В битве отважных славой покрыли свои имена

Говорят, что солдаты умирают дважды: первый раз от пуль, а второй раз от забывчивости живущих.

Россияне, несущие в день Победы фотографии своих родных и близких участников Великой Отечественной войны, создают им бессмертие. По стране это не бессмертный полк, это целая армия бессмертных. «…И у каждого было имя, какое с рождения им дают. И сегодня незримо с живыми те погибшие рядом идут.»

 

«Они пришли сюда из прошлого далека»

 

 

        

Молодые годы наших отцов и дедов пришлись на страшную войну, «по-иному им жить пришлось: медсанбаты, окопы, невзгоды и боль утрат испытать довелось», - напишет позже В.Н.Дудин.

Десять Героев Советского Союза и одного полного кавалера Ордена Славы 3 х степеней дал стране наш горнозаводской район в годы войны. Позже, уже в мирное время звезду Героя получил Заслуженный летчик-испытатель СССР – Бездетнов и Героями России стали два наших земляка Курбангалеев и Катунькин.

Уроженец Алтайского края Валентин Алексеевич Фигичев, после смерти отца вернувшийся с матерью Натальей Алексеевной, братом Вячелавом и сестрой Женей в Катав-Ивановск, на родину мамы, детство провел почти на берегу заводского пруда (ул.Курмыш). Учился в первой катавской школе.

    Из его класса три человека (Фигичев, Чернецов, Зайцев) стали курсантами школы военных пилотов имени Пролетариата Донбасса в Ворошиловграде.

    Валентин Алексеевич свою службу начал в Одесском военном округе в звании младшего лейтенанта. И когда «трубач полка у штаба в холодный горн тревогу затрубил», командир звена истребителей Фигичев в 4 часа 35 минут утра уже вел свой первый воздушный бой с фашистским стервятником.

    Его краснозвездный истребитель за годы войны бывал в небе Северного Кавказа, Украины, Молдавии, Румынии, Польши и Германии.

    Звание Героя Советского Союза и Золотую Звезду получил, будучи гвардии капитаном командиром эскадрильи авиационной дивизии.

После окончания войны полковник Фигичев еще 12 лет служил в Вооруженных Силах страны.

Воздушным соколом был уроженец Юрюзани Дмитрий Дмитриевич Сырцов, выпускник ФЗУ Каиав-Ивановска, активный комсомолец который стал курсантом летной школы имени Ворошилова по направлению Челябинского обкома партии. Первый свой полет Сырцов совершил 5 марта 1936 года, летом уже прыгал с парашютом с высоты 800 метров и через год в звании лейтенанта был направлен в авиационную часть на западную границу СССР.

Дмитрий Сырцов командовал четверкой «Яков» в том страшном воздушном бою с 25 бомбардировщиками врага, которые сопровождали шесть истребителей. Они летели бомбить переправу через Днепр, где сплошным потоком шла советская артиллерия, танки, автомашины с солдатами и боеприпасами. Шел уже ноябрь 1943 года, Советские войска освобождали Украину. Четыре против шести и 25 бомбардировщиков!

Силы конечно не равны.

Сырцов повел свой истребитель на ведущий «Юнкерс» и сразу зажег его. Это привело к замешательству в четком строю фашистских самолетов, и они сбросили бомбы, где попало, не долетев до цели. Это только фрагмент одного боя из 343 боевых вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на разведку военных объектов…. После победы Д.Д.Сырцов служил в Заполярье и в Венгрии.

Сырцов Д.Д.                            

                

 

Третий летчик, получивший звание Героя Советского Союза, уроженец Усть-Катава - Сергей Федорович Кондрин. После окончания 10 классов и срочной службы в армии он поступил в Чкаловское военное авиационное училище (г.Оренбург). Потом была учеба в Иваново, в высшей штурманской школе.

Войну встретил в дальнебомбардировочном полку, который бомбил стратегические военные объекты – аэродромы, железнодорожные станции, скопления вражеских войск в глубоком тылу – в Германии, Венгрии, Финляндии, Румынии и Польше.

 

  МОУ СОШ №1 г.Усть-Катав

Конечно, советским дальнебомбардировщикам надо было летать незаметно, поэтому из 216 успешных вылетов, 183 были сделаны ночью. Трудными были все задания, которые получал от командования Кондрин со своим экипажем. В глубокий тыл врага приходилось лететь через заградительный огонь зениток, порой не зрением, а чутьем опытного летчика угадывая линию горизонта. В тот раз склады боеприпасов во вражеском тылу были разбиты, но назад Сергей Федорович вел уже израненный самолет, а сноп немецкого прожектора, ударяя по бортам, ослепил и самого летчика.

На родной аэродром он сажал самолет, чуть не задевая верхушки деревьев. Все хвостовое оперенье было изрешечено осколками.

В этот же день гвардии полковник Вавилов подписал Наградной лист, в котором Кондрина представляли к званию Героя Советского Союза.

    Гвардии майор Кондрин Сергей Федорович погиб вместе со своим экипажем 12 февраля 1945 года при выполнении боевого задания на Украине.

    В честь своего земляка устькатавцы назвали одну из улиц.

 

                             Четвертый Герой Советского Союза тоже летчик, не просто летчик, а Заслуженный летчик-испытатель СССР Николай Павлович Бездетнов получил это звание в мирное время в 1985 году.

Он родился в Катав-Ивановске в 1934 году. Детство, совпавшее с войной, провел в селе Тюбеляс Катав-Ивановского района, там же закончил семилетку, а среднюю школу – в Юрюзани, школу №1 имени Н.К.Крупской. Николай Павлович пишет: «Был момент, когда военком, ссылаясь на комсомольский Сталинский набор, пытался меня определить в Ленинградское военно-морское училище, но я сильно сопротивлялся и в конце концов сошлись на авиации, куда я определился с большим желанием.» На это его желание большое влияние оказал старший брат, тоже летчик. В городе Энгельсе учился в военном училище имени Марины Расковой, и с 1961 года Николай Павлович – на испытании новой техники в вертолетном Конструкторском Бюро Николая Ильича Камова. Всего пять слушателей второго вертолетного набора было в Школе летчиков-испытателей вертолетов Министерства авиационной промышленности СССР. Отличную характеристику заслужил Бездетнов: «Дисциплинирован, скромен, общителен … теоретические дисциплины усваивает без затруднений. Летное дело любит, в полете инициативен, смел, вынослив. В усложненной обстановке решения принимает своевременно и грамотно их выполняет. Техника пилотирования отличная».

Дополнительно в МАИ он получил углубленную инженерную подготовку.

Вспоминаются слова Юлии Друниной «кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Вертолеты сами не летают, испытывать все их технические параметры – значит вложить в них человеческие знания и умения. Валентина Ивановна, жена летчика-испытателя при встрече сказала: «Мне страшно было каждый раз, когда провожала его в очередной испытательный полет. Вернется ли…?»

Николай Павлович испытывал опытные образцы новых вертолетов, в том числе и знаменитую «Черную акулу». Испытывал в ночное время, сажая на палубы кораблей; делал экстренные взлеты с наклонной палубы, когда тот самопроизвольно скатывался к борту, испытывал в сложных метеорологических условиях…

Он не боялся быть первооткрывателем: на опытном вертолете КА-25 отработал и осуществил автоматическую стабилизацию режима висения на кабель-тросу, предложил свой метод навигации корабельных вертолетов, провел целую серию летных исследований по безопасности полетов при отказе одного и двух двигателей; отработал посадки как на сушу, так и на воду, а также на палубы кораблей одиночного базирования, в том числе на ходу и при качке и многое-многое другое.

В 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в качестве летающего корректировщика. Сегодня, находясь на пенсии, Николай Павлович пишет статьи по технике летной безопасности и работает Председателем Совета ветеранов Ухтомского вертолетного завода.

Он считает, что дисциплина и ответственность летчика – это гарант успешной и безопасной эксплуатации машины. Очень болезненно переживает все происшествия по причине «человеческого фактора», так как знает на практике, что испытатели определили предельные физические возможности машины и нарушения техники пилотирования приводят к негативным результатам. В своей книге, ставшей учебником «Философия летной безопасности», он подчеркивает, что у летчика должен быть высокий уровень эксплуатации самолетов.

Звание Героя Советского Союза было учреждено 16 апреля 1934 года. Первыми Героями стали шесть летчиков, которые спасли с дрейфующей льдины экипаж ледокола «Челюскин». За годы войны (1941-1945) высшая государственная награда присваивалась более 11 тысяч раз.

У Бездетного Н.П. Золотая Звезда Героя за №11531.

Гордитесь ими! Помните о них, наших уральских соколах!

Головин, Мирсков и Клоков. Что их объединяет?

Один родился в Башкирии, имел начальное образование и работал обходчиком на железнодорожной станции Вязовая (Головин);

другой после войны стал ученым в Институте истории и Академии Наук Украины (Клоков); третий – Андрей Иванович Мирсков, уроженец села Верх-Катавка, лесоруб…

    Общее у них это огромная любовь к своей Родине и беззаветная преданность ей.

Эти люди тоже Герои Советского Союза, наши земляки, призыв Катав-Ивановского военкомата. Прошедший курсы младших лейтенантов Андрей Иванович Мирсков стал командиром разведывательного отделения и совершил десятки выходов в тыл врага. Его разведчики добыли десятки ценных «языков»

Мирсков А.И.

 

     Всеволод Иванович Клоков в годы борьбы с фашистской Германией на территории Украины и Белоруссии стал руководить диверсионной группой подрывников и в составе партизанского соединения готовил диверсионные группы бойцов. Эти слова о них: «Только сосны слышали окрест, как шли тропою партизаны». В так называемой «малой войне» с партизанами враг потерял полтора миллиона человек, в том числе 65 генералов. Именно подрывники партизаны совершили более 20 тысяч крушений поездов. После войны Клоков – ученый Академии Наук Украины.

                  Головин Алексей Степанович ходил с бойцами в разведку, он был командиром отдельного лыжного батальона. Удивительной смелости и находчивости был сержант, умеющий свои геройским примером и бесстрашием воодушевлять роту.

 

                                                                                                                                          Головин А.С.

Имя Ивана Александровича Кукарина известно каждому юрюзанцу. Его отца, который работал на железнодорожной станции Вязовая и где родился будущий Герой, долго помнили все старожилы.

                                                                                      

Уроженец Юрюзани Александр Максимович как все мальчики был трудолюбив, к труду приучил с малых лет и Ивана.

С февраля 1943 года воевал Иван Александрович с немецко-фашисткими захватчиками. Свой главный подвиг артиллерист Кукарин совершил на хорошо укрепленном правом берегу Днепра, когда в числе первых туда переправился и стал отражать контратаки врагов. Весь расчет вышел из строя, он один раненый у орудия продолжал стрелять, потом кончились снаряды. Иван стреляет из карабина.

    Действительно, «пушки бьют в кромешной мгле, и бой идет святой и правый, смертный бой…».

Контратака была отбита. Советские бойцы переправились на правый берег Днепра благодаря мужеству и нашего земляка Кукарина.

Иван Александрович Кукарин работал одно время комсоргом ФЗУ, но после демобилизации в 1944 году, прожил недолго.

В Юрюзани ежегодно проходят спортивные соревнования на приз Героя Советского Союза И.А.Кукарина.

    Ольга Станиславовна Средина, руководитель городского объединения «Излучина» посвятила Кукарину свое стихотворение:

ИВАН КУКАРИН

(Герой Советского Союза)

 

В каждом городе, в каждом селе, есть достойные земляки.

Среди них на особом счету наши воины – фронтовики,

 

Что страну заслонили собой в годы тяжких военных лет

И оставили на земле и в истории четкий след.

 

…Жил да был Кукарин Иван, был обычным он пареньком.

Предвоенный, тяжелый был быт до боли ему знаком.

 

На Вязовой родился он, и учиться всему спешил.

Семилетку окончил – и в путь! (С детства с техникой ведь дружил).

 

Комсомольский кипел задор. Все казалось ему нипочем,

И друзья вставали горой, если надо к плечу плечо.

 

ФЗУ одолел! Ура! Верх-Исетский завод и ГРЭС,

И огромный город Свердловск вызывали большой интерес!

 

Но всему помешала война. Кем бы стал наш Иван, как знать?

Может быть, за пытливый ум стали мастером величать,

 

Может, что-нибудь изобрел и куда-нибудь поступил…

В 41, уже в октябре срочно в армию призван был.

 

Отучился, попал на фронт, в орудийный вошел расчет.

Сколько танков хотели смять, только смелым всегда везет!

 

Он в гвардейском служил полку — ну а это большая честь,

И медалей блестящих строй на груди у Ивана есть.

 

… Самой страшной за всю войну – это битва за Днепр была.

Переправа на «пятачок» много жизней с собой взяла!

 

Дан приказ: «Удержать плацдарм!» Значит некуда отступать,

Надо горстку земли родной у захватчиков отвоевать!

Ну а фрицы лезут вперед, скинуть в воду они хотят.

Мины сыплются, словно град и снаряды им в след летят.

 

То один упал, то другой… Перестал атаки считать.

Нужно выжить любой ценой! Не привык Иван отступать!

 

Оглянулся и тишина… все погибли, а он – живой!

И не веря себе, стоит с замутненной головой.

 

Он был ранен, контужен, но жив. (Видно вовремя помощь пришла).

Где-то в госпитале, потом, но награда его нашла.

 

Орден Ленина и медаль. Он – герой Советской страны!

Стоит выйти на улицу – вмиг окружали его пацаны.

 

По ранению прибыл домой. До победы остался год.

А душа позвала опять ближе к технике, на завод.

 

Жаль, здоровье уже не то… До победы дожил герой

И пополнил, как пел Бернес, журавлей улетевших строй.

…В каждом городе, в каждом селе, есть достойные земляки.

Среди них на особом счету наши воины – фронтовики.

 

Что страну заслонили собой в годы тяжких военных лет

И оставили на земле и в истории четкий след.

 

                        Смерть в бою свистела часто над головой Никифора Ильича Феничева, бойца пожарной команды Брянского завода дорожных машин имени С.М.Кирова, который был эвакуирован в Усть-Катав в самом начале войны. Ката-Ивановский райвоенкомат призвал его в армию, и очень скоро этот отважный боец стал известен своей храбростью. Старший сержант Феничев был примером для своих солдат и везде был первым: первым бросался в атаку, первым форсировал реку Сож в Гомельской области, первым врывался в траншею противника… Никифор Ильич пал смертью храбрых в ожесточенной рукопашной схватке 17 ноября 1943 года, погиб, но с захваченного рубежа не отступил. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно.

В Белоруссии ему установили бюст Героя, а Усть-Катаве его имя присвоено специализированной пожарно-спасательной части.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: