ценой собственной плоти и жизни, ценой собственного здоровья выполняли свой долг перед Родиной.

 Подумайте, то чем занимались эти люди, каким одним словом можно назвать? (подвиг)

 А что понимается под словом подвиг? (долг перед Родиной, перед народом)

 Какими качествами обладали эти люди? (мужеством, героизмом)

Вечная им слава и память.

 В первый день после аварии жизнь в Припяти – городе, построенном для атомщиков и их семей в двух километрах от ЧАЭС, – продолжалась, как ни в чем, ни бывало. Большинство людей провели субботу на свежем воздухе – это был первый теплый и солнечный день холодной весны. В городе отпраздновали 16 свадеб.

Уже 27 апреля была проведена образцовая операция: за 3 часа было эвакуировано все население Припяти – 47 тысяч человек. А в первые дни мая были эвакуированы все люди, жившие в зоне 30 км вокруг станции, – 116 тысяч человек, десятки населенных пунктов. А как вы думаете почему? (Потому что находится там было очень опасно. Все кругом было заражено.)

 Ребята, а как вы думаете, изменилась ли жизнь у людей после этой аварии?Отразилось ли это на жизни животных и растений?  У животных и людей стали рождаться больные дети, растения тоже изменились.

 Было решено быстро построить защитную оболочку, которая получила название объект «Укрытие». Она была создана в очень короткий период времени – шесть месяцев. А как вы думаете, для чего она нужна была? (что бы не выделялись вредные вещества в атмосферу).

По завершению работ по сооружению объекта «Укрытие» поступление радионуклидов в окружающую среду существенно уменьшилось. Создание защитной оболочки обеспечило защиту территорий, которые граничат с ЧАЭС, от поступления радиоактивных веществ из разрушенного реактора.

 Ребята, как вы думаете, только ли жители Чернобыля пострадали в результате взрыва? (нет)

 29 апреля 1986 года высокий радиационный фон был зарегистрирован в Польше, Германии, Австрии, Румынии, 30 апреля – в Швейцарии и Северной Италии, 1-2 мая – во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Северной Греции, 3 мая – в Израиле, Кувейте, Турции...

Заброшенные на большую высоту газообразные и летучие вещества распространялись глобально: 2 мая они зарегистрированы в Японии, 4 мая – в Китае, 5-го – в Индии, 5 и 6 мая – в США и Канаде.

Радиоактивные следы достигли впервые атмосферы г. Новосибирска на 5 день после аварии – в ночь с 30 апреля на 1 мая 1986 года. Уровень содержания радионуклидов в атмосфере был превышен в 100 раз. И лишь в мае 1990 года практически закончилось вымывание Чернобыльских радиоактивных частиц из атмосферы города.

Ребята, а как вы думает, почему так быстро распространялась радиация? Что этому способствовало? (Радиацию ветром разнесло далеко от Чернобыля)

На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные – это сама ЧАЭС.

27 апреля 1998г. в г. Петрозаводске открылся памятник пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

 

Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.

 

Подведём итоги. Ответьте на вопросы.

1. Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?

2. Прочитайте стихотворение и подумайте, какие чувства вызывают у вас эти строки?

   Эхо Чернобыля

Ни листьев шороха, ни птиц
Нет ветра, нет надежды
Ни смеха, ни знакомых лиц
Нет мира, нет победы.
Одержан верх незримым сном
Черно все днем и ночью
И подступает к горлу ком
Пронизан воздух речью,

А речь о глупости людской,
Ошибках непомерных.
Ведь был же край этот красой
Но тысячи частиц коварных
Сгубили все и всех несчастных
Кто жил, и кто любил порой
Гуляет смерть поныне там –
Отравлены земля и реки,
Но что грустить доселе вам,
Ведь вы здоровеньки и крепки
Чернобыль – это смерти путь
Чернобыль – это судеб каша
Чернобыль – это мира грусть
Чернобыль – это память наша.

                             Илья Луговой

3. Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?

4. Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?

5. Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?

6. Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?

7. Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.

 






















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: